Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (129) | 27 марта 2006г.
 

Деньги в мусоре

ЗПБО укрепит монопольные позиции

Константин Смельцов

ОАО «Завод по переработке твердых бытовых отходов» готовится к реконструкции первой очереди, что позволит запустить третью очередь. Предполагается, что город профинансирует это строительство в размере 12 млн. р. в счет погашения одного из долговых обязательств перед областью. Эксперты «Хронографа» утверждают, что в ближайшее время значимость ЗПБО многократно возрастет. Не исключено, что в скором времени будет принят федеральный закон, ограничивающий захоронение бытовых отходов на полигонах без предварительной переработки.

ОАО «Завод по переработке твердых бытовых отходов» осуществляет производственную деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и переработке мусора с 1997 г. В основу технологической схемы завода положено аэробное механизированное биотермическое компостирование твердых бытовых отходов (ТБО). Переработка ТБО предусматривает сепарацию и вторичный оборот ценных утильных компонентов: металлического лома, пластмассовых кусковых и пленочных материалов, текстиля, стекла, бумаги. Конечным продуктом обезвреживания и переработки отходов является компост, натуральное органическое удобрение. Его можно применять для рекультивационных и восстановительных работ на полигонах отходов как средство для озеленения городского садово-паркового и лесного хозяйства. Такие эксперименты проведены и имеют положительный эффект.

ЗПБО является единственным специализированным предприятием Самарской области, перерабатывающим бытовые отходы. Проектная мощность завода — 575 тыс. куб. м ТБО в год, что составляет 50% от общего объема образуемого бытового мусора в Тольятти.

Законодательные инициативы обеспечат стопроцентную загрузку мощностей ЗПБО
Законодательные инициативы обеспечат стопроцентную загрузку мощностей ЗПБО

В настоящее время ЗПБО перерабатывает 520 тыс. куб. м мусора в год. Эти объемы обеспечиваются только Автозаводским районом города. Расширение производственной мощности является плановым шагом для завода. Запуск третьей очереди ЗПБО уже просчитан, имеется полный пакет документации, который прошел необходимые экспертизы. Фактически третья очередь будет представлять собой реконструкцию первой очереди завода. Эта модернизация позволит перерабатывать бытовые отходы Центрального и Комсомольского районов. Сегодня захоронение этого мусора на полигонах происходит без предварительной переработки. Темпы строительства нового звена технологической цепи ЗПБО напрямую зависят от финансирования. Предприятие ожидает получить на эти цели 12 млн. р. Подразумевается, что средства будут выделены из областного бюджета. Однако ввиду того, что город задолжал области, возможно, город направит эту сумму напрямую на ЗПБО.

Необходимость расширения мощностей обусловлена главным образом грядущими преобразованиями в российском законодательстве. В Госдуме готовятся законопроекты с ограничениями загрязнения окружающей среды по ряду параметров. Изменения будут внесены вследствие вступления России в ВТО. В ближайшее время будет принят ряд законодательных актов, которые постепенно сократят объемы захоронений бытовых отходов на полигонах и увеличат долю перерабатываемого мусора.

Эту информацию подтвердил и директор ЗПБО Сергей Дегтярев. Очевидно, что привлекательность «мусорного» бизнеса в этой связи возрастает. По мнению экспертов «Хронографа», в городе может появиться инвестор, готовый выкупить акции завода. Сегодня 50% акций принадлежит мэрии города, другие 50% — в руках компании «АвтоВАЗтранс». Но учитывая тот факт, что уставный капитал ЗПБО составляет 430 млн. р., вряд ли стоит ожидать быстрой смены собственников. Интересно, что до периода акционирования завода — 2004 г. — уставный капитал был всего 60 млн.р. Переоценка основных фондов совпала с приходом на АвтоВАЗтранс менеджеров Группы СОК» и привела к некому дисбалансу соотношения уставного капитала и годового оборота ЗПБО. Сейчас он составляет порядка 80 млн.р. При этом оценочная стоимость завода, по мнению директора ЗПБО, не оказывает серьезного влияния на его финансовое положение. Предприятие устойчиво, не имеет кредиторской задолженности, поскольку доходная часть предприятия формируется за счет тарифов. Их устанавливает генеральный заказчик — департамент жилищно-коммунального хозяйства с согласия мэрии города.

Однако такое положение дел не отрицает будущих перспектив по формированию доходов ЗПБО. На территории Самарской губернии мусороперерабатывающих производств, построенных по аналогичной технологии, больше нет. Не исключено, что интерес к данному предприятию проявит администрация области.