Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (404) | 13 февраля 2012г.
 

«Кошелев» без проекта

Карпяк забрала свое место в корпорации. техническое обслуживание пожарной сигнализации «Авиакор»

Гергий Кизельгур

10 февраля была проверена обоснованность требования ООО «Альфа-Н» признать банкротом ООО «Авиакор-Железобетон» (А-ЖБ). А-ЖБ входит в строительную корпорацию «Авиакор», первым лицом которой всегда считали Владимира КОШЕЛЕВА (на фото). Однако события, стартовавшие в сентябре прошлого года, наводят на предположение, что контроль над корпорацией пытаются получить люди, близкие новоявленному депутату Самарской губернской думы Александру КАРПЯКУ. Не исключено, что Карпяк в период своей работы гендиректором на ОАО «Куйбышевский НПЗ» помогал заводить средства структур ОАО НК «Роснефть» на финансирование строек Кошелева. Теперь Кошелев, по всей видимости, не желает сдавать позиции.

Судьи тоже люди

В минувшую пятницу Арбитражный суд Самарской обл. проверил обоснованность требования самарского ООО «Альфа-Н» признать банкротом ООО «Авиакор-Железобетон». А-ЖБ входит в строительную корпорацию «Авиакор», основателями которой можно назвать Владимира Кошелева, Владимира Макарова и Андрея Белоусова. Производство по делу о несостоятельности А-ЖБ было возбуждено по заявлению «Альфа-Н» 31 января 2012 г., причем это заявление оказалось вторым по счету. Впервые «Альфа-Н» обратилась в арбитраж с требованием признать А-ЖБ банкротом еще 11 октября 2011 г. Однако 18 октября 2011 г. судья арбитражного суда Яков Львов вынес по данному заявлению весьма странное определение. «ООО «Авиакор-Железобетон» 07.10.2011 г. обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением о признании ООО «Альфа-Н» (ИНН 6316100757) несостоятельным (банкротом), — установил Львов. — Поскольку на момент поступления в арбитражный суд заявления ООО «Авиакор-Железобетон» в отношении ООО «Альфа-Н» было не только возбуждено производство по делу о банкротстве, но и открыто конкурсное производство, суд приходит к выводу, что в принятии заявления ООО «Авиакор-Железобетон» о признании ООО «Альфа-Н» несостоятельным (банкротом) следует отказать».

Действительно, решением суда от 7 октября 2011 г. ООО «Альфа-Н» было признано банкротом и в его отношении открыли конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Причем дело о банкротстве «Альфа-Н» ведет тот же судья — Яков Львов. Более того, 7 октября он принял это решение сразу после заслушивания отчета внешнего управляющего компании «Альфа-Н» Дениса Жидкова. Т. е. А-ЖБ в тот день, вероятно, и не заявляло требований к «Альфа-Н». По всей видимости, Львов мог просто перепутать заявителя (Альфа-Н) с должником (А-ЖБ) и поменял стороны местами в тексте определения. Возможно, это даже не ошибка судьи, а его помощников. Однако причины допущения подобной ошибки в определении, которое огласил опытный судья, непонятны. В любом случае для истца в лице «Альфа-Н» начало процесса против А-ЖБ затянулось до конца года.

Ошибка в определении Львова была исправлена только 27 декабря в ходе рассмотрения жалобы в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде. Суд апелляционной инстанции установил, что в суде первой инстанции не имелось оснований для отказа в принятии заявления «Альфа-Н» о признании банкротом А-ЖБ. В итоге дело было возвращено Львову для рассмотрения заявленных «Альфа-Н» требований по существу.

Одним из таких неисполненных обязательств А-ЖБ перед истцом может являться возмещение «Альфа-Н» стоимости фактически выполненных им работ по проектированию завода железобетонных изделий, расположенного в Волжском р-не, в двух км юго-западнее с. Курумоч, на производственной площадке №2. Обоснованность этого требования Арбитражный суд Самарской обл. подтвердил еще 24 декабря 2009 г., взыскав с А-ЖБ, являющегося собственником завода, в пользу «Альфа-Н» 1,13 млн р.

Системная смена

Вспышка активности ООО «Альфа-Н», которое имело основание истребовать задолженность с А-ЖБ еще два года назад, сегодня может выглядеть странно. Ведь в декабре 2009 г. ООО «Альфа-Н» еще только находилось под наблюдением и лишние деньги для исполнения обязательств перед кредиторами ему бы не помешали. Тем более что долг перед кредиторами на тот момент уже был оценен в 37,5 млн р. Однако те, кто с 2009 г. стояли за ООО «Альфа-Н», почему-то не спешили раньше времени вспоминать про обязательство перед А-ЖБ.

Вероятно, скрытые бенефициары «Альфа-Н» вовсе не ставили перед ним задачу восстановить платежеспособность, а ожидали наступления часа-икс для выпада в сторону А-ЖБ и корпорации «Авиакор». Эта версия могла бы иметь шанс на существование, если бы официальный основатель строительной корпорации «Авиакор» Владимир Кошелев не был бы полностью уверен в незыблемости своих позиций в рамках созданной корпорации на многие годы вперед.

Подряды на проектные и строительные работы предприятия, входящие в ГК «Авиакор», обычно получали фирмы, знакомые и понятные владельцам корпорации. Маловероятно, что ООО «Альфа-Н» было исключением. Тем более что Кошелев возглавлял А-ЖБ с момента его основания и владел третьей частью в уставном капитале общества.

