Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (416) | 14 мая 2012г.
 

Ошиблись с LADA Granta

Вложения АВТОВАЗа в рекламу могут дать обратный эффект

Сейдамет Абреков

До сих пор ОАО «АВТОВАЗ» не назвало производителя топливных трубок, из-за потенциального истирания которой было отозвано 94 тыс. товарных автомобилей. Среди них и первые 24 тыс. LADA Granta, изготовленные заводом с начала выпуска этой модели. Примечательно, что накануне продаж LADA Granta АВТОВАЗ вложил немало средств в формирование лояльного покупателя. В итоге за новой моделью даже выстроилась очередь. Однако случай с отзывом заставит автолюбителей почувствовать себя обманутыми покупателями, вновь столкнувшимися с пресловутым вазовским качеством. Таков может быть эффект от многомиллионных вложений в рекламную кампанию, сделанных не без участия директора по внешним связям АВТОВАЗа Игоря БУРЕНКОВа (на фото).

Заявление пресс-центра АВТОВАЗа об отзыве 70 тыс. автомобилей LADA Kalina и 24 тыс. LADA Granta, произведенных за период с октября 2011 г. по март 2012 г., было сделано еще 27 апреля. Необходимость отзыва этих автомобилей объяснялось так: «Во время ресурсных испытаний автомобилей при пробеге свыше 50 тыс. км в отдельных случаях выявлена потенциальная возможность истирания топливной трубки. Обращений от потребителей с подобным дефектом не зафиксировано, тем не менее АВТОВАЗ считает необходимым проверить все вышеуказанные автомобили LADA». В официальном заявлении пресс-центр, который входит в зону ответственности директора АВТОВАЗа по внешним связям Игоря Буренкова, не раскрыл информации о том, кто является производителем топливной трубки. Более того, этой информации не было представлено и в ответ на запрос «Хронографа». В телефонной беседе с корреспондентом «Хронографа» по этому поводу Игорь Буренков не нашел ничего лучшего, как заявить: «У меня нет времени» (см. «Хронограф» №16 от 02.05.12). Подобная информационная закрытость выглядит как минимум странно на фоне того, какое внимание уделялось и уделяется на АВТОВАЗе продвижению LADA Granta. АВТОВАЗ, прежде всего, должен быть заинтересован в том, чтобы назвать организацию, которой были поставлены топливные трубки, способные истираться в процессе эксплуатации.

Это действительно было бы так, если бы именно желание разобраться с ненадежным поставщиком стало поводом для растиражированных в Интернете официальных заявлений об отзыве.

В реальности уже само заявление пресс-центра АВТОВАЗа о факте отзыва могло быть сформировано исключительно в целях пиара. Известно, что производители мирового уровня не стыдятся при выявлении брака производить масштабные отзывы автомобилей, и делают это максимально публично. Наверное, в этом ключе решили поработать и пиарщики АВТОВАЗа.

Вопрос лишь в том, что заявления об отзыве они вбросили через сеть Интернет, а там присутствует лишь малая часть потребителей вазовской продукции. Несложно догадаться, какой будет реакция владельца новой LADA Granta, отстоявшего в очереди за машиной, в момент, когда он выявит заводской дефект. Тем более, если он узнает о факте отзыва уже на СТО, а не заранее через сеть Интернет.

Так или иначе, но информация об отзыве товарных автомобилей позволила сделать сразу несколько выводов. В частности, обращает на себя внимание количество отозванных автомобилей LADA Granta — 24 тыс. шт., произведенных с октября 2011 г. по март 2012 г. Судя по всему, это все автомобили LADA Granta, выпущенные вплоть до марта 2012 г. По крайней мере, если отталкиваться от информации, раскрытой на официальном сайте АВТОВАЗа, в марте было продано в России 9291 автомобиль. В феврале было продано 5618 LADA Granta, в январе — 1967 шт. За весь 2011 г. — 1023 шт. Получается, что всего за период, в который были проданы позже отозванные автомобили LADA Granta, было реализовано 17899 автомобилей. Получается, что либо Игорь Буренков и его подчиненные не совсем корректно раскрывают информацию, либо 6101 автомобиль LADA Granta был отправлен на экспорт, что маловероятно.

Ситуация, когда отзыву подлежат все произведенные LADA Granta, позволила задуматься об эффективности многомиллионных вложении в продвижение этого автомобиля накануне и после запуска серийного производства.

Стоит напомнить, что именно LADA Granta было уделено основное внимание дирекцией по внешним связям АВТОВАЗа в лице Игоря Буренкова, в зону ответственности которого входит в т. ч. и проведение рекламных кампаний. В частности, на основных телеканалах регулярно демонстрировались проморолики о LADA Granta, начала действовать постоянная система приема заказов на эти автомобили. Кроме того, автомобиль участвовал в выставках, были проведены разнообразные тест-драйвы, подготовка автомобиля к участию в чемпионате мира по кольцевым автогонкам и т. д.

У отзыва 24 тыс. автомобилей LADA Granta имеется и еще одна не слишком приятная для АВТОВАЗа сторона. Достаточно напомнить, что спрос на этот автомобиль подогревался еще накануне запуска серийного производства. АВТОВАЗ организовал предварительную запись для желающих приобрести LADA Granta. Фактически покупатели согласились ждать выпуска этого автомобиля, отказавшись от покупки других автомобилей, не обязательно производства АВТОВАЗа. Теперь же, после длительного ожидания, владельцам LADA Granta сообщили, что в их автомобилях существует опасность истирания топливной трубки, но при этом ушли от указания того, кто является производителем этой детали. Говорить о том, что владельцам LADA Granta понравится подобного рода действия со стороны АВТОВАЗа, не приходится. Скорее АВТОВАЗ может получить негатив со стороны 24 тыс. обладателей этих автомобилей и членов их семей.

О масштабах затрат на рекламную кампанию по продвижению LADA Granta скоро могут узнать акционеры ОАО «АВТОВАЗ». На 28 июня назначено очередное собрание акционеров, в рамках которого будет раскрыт годовой отчет компании. По аналогии можно напомнить, что прямые затраты на рекламу, включенные в статью «Коммерческие расходы», составили по итогам 2010 г. 370 млн р., а по итогам 2009 г. — 677 млн р. Важно отметить, что это были кризисные и посткризисные годы, когда АВТОВАЗ не запускал новых моделей, т. е. не нес затрат на их продвижение. Как показала практика 2011 г., затраты на рекламу, судя по количеству информации в СМИ и разнообразным мероприятиям, посвященным LADA Granta, должны значительно увеличиться.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.