Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (171) | 19 февраля 2007г.
 

Путин помог АВТОВАЗу

Усилить позиции Рособорнэкспорта на Ближнем Востоке

Павел Соколов

13 февраля в ходе визита президента России Владимира ПУТИНА (на фото) в Иорданию руководству Группы «АВТОВАЗ» удалось подписать с иорданской стороной соглашение об организации сборочного производства автомобилей LADA. С российской стороны документ подписывал президент Группы «АВТОВАЗ» Владимир АРТЯКОВ. Как официальный АВТОВАЗ, так и Рособоронэкспорт пытаются сегодня преподнести это событие как результат эффективной работы по выводу тольяттинского автозавода на новые международные рынки сбыта. Между тем есть основания полагать, что данный иорданский проект был в планах Рособоронэкспорта еще до его вхождения на АВТОВАЗ.

Непростой регион

Иордания — это относительно небольшое ближневосточное государство. С геополитической точки зрения регион очень сложный. На протяжении многих лет был территорией пересечения политических интересов США и России. В этой связи любая попытка крупного российского бизнеса закрепиться в странах этого региона осуществляется только при получении на это согласия высшего российского руководства. То, что подписание соглашения о создании в Иордании сборочного производства вазовских автомобилей в объеме 30 тыс. в год было увязано с визитом президента России Владимира Путина в эту страну, является дополнительным тому подтверждением. Следовательно, дело здесь не столько в продвижении российского автопрома, сколько в засвидетельствовании мировой общественностью факта выхода России на территорию, которую США считает зоной своих национальных интересов. О том, что вопросы экономической выгоды АВТОВАЗа стоят здесь далеко не на самом первом месте, говорит хотя бы то, что при заключении соглашений о создании в России заводов по сборке иномарок президенты Китая, Кореи, Японии, Франции, Италии, Германии, США в церемониях подписания документов не участвуют. Т.к. в основе всех перечисленных случаев этот находится в исключительной компетенции хозяйствующих субъектов, стремящихся всего-навсего расширить свое присутствие на наиболее быстрорастущих рынках.

В случае же с АВТОВАЗом Путин лично присутствовал при подписании соглашения. В рамках заключенного договора предусматривается создание в Иордании сборочного производства автомобилей LADA объемом до 30 тыс. в год. До завершения строительства сборочного завода стороны договорились о поставках в Иорданию не менее 3 тыс. готовых автомобилей в год для продаж в страны Ближнего Востока и Африки. С целью осуществления данного проекта иорданская сторона обязалась предоставить налоговые преференции на ввоз готовых автомобилей и сборочных комплектов, а также ряд других льгот при организации сборочного производства.

Внутренний рынок для чужих

Столь результативное соучастие Путина в продвижении продукции АВТОВАЗа нельзя назвать предсказуемым. Но только в том случае, если за основу анализа брать то, как официальный Кремль на протяжении последних лет демонстративно дистанцировался от тольяттинского автозавода. Следовательно, сам факт соучастия Путина в начавшемся процессе сигнализирует о многом.

Стоит отметить, что подписание соглашения случилось после того, как Рособоронэкспорт начал процесс ликвидации перекрестного акционирования АВТОВАЗа. По информации «Ведомостей», структуры, близкие к Рособоронэкспорту, выкупили доли миноритарных акционеров в «дочках» АВТОВАЗа, владеющих контрольным пакетом автоконцерна. Среди них были лица, которые могли быть связаны с Борисом Березовским. В целом эти пакеты давали примерно 10-процентный эффективный контроль над АВТОВАЗом. В AVVA доля миноритариев составляла 14%, в ЦО «АФК» — 40%. Фондовый рынок воспринял эту новость почти 23-процентным ростом акций АВТОВАЗа. Однако уже 13 февраля произошла коррекция. По всей видимости, инвесторов не воодушевила на покупки новость об иорданском проекте АВТОВАЗа. И этому есть вполне логичное объяснение.

Участники рынка весьма скептически относятся к заявлениям руководства АВТОВАЗа о том, что целесообразность выхода в страны Ближнего Востока была продиктована исключительно экономическими соображениями.

