Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (163) | 18 декабря 2006г.
 

Конфликт в наследство

Тяжбу Тольяттикаучука, начатую при Иванове, предстоит завершать Анисимову

Татьяна Гузаева

15 декабря Федеральный суд Центрального р-на Тольятти рассмотрел ходатайство председателя независимого профсоюза «Феникс» Михаила КОРНИЛОВА о продлении срока исковой давности по делу о его увольнении. Напомним: в январе 2004 г. профсоюзный лидер был уволен из ООО «Тольяттикаучук» (ТК). За своего активиста решила вступиться вышестоящая профсоюзная организация, что грозит обернуться серьезными неприятностями для нового генерального директора ТК Бориса АНИСИМОВА (на фото).

Сначала лишили акций

Несоблюдение прав работников стало нормой на ТК еще в бытность этого предприятия заводом ОАО «Синтезкаучук» (СК). Работники завода были даже лишены возможности стать его акционерами. Как сообщил корреспонденту «Хронографа» один из бывших сотрудников СК, персонал получил лишь формальное право на участие в приватизации предприятия. «Сдав свои ваучеры, мы не получили на руки никаких акций», — сообщил источник. Впоследствии новые собственники СК провели реорганизацию, в результате которой все активы и средства производства были переданы новому предприятию — ТК. Отношение к рабочим не претерпело существенных изменений в лучшую сторону и в бытность генерального директора ТК Игоря Иванова, который сегодня уже возглавляет министерство нефтехимической промышленности Самарской обл. Под его руководством на предприятии была создана весьма сомнительная система взаимодействия с персоналом. Формально Трудовой кодекс был соблюден, с работниками даже заключался коллективный договор. Однако при ближайшем рассмотрении картина оказывалась не столь радужной. Отраслевой профсоюз, заключавший от имени сотрудников коллективный договор, имел прямую зависимость от руководства ТК, поскольку финансировался им из фонда заработной платы. Некоторые работники вспоминают случай, когда колдоговор принимался на собрании, где большинство составляли главы подразделений и ИТР. Интересы рядовых сотрудников представлены не были. В результате в одном из договоров не была учтена даже обязательная по закону индексация заработной платы в связи с инфляцией. Структура заработной платы представляла собой небольшой оклад, основную ее часть составляла премия, выплачиваемая по усмотрению цехового руководства.

Такие условия заставили работников ТК организовать собственный профсоюз. В 2003 г. в ТК был создан независимый профсоюз «Феникс». Его руководителем стал слесарь Михаил Корнилов. Руководство предприятия попыталось чинить препятствия в деятельности независимого профсоюза, однако представление прокуратуры заставило ТК соблюдать закон. Тем не менее в январе 2004 г. Корнилов был уволен якобы за нахождение на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Медицинская экспертиза не производилась, а свидетели впоследствии серьезно путались в показаниях. Приказ об увольнении слесаря подписал сам генеральный директор ТК.

Процесс

Михаил Корнилов обратился в федеральный суд Центрального р-на с иском о восстановлении на работе. Не являясь профессиональным юристом, профсоюзник нанял для представления своих интересов в суде директора ООО «Бизнес-Адвокат» Сергея Пименова. Свидетелями со стороны ТК были работники этого предприятия и сотрудники ЧОП «Волга-Дельта», осуществлявшего охрану ТК. Истец отыскал трех свидетелей, в том числе водителя такси, подвозившего его до проходной.

Рассмотрение иска выявило ряд интересных подробностей. Так, охранники, опрошенные по отдельности друг от друга, во всех подробностях описали помещение, в котором они якобы задержали нетрезвого Корнилова. Однако один из охранников описал комнату для курения, а второй — слесарное помещение. Впоследствии они так и не смогли договориться, где же именно был задержан Корнилов. Другие свидетели ответчика также путались в показаниях. Так, один заявил, что за час до задержания Корнилов был трезв, второй — что он был совершенно пьян. Еще один свидетель заявил, что слесарь принес спиртные напитки и закуску из дома, однако другой сотрудник ТК заявил, что не видел у Корнилова никакого пакета или сумки.

Свидетели со стороны истца показали, что 31 декабря 2003 г. — накануне спорных событий — Михаил Корнилов не употреблял спиртное, несмотря на празднование Нового года. Дело в том, что профсоюзный лидер на протяжении последних 6 лет не употребляет спиртные напитки. Водитель такси, подвозивший Корнилова на работу, рассказал, что хорошо запомнил этого клиента, поскольку утром 1 января человек, спешащий на работу, — большая редкость. Водитель заявил, что у Михаила Корнилова не было с собой сумки или пакета.

Несмотря на не устраненные противоречия в показаниях свидетелей, судья Марина Волкова отказала в иске. Казалось, оспорить это решение не составит большого труда. Но ряд странных поступков, совершенных адвокатом Корнилова, позволяет предположить, что руководству ТК удалось заинтересовать юриста в проигрыше его клиента.

Юридические странности

По словам Михаила Корнилова, он не сразу заметил странности в поведении своего адвоката. После проигрыша в суде первой инстанции Сергей Пименов, как и полагалось, подготовил кассационную жалобу в суд Самарской обл.

«На процессе он зачитал судье текст жалобы и не привел никаких новых аргументов», — вспоминает Корнилов. Вердикт суда был не менее удивителен, чем в первой инстанции. «Судья сказала, что поскольку у ТК было больше свидетелей, чем у нас, прав ТК», — пояснил адвокат.

После этого порядок обжалования был нарушен. Вместо того чтобы обратиться в надзорную инстанцию областного суда, Сергей Пименов направил жалобу в Верховный суд РФ. Точнее, он утверждает, что направил: по его собственному признанию, не существует ни одного документа, подтверждающего это.

В течение почти полутора лет после вынесения последнего судебного решения Пименов якобы отправлял в Верховный суд РФ заказными письмами одну жалобу за другой. В канцелярии суда сообщили, что не получали никаких документов по этому вопросу.

В ноябре 2006 г. Михаил Корнилов встретился со своим адвокатом и попросил продемонстрировать квитанции об отправлении заказных писем. Однако Сергей Пименов заявил, что не сохранял документы, поскольку не считал это необходимым. Между тем срок исковой давности составляет год со дня вынесения последнего судебного решения. Юрист заявил, что подаст ходатайство о продлении срока, поскольку отправленные им в Верховный суд РФ жалобы не были рассмотрены. На вопрос корреспондента «Хронографа», каким образом Сергей Пименов намерен доказывать факт своего обращения в Верховный суд без каких-либо документов, свидетельствующих об отправке заказных писем, юрист ответил: «Что-нибудь придумаем». Это заставило Михаила Корнилова обратиться к другому адвокату. Теперь профсоюзный лидер намерен взыскать с Сергея Пименова через суд выплаченный