Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (120) | 23 января 2006г.
 

«Современник» с молотка

Полиграфическое предприятие может стать объектом недружественного вторжения

Павел Соколов

31 января окончится срок приема заявок на участие в аукционе по продаже 100% ОАО Полиграфическое предприятие «Современник». Сами торги состоятся 3 февраля. Это будет уже вторая попытка Российского фонда федерального имущества (РФФИ) продать госпредприятие с аукциона. Первый аукцион не состоялся по причине отсутствия заявок от участников торгов. Однако за полтора года ситуация вокруг ПП «Современник» существенно изменилась. Сейчас он стал максимально привлекательным для потенциальных рейдеров.

ОАО ПП «Современник» далеко не единственное предприятие полиграфической отрасли, которое до сих пор еще принадлежит государству. В 2003 г. при формировании плана приватизации госимущества практически все полиграфические предприятия попали в список продаваемых объектов. В 2006 г. планируется приватизировать 9 акционерных обществ, а 23 ФГУПа преобразовать в акционерные общества и тоже приватизировать. Стоит отметить, что приватизация полиграфического бизнеса сегодня идет крайне затруднительно. Причина заключается в том, что государство передержало объекты. «Государственники считали, что контроль над полиграфическим производством позволит осуществлять контроль над печатными СМИ, которые в начале 90-х становились все более независимыми», — объяснил причину, из-за которой полиграфические предприятия не перешли в частные руки во время первой волны приватизации, генеральный директор ОАО ПП «Современник» Рудольф Петров. Отсутствие инвестиций сделало все эти предприятия практически неконкурентоспособными по отношению к частному полиграфическому бизнесу. Поэтому интерес для участников приватизации может составлять не столько сам бизнес, сколько здания и сооружения, принадлежащие госпредприятиям. И то, если они сохранились в надлежащем виде или имеют выгодное месторасположение.

По событиям вокруг ОАО ПП «Современник» можно судить в целом о положении дел в полиграфическом госсекторе. Все, во что инвесторами вкладываются средства и что приносит на территории ПП «Современник» прибыль, принадлежит частным компаниям, расположившимся на площадях государственной компании. ПП «Современник» уже давно не занимается производством полиграфической продукции. Сдача площадей в аренду и содержание здания стали его основными функциями. Наиболее ярко это проявилось в 2000 г., когда совместно с ОАО ПО «СамВен» (полиграфическое направление холдинга «СамВен») было образовано ОАО ПП «Наш современник». СамВену досталось 74,64% акций новой компании, ПП «Современник» — 25,36%. Предприятие было создано для выпуска полиграфической продукции, в основном упаковочной, для нужд компании «Весна», входящей в холдинг СамВен. Уставный капитал «Нашего современника» составлял 36,975 млн. р. Если ПП «Современник» вложилось площадями, то СамВен — новым оборудованием.

Спустя два года ПП
Спустя два года ПП

В конце 2003 г. случилось так, что СамВен ушел из совместного с ПП «Современник» бизнеса. Его место в ОАО ПП «Наш современник» заняла компания ООО «Авто-Принт», зарегистрированная в г.Новосибирске. На самом деле Авто-Принт оказался подставной компанией, позволившей ряду известных в Тольятти бизнесменов войти в полиграфический бизнес под видом крупных инвесторов из Сибири. Под прикрытием 000 «Авто-Принт» в ОАО ПП «Наш современник» вошли: генеральный директор и соучредитель ОАО «Ставропольагротранс» Сергей Пештич и учредители 000 «Строй-монтажиндустрия» Григорий Баренбойм и Владимир Шильников. Обе компании на тот момент являлись дилерами АВТОВАЗа.

Строймонтаж-индустрия к тому же причастна к торгово-строительной группе «Диалог». По тому же адресу, где располагается ТСГ «Диалог», зарегистрировано еще и 000 «Стройснабиндустрия». Помимо Баренбойма и Шильникова в состав соучредителей Стройснабиндустрии вошли и такие известные тольяттинские бизнесмены, как Владимир Кожухов, Игорь Богданов и Николай Ляченков, а также компания «Соцкультбыт».

