Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (120) | 23 января 2006г.
 

Новый рекорд АВТОВАЗа

Стал возможен с приходом на предприятие государства

Павел Соколов

16 января на российской фондовой бирже РТС была зафиксирована максимальная цена сделки по обыкновенным акциям ОАО «АВТОВАЗ» за всю историю автозавода — 1350 р. за акцию. Стремительный рост вазовских акций начался после отставки Владимира КАДАННИКОВА и продолжается до сих пор. Более того, назначение на должность президента — генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» менеджера ФГУП «Рособоронэкспорт» Игоря ЕСИПОВСКОГО (на фото) еще больше подогрело рынок. Но вместе с тем росли котировки акций ОАО «ГАЗ» и ОАО «КАМАЗ», что свидетельствует о реальных возможностях создания на базе этих трех предприятий государственной автомобильной корпорации.

На этой неделе акции ОАО «АВТОВАЗ» неоднократно обновляли свои исторические максимумы. Этому предшествовал стремительный и практически непрерывный рост ценовых котировок акций АВТОВАЗа на протяжении последних трех месяцев. Но настоящий ажиотаж вокруг акций АВТОВАЗа начался после рождественских каникул. 11 и 13 января из-за роста текущей цены акций к уровню открытия сессии более чем на 10% по ним даже останавливались торги. Случай для АВТОВАЗа невиданный, тем более что накануне на предприятии сменилось практически все высшее руководство.

В общей сложности с осени обыкновенные акции выросли в цене в два раза, а сам автозавод, по сути, стал госкомпанией.

Именно этот факт большинство биржевых аналитиков считают основной причиной роста. «Безусловно, что катализатором роста стала смена руководства, фактически приход на предприятие государства. Присутствие государства в акционерах, как показывает практика, инвесторы склонны относить к защищенным идеям: акции этих предприятий в 2005 г. показали максимальные темпы роста», — сообщил «Хронографу» Александр Агибалов, управляющий директор AG Capital — компании, имеющей в новом совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» своего представителя — Альберта Гаврикова.

Аналитики ИК «Велес Капитал» идею, высказанную Агибаловым, развили дальше: «Одной из причин роста акций могут быть ожидания по смене руководства дочерних компаний АВТОВАЗа — ОАО «АВВА» и ЦО АФК».

Действительно, если Рособоронэкспорт приведет на руководящие должности в этих двух компаниях своих представителей, в руках государства может сосредоточиться контроль над 72% (включая долю Внешторгбанка и РФФИ) всех обыкновенных акций компании, не принадлежащих миноритарным акционерам. Причем для этого не придется приобретать акции самого АВТОВАЗа по рыночной цене (см. «Хронограф» №47 (119) от 26.12.05).

Безусловно, действия, начатые Есиповским, связанные с анализом и пересмотром договоров поставок, кадровыми перестановками, перераспределением секторов ответственности служб вице-президентов, встретили одобрение со стороны участников рынка. Однако последнему росту эксперты ИК «Велес Капитал» дают критическую оценку: «Мы делаем предположение, что последний рост акций АВТОВАЗа был обусловлен спекулятивными ожиданиями. Ввиду отсутствия официальной информации ожидания возможных благотворных последствий планов нового руководства АВТОВАЗа подтвердить нечем. Мы оставляем нашу рекомендацию по акциям АВТОВАЗа: ДЕРЖАТЬ».

Между тем 13 января ИК «Тройка Диалог» в своей ежедневной подборке новостей Market Daily разместила информацию о пересмотре справедливой цены обыкновенных акций ОАО «АВТОВАЗ» с $40,5 до $55. Причем в начале осени аналитики «Тройки Диалог» придерживались рекомендации ДЕРЖАТЬ и давали оценку справедливой стоимости $26,59. Сейчас они рекомендуют ПОКУПАТЬ акции АВТОВАЗа, комментируя это тем, что пересмотр условий сотрудничества АВТОВАЗа с поставщиками, дилерами и подрядчиками обещает обеспечить заводу рентабельность бизнеса.

Однако эксперты «Хронографа» считают, что новая волна роста началась после авторитетного заявления, которое сделал 23 декабря руководитель Федерального агентства по промышленности, член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» (руководитель совета по стратегии) Борис Алешин в московском выпуске «Коммерсанта»: «Главная проблема АВТОВАЗа — крайне низкая капитализация. Она ниже справедливой в три раза. Мы должны повысить капитализацию и впоследствии, возможно, вывести АВТОВАЗ на IPO».

Стоит отметить, что попытки повлиять на рост акций и, соответственно, на увеличение капитализации компании, сделав лишь громкое и авторитетное заявление о недооцененности АВТОВАЗа, предпринимались и раньше. 25 мая 2002 г. на пресс-конференции по итогам годового собрания акционеров (ГСА) председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Каданников заявил, что справедливая цена акций — это $45-50 за штуку.

Член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» от ИК «Атон» Альберт Гавриков в тот день был более щедрым на прогноз. По его словам, акции автозавода должны стоить порядка $60. Но оказалось, что тем прогнозам рынок не поверил. Показав 19 мая 2002 г., накануне ГСА, рекордную цену в $38, цена акции больше ни разу не могла приблизиться к этой отметке вплоть до сегодняшних дней. С момента отставки Каданникова на рынке было зафиксировано перемещение более 6% акций АВТОВАЗа. Возможно, таким образом кто-то пытается набрать 8,33% пакета, гарантирующие избрание в совет директоров. Однако рост на низких объемах, который наблюдается в последние дни, свидетельствует о том, что целенаправленная скупка акций не является причиной послерождественского роста. О том, что рост котировок есть не что иное, как работа по увеличению капитализации компании, косвенно свидетельствуют слова Алешина: «Не исключено, что долги (бюджетные долги АВТОВАЗа составляют примерно $500 млн. — Прим. авт.) будут конвертированы в акции АВТОВАЗа, которые получит государство. Но это лишь один из возможных вариантов, и он требует согласия акционеров». Причем «Ведомости», ссылаясь на свои источники, еще в прошлом году упоминали о том, что возможная покупка акций будет осуществляться через Внешторгбанк и на это ему якобы будет выделен кредит в $750 млн. В связи с чем появилась гипотеза, что нынешний рост цены акций — это подгонка цены под необходимый уровень, при достижении которого будет осуществлена упомянутая конвертация. С другой стороны, в результате этих действий относительная величина долга автоматически становится намного ниже величины капитализации.

«Посмотрите темпы роста акций других предприятий сектора в прошедшем году, — призывает Александр Агибалов. — Происходит переоценка стоимости акций российских автосборочных предприятий — акции КАМАЗа выросли более чем на 90%, ГАЗа — около 150%. АВТОВАЗ компенсирует отставание» (см. стр. 10). Одновременно с этим Борис Алешин в своих выступлениях отмечает: «Не исключен альянс АВТОВАЗа с крупным российским производителем тяжелых грузовиков или автобусов. Вполне возможно, с КАМАЗом или с каким-либо другим российским производителем. Это ненормально, что у такого крупного производителя, как АВТОВАЗ, по сути, всего одна базовая модель. В результате объединения мы можем получить крупную автомобильную госкорпорацию».