Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (120) | 23 января 2006г.
 

Принудительная благотворительность

Остается в правовом поле

Наталья Матвеева

В настоящее время департамент образования мэрии разрабатывает новое положение, регламентирующее порядок оказания платных услуг в муниципальных учреждениях города. Некоторые из экспертов считают, что усовершенствование нормативной базы в этой сфере может привести к легализации теневой благотворительности в школах и детских садах. Однако законодательная база, регулирующая этот процесс, пока оставляет его вне контроля муниципальных органов.

На минувшей неделе Тольяттинская дума возобновила работу над положением «О предоставлении платных дополнительных услуг муниципальными образовательными учреждениями Тольятти».

По словам специалиста информационно-аналитического управления думы Светланы Тимофеевой, новое положение не является революционным по отношению к документу, принятому в 2003 г., однако в процессе его обсуждения со стороны директоров школ возникали довольно странные предложения.

В частности, было озвучено предложение передать право устанавливать цену на питание в образовательных учреждениях директорам школ и детских садов. Данные изменения позволили бы существенно сократить процедуру отчетности школ перед вышестоящими муниципальными органами. Однако пока предложенная норма идет вразрез с уставом города, в котором обязанность регулировать тарифы на социально значимые услуги закреплена за мэром города.

По словам завотделом по нормативному сопровождению департамента образования Натальи Рудометкиной, положение дорабатывается с целью развития сферы дополнительных платных образовательных услуг. Косвенным образом это может привести к сокращению оплаты родителями услуг учебного заведения в виде благотворительных взносов.

Однако, по мнению специалистов думы, то, что сегодня готовится новая законодательная система оказания дополнительных платных услуг, не означает, что теневая благотворительность приобретет цивилизованные формы. Поскольку эта форма работы с родителями не требует строгой отчетности перед административными и фискальными органами, она, безусловно, остается привлекательной для руководителей муниципальных учреждений.

Что касается родителей, которые по закону могут осуществлять контроль за расходованием этих средств, на практике редко кто в полной мере пользуется своим правом. В квитанциях взносы родителей проходят под названием «пожертвования», без дальнейшей детализации. Как заметила Рудометкина, многие из родителей предпочитают вести досужие разговоры, а не открытую борьбу с принудительной благотворительностью. По мнению специалиста думы Татьяны Макаровой, самое главное в этой проблеме то, что в соответствии с ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» местные органы власти не уполномочены каким-либо образом регламентировать процесс оказания населением благотворительной помощи тем или иным учреждениям.

Этот вид деятельности регулируется ФЗ №135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и соответствующим законом на уровне субъекта федерации.

Городская дума не вправе создавать какие-либо нормативные акты, ограничивающие этот процесс. Пока ни на одном из вышестоящих уровней не предусмотрена передача полномочий в части благотворительной деятельности на уровень муниципалитета. Эксперты «Хронографа» полагают, что такая удаленность законодателя от объекта регулирования создает необычайно широкое правовое поле, в котором очень трудно отследить реализацию основы данного закона — принципа добровольности.

По информации «Хронографа», в одном из детских садов Центрального района ежемесячный обязательный «благотворительный» взнос в привилегированных группах составляет 500 р. От прочих групп детского сада, по словам родителей, они отличаются меньшим количеством детей. Состав таких групп не превышает 17 человек. В учреждении имеется три группы с такими условиями.

Ежегодно благотворительный фонд пополняется 3 млн.р., притом что бюджет садика на текущий год составил около 5,5 млн.р.

В служебной записке отдела планирования и прогнозирования департамента образования но: «Сбор благотворительных средств муниципальными образовательными учреждениями не осуществляется» .

По оценкам отдельных родителей, сегодня трудно найти детский сад, который бы не стремился привлечь помощь родителей. В бюджете города обозначено 87 детских садов. В некоторых из них взносы носят единовременный характер и просчитать даже приблизительно общий оборот родительских средств не представляется возможным.

В качестве спонсорской помощи учреждения, подведомственные департаменту, получили в 2003 г. 25,5 млн.р., в 2004 году — 33,7 млн.р., за 9 месяцев 2005 г. — 37,9 млн.р.

Как видно, динамика поступления спонсорских средств прогрессивная. По оценкам специалистов, общая сумма благотворительных средств, получаемых дошкольными образовательными учреждениями, в десятки раз превосходит суммы, отраженные в виде целевой спонсорской помощи.

Ситуация повторяется и в средних школах, некоторые из них, по словам Рудометкиной, продолжают сотрудничать со скандально известным фондом «Дельта» (см. «Хронограф» №14 (40) от 19.04.04), другие создают фонды непосредственно на базе учреждений.

Комментарии

Наталья РУДОМЕТКИНА, завотделом нормативного сопровождения ОУ "Департамент образования Тольятти":

- В законе очень четко прописано, что главное в оказании благотворительной помощи — это принцип добровольности. Ни для кого не секрет, что и в нашем городе в некоторых учреждениях происходит подмена благотворительности. В этом случае поможет только открытое сопротивление таким предложениям со стороны руководителей учреждения и информирование прокуратуры, ОБЭП и департамента образования. В рамках этой проблемы мы реализуем программу, в которой участвуют представители родительского комитета — 20 человек. После обучения они смогут поделиться опытом с другими родителями в школах и садах, разъяснить им их права и помочь противостоять бессмысленной сдаче денег, за которой не следует отчетность.