Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №46 (211) | 3 декабря 2007г.
 

Столицы не будет

Виктору Тархову не удастся придать Самаре особый статус

Ирина Иванова

На прошлой неделе рабочая группа Самарской губернской думы (СГД) продолжила работу над законопроектом «Самара — столица губернии». Этот документ, разработанный администрацией города, предусматривает, что в подтверждение своего столичного статуса областной центр должен будет ежегодно получать финансовую помощь из губернского бюджета. Именно на борьбу за эти деньги мэр Самары — лидер «Справедливой России» в области Виктор ТАРХОВ (на фото) сделал ставку в своей предвыборной кампании на этот раз.

Вся Самара была увешана щитами, на которых «эсеры» доказывали, что губернский центр должен получить из губернского бюджета компенсацию в размере 5% от налогов, собираемых на его территории. Это примерно 2 млрд. р. В пояснительной записке к законопроекту указано, что город несет большие затраты, исполняя столичные функции. Так, в Самаре 600 объектов культурного наследия. Более 900 тыс. кв. м площадей Самара сдает в безвозмездное пользование областным и федеральным структурам, и все они нуждаются в расходах со стороны муниципальных властей — к примеру, в ремонте фасадов. Обилие приезжих в городе также приносит ему проблемы, которые требуют денег.

Борьба вокруг «столичного» статуса Самары, а точнее получения ею дополнительных финансовых ресурсов, продолжается уже не первый год. Первыми такой законопроект разработали еще сторонники бывшего мэра Самары Георгия Лиманского в СГД второго созыва. Тогда из-за серьезного конфликта между Лиманским и губернатором Константином Титовым город несколько лет не получал трансфертов из региональной казны. Правда, точная сумма финансовых вливаний в областной центр в документе указана не была. Законопроект предусматривал в основном передачу части дорог в федеральную собственность с финансированием из российской и губернской казны. В качестве обоснования его составители ссылались на то, что подобные документы уже были приняты в целом ряде городов, в том числе соседнем Саратове.

Этот документ предусматривал, что в качестве компенсаций за «столичные» функции город должен получать средства из регионального бюджета на уборку мусора и озеленение улиц. Однако там сумма финансовой поддержки была совсем невелика — около 20 млн. р., но все-таки помогала разрешению неотложных финансовых проблем муниципалитетов.

Между тем в тот период СГД так и не удалось провести этот законопроект. Его рассмотрением занялись уже депутаты третьего созыва. Но в 2002 г. документ был окончательно похоронен в недрах губ думы. Причина отказа была проста — представители других муниципалитетов, составлявших большинство в прошлом созыве СГД, заблокировали принятие документа.

Вскоре федеральное законодательство кардинально изменилось. ФЗ №131 «Об основах местного самоуправления» законодательно установил равенство муниципалитетов. В нем не было ничего сказано об особых привилегиях административных центров регионов. Получить дополнительное финансирование областной центр сможет только в том случае, если региональные власти передадут городу какие-либо государственные полномочия, а сделать это совсем не просто.

После смены губернской власти мэр Виктор Тархов попытался рассчитывать на помощь и поддержку губернатора Владимира Артякова. Сейчас его задача — получить максимально возможное финансирование, причем четко зафиксировать размер помощи. В качестве основы для отстаивания своей позиции он может опять сослаться на опыт Саратова, где в конце 2006 г. повторно был принят закон, придающий Саратову столичный статус. Но теперь он лишь устанавливает возможность получения дополнительных средств из губернской казны. Для этого мэрия каждый год должна подавать специальную заявку региональным властям, которые вправе и отказать.

Более того, порядок расходования этих средств также определяется областным правительством, так что у руководства муниципалитета попросту связаны руки.

Законопроект, разработанный в Самаре, подобных ограничений не предусматривает. По сути, он наделяет мэрию возможностью бесконтрольно расходовать выделяемые средства. В результате и правовое управление СГД, и юристы правительства области подготовили отрицательное заключение на законопроект. Не изменилась и позиция других муниципалитетов губернии. Для подтверждения своей позиции у них есть серьезный аргумент: в этом году из облбюджета на нужды Самары было выделено 18 млрд. р., в то время как на нужды Тольятти — всего 7 млрд. р., на нужды других городов еще меньше. Кроме того, крупные магистрали Самары уже сняты с баланса муниципалитета и обслуживаются на средства регионального бюджета.

Таким образом, реальных возможностей для принятия законопроекта «Самара — столица губернии» попросту нет. И вряд ли муниципальные власти не отдают себе в этом отчет. Вероятно, что этот законопроект стал лишь одним из рекламных ходов «эсеров» и вскоре будет благополучно забыт.