Взаимоотношения «Альфа-Н» с А-ЖБ случились именно в период, когда Кошелев возглавлял в т. ч. и А-ЖБ. Этот факт дает повод для возникновения версии о том, что Кошелев, заключая договор от имени А-ЖБ с «Альфа-Н», мог создать одно из звеньев некого защитного механизма, который способен был сработать именно тогда, когда это понадобилось бы его создателю. Нужда в нем могла появиться, к примеру, при попытке ущемить интересы самого Кошелева, как одного из публичных бенефициаров корпорации. Но ведь были и непубличные бенефициары...

Вскрывшиеся на прошлой неделе обстоятельства наводят на подозрение, что Кошелев в ближайшее время может иметь мотив добиваться определенных преференций от своих партнеров по бизнесу. Причина в том, что фактическое и юридическое участие самого Кошелева в работе корпорации находится сегодня под вопросом. Удалось выяснить, что примерно за две недели до первого требования «Альфа-Н» признать А-ЖБ банкротом Кошелев покинул пост директора А-ЖБ и вышел из состава его учредителей. Вместо Кошелева с 27 сентября 2011 г. А-ЖБ возглавила Марина Карпяк. В этот же день в ЕГРЮЛ была внесена запись, что Марине Карпяк стало принадлежать 33,3% долей в уставном капитале А-ЖБ, которыми до нее владел Кошелев.

Схожие изменения в ЕГРЮЛ в тот же день были внесены и по ряду других компании корпорации «Авиакор». Главный итог — практически полное удаление Кошелева из сведений об учредителях юр лиц, входящих в «Авиакор». Одновременно Кошелев сложил с себя полномочия единоличного исполнительного органа этих обществ. Единственным исключением явилось ЗАО СК «Авикор», где Кошелев сохранил за собой 100% акций, но уступил место директора Татьяне Дедовой.

В момент перехода долей к другим людям (см. справку) широко шла предвыборная кампания Кошелева как кандидата в депутаты Самарской губернской думы (СГД) по Октябрьскому избирательному округу №4. Кошелев шел по спискам партии «Единая Россия». Однако вряд ли у него было желание абстрагироваться от своего бизнеса, тем более таким радикальным способом.

Имидж строителя скорее помог Кошелеву набрать дополнительные голоса. Поэтому причину смены руководства и учредителей на ряде предприятий «Авиакора» следует искать в другом.

«Нефтяной» след

Сейчас главным участником А-ЖБ, похоже, следует считать Марину Карпяк. Учитывая ее отчество, можно предположить, что она приходится дочерью экс-директору ОАО «Куйбышевский НПЗ» (КНПЗ) Александру Карпяку. В случае подтверждения этой связи события вокруг «Авиакора» в дальнейшем могут разворачиваться очень бурно, что может пролить свет на то, благодаря чему в период кризиса стройка Кошелева не знала проблем и прирастала дольщиками.

Александр Карпяк, в отличие от Кошелева, прошел в СГД, сложив с себя полномочия гендиректора КНПЗ. Тем не менее «прыжок» в думу, похоже, мог удалить его от выстроенных по линии Роснефти потоков средств в капстроительство, в т. ч. и жилья для переселенцев с «северов».

Вполне возможно, что именно Карпяк стоял за стремительным ростом объемов вводимого «Авиакором» в 2009-2011 гг. в эксплуатацию жилья. Катализатором процесса могли быть деньги, выделяемые Роснефтью своим структурным подразделениям в регионах на различные социальные и благотворительные проекты. Согласно официальному сайту Роснефти, только на реализацию комплексной жилищной программы с приоритетным развитием ипотеки в 2009-2013 гг. планировалось направить около 12 млрд р. Соответственно, часть этих средств уже должна была поступить в Самарскую обл.

Появление Марины Карпяк в составе учредителей и руководства структурных подразделений ГК «Авиакор» случилось одновременно с процессом удаления Александра Карпяка от руководства КНПЗ. Вероятно, семейству Карпяк после ухода Александра Карпяка из основного бизнеса Роснефти не стало необходимым скрывать свою потенциальную причастность к боковым бизнес-проектам семьи, в которых могли быть использованы в т. ч. и средства Роснефти.

Выход Кошелева из учредителей ряда компаний и вхождение туда Корпяк прошло без лишнего шума. Такое обычно возможно в рамках взаимных договоренностей. Удовлетворился ли впоследствии от этой сделки Кошелев — пока сказать сложно. На письменный запрос он не ответил. Дозвониться по ранее известным телефонным номерам также сегодня не представляется возможным. Однако и Марина Карпяк на письменные запросы не отвечает.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Юридические лица корпорации «Авиакор», откуда Владимир Кошелев вышел из состава учредителей 27 сентября 2011 г.: ООО «Авиакор-Железобетон» — доля в 33,3% перешла к Марине Карпяк; ООО «Авиаспецмонтаж» — доля в 44,3% перешла к Марине Карпяк; ООО «Авиакор-Окна» — доля в 51% перешла к Владимиру Макарову; ООО «Окна» — доля в 51% перешла к Владимиру Макарову; ООО «Отель» — 100% перешли к Татьяне Дедовой; ООО «Немецкий кирпич» -100% перешли к Татьяне Дедовой; ООО «ППСО-Инвест» (собственник основного застройщика ЗАО «ППСО «АО «Авиакор») — доля в 33,4% перешла к Татьяне Дедовой.

Участие Марины Карпяк в других юрлицах корпорации: ООО «Р-Проект» -100%; ООО «Загора» (Ульяновск) -100% после увеличения уставного капитала с 10 тыс. р. до 1 млн 10 тыс. р. с 18 ноября 2011 г.

Участие Татьяны Дедовой в других юрлицах корпорации: ООО «Р-Пять» -100%; ООО «Персонал» — 100%; ООО «Мастер» — 100%; ООО «Современные строительные технологии» — 100%.

(По данным ЕГРЮЛ)