Новые собственники инвестировали в течение 2004-2005 гг. в полиграфический бизнес «Современника» около $5 млн. на приобретение нового оборудования. Стоит отметить, что все новое оборудование было заведено на 000 Печатный дом «Современник». Таким образом, уже летом 2005 г. «Современник» по техническим возможностям стал одним из лидеров в регионе по выпуску упаковочной продукции. В результате агрессивной маркетинговой политики предприятию удалось перехватить несколько постоянных клиентов у самарского лидера упаковочного бизнеса полиграфической компании «Европринт».

В целом региональный рынок производства упаковочной продукции сейчас является наиболее динамично развивающимся направлением полиграфического бизнеса, хотя и требует значительных стартовых вложений в оборудование. Но постоянно растущий спрос может позволить окупить вложения уже за 2-3 года. «Еще один плюс этого бизнеса заключается в том, что он не требует серьезных затрат на маркетинговые и рекламные нужды, — отмечает директор 000 «Газетная типография №1» Владимир Иващенко. — Здесь важно суметь заключить договор с крупным потребителем и поддерживать его». Директор по маркетингу компании «Агни» Геннадий Карев также считает, что «Современник» сделал правильный выбор: «Они правильно определились с направлением упаковочной продукции. Этот рынок еще только начинает осваиваться. Но они также имеют хорошие возможности и по производству книгопечатной продукции, которая тоже имеет сейчас устойчивый спрос».

«Современник» поддерживает сейчас три направления: упаковка, газета, книга. «Мы серьезно вложились в упаковку, но это не означает, что другие направления уйдут на второй план. Сейчас на подъеме газетный бизнес, на очереди книги — главным образом учебники. Это стабильный заказ и отказываться от него не совсем правильный ход, — заявляет директор по стратегическому развитию 000 Печатный дом «Современник» Валерий Зинченко. — Да, существует мнение, что для более эффективного ведения полиграфического бизнеса нужна дифференциация по сегментам. Мы к этому придем. Возможно, будем делить направления на самостоятельные бизнес-единицы».

ПД «Современник» полностью контролируется «Диалогом». Таким образом, три «Современника» оказались связаны между собой сложной структурой выстроенных отношений соучредителей. Это, по замыслу совладельцев бизнеса, должно было способствовать оптимизации бизнеса. Однако выстроенная структура может сыграть и защитную роль от возможного вторжения извне.

Об этом впервые пришлось задуматься в апреле 2004 г., когда РФФИ первый раз выставил стопроцентный пакет акций ОАО ПП «Современник» на аукцион. Торги были назначены на 9 апреля 2004 г. Номинальная стоимость всех акций «Современника» в количестве 253658 шт. составляла 253658 р. Однако стартовая цена предприятий была определена в 28 млн. р. Но торги не состоялись ввиду отсутствия заявок от потенциальных покупателей. Продление срока приема заявок до 27 апреля результатов также не дало.

Спустя полтора года РФФИ вновь выставил ПП «Современник» на торги. Прием заявок начался 30 декабря и продлится до 31 января. Аукцион назначен на 3 февраля. Стартовая цена теперь определена в 31,8 млн. р. Цена намного ниже средств, уже вложенных в производство. Однако для конкурентов это хороший шанс войти в бизнес «Современника» и, овладев зданием, осложнить ему жизнь. Опыт подобных действий уже имеется. В прошлом году крупнейшая санкт-петербургская полиграфическая компания «Светоч» стала жертвой рейдеров. Заполучив здание, они вынудили «Светоч» из него съехать. В результате полиграфисты потерпели несоизмеримые убытки. Между тем Валерий Зинченко демонстрирует внешнее спокойствие: «Нас особо не тревожит то, что какой-то недружественный инвестор приобретет данный объект. С другой стороны, если даже кто-то приобретет объект с целью дальнейших рейдерских действий в отношении работающего в этом здании бизнеса, то существует масса способов противостоять им».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.