«Российский автомобильный рынок считается сегодня одним из наиболее динамично развивающихся в мире. Ежегодный прирост составляет 10-15%, причем на больших объемах. Крупнейшие мировые автоконцерны это осознали, а потому они все сюда устремились. И только АВТОВАЗ, который изначально на этом рынке имел самые сильные позиции, вместо того чтобы их укреплять, вдруг устремился на менее перспективные в смысле величины объемов возможных продаж рынки», — прокомментировал ситуацию руководитель одной из тольяттинских инвестиционных компаний, попросивший не указывать его фамилию.

Действительно, статистика 2006 г. выглядит не в пользу АВТОВАЗа. Общий объем продаж новых автомобилей в прошлом году на российском рынке вырос до 2,06 млн. машин. Прирост составил 16,4% (прирост 2005 г. был равен 10%). При этом продажи АВТОВАЗа, по данным компании, снизились в 2006 г. на 2,8%. Таким образом, доля АВТОВАЗа на рынке новых автомобилей в течение прошлого года упала на 11%-с 46% до 35%.

Все для внешних рынков

Между тем с переходом под контроль Рособоронэкспорта АВТОВАЗ продолжает делать ставку на увеличение своих экспортных поставок. В 2006 г. АВТОВАЗ увеличил экспортные поставки на 10,7% — до 186 тыс. автомобилей и сборочных комплектов. В 2007 г. объем экспорта составит уже более 200 тыс. За счет каких ресурсов будет реализовываться этот план, в официальных заявлениях не говорится. Учитывая, что уже сегодня АВТОВАЗ работает практически на максимуме своих мощностей, можно предположить, что это может быть сделано путем перераспределения отпускных квот на машинокомплекты для ныне действующих партнеров завода как внутри России, так и в странах СНГ. Наглядным примером здесь может послужить случай с сызранским сборочным заводом ЗАО «РосЛада» (Группа «СОК»). Летом прошлого года из-за прекращения поставок машинокомплектов с АВТОВАЗа он был вынужден остановить производство автомобилей LADA.

В данной ситуации уместно напомнить, что главной функцией ФГУП «Рособоронэкспорт» считается наращивание своего присутствия на международных рынках вооружений. Условия жесточайшей конкуренции заставляют российскую компанию использовать весь арсенал законных механизмов продвижения продукции военного назначения (ПВН). Оффсетные соглашения являются одним из таких механизмов. В общих чертах суть его заключается в том, что при заключении контракта на поставку ПВН экспортер берет на себя ряд экономических обременении, которые могут быть представлены в виде экспорта в страну-импортера технологий гражданского назначения. По ряду косвенных признаков иорданский контракт АВТОВАЗа напоминает оффсетную сделку. Хотя пресс-секретарь президента Группы «АВТОВАЗ» Иван Скрыльник полностью это отрицает. Но при этом он не дает четкого ответа на вопрос о выгоде АВТОВАЗа от данной сделки.

Эксперты «Хронографа» отмечают, что у ФГУП «Рособоронэкспорт» появились серьезные причины как можно меньше озвучивать оффсетную составляющую своих готовящихся сделок по поставкам ПВН.

Руководство США имеет достаточно высокую степень влияния в странах Ближнего Востока. У него есть рычаги воздействия на глав государств этого региона. При этом оно не приемлет формы оффсета, практикуемые Россией. Поэтому перед Рособоронэкспортом стоит задача войти в эти страны под таким предлогом, который не мог бы иметь четкую трактовку как оффсетная сделка.

Вместе с тем не может не вызывать вопросов позиция руководства АВТОВАЗа, оказавшегося неспособным организовать соответствующую пиар-поддержку своему будущему иорданскому проекту. Данное событие можно было бы преподнести как переброску производства морально устаревших моделей на рынки с более низким, чем в России, качеством спроса. И что это является наиболее эффективным вариантом разгрузки производственных мощностей АВТОВАЗа под запуск на конвейер более современного и востребованного российским рынком модельного ряда. В том числе с участием иностранных партнеров. Однако в очередной раз АВТОВАЗ обошелся дежурной и в контексте последних событий достаточно наивной фразой: «ОАО «АВТОВАЗ» рассматривает это соглашение как важный вклад в российско-иорданское сотрудничество и еще один практический шаг по наращиванию присутствия марки LADA на внешних рынках».

Обсудить на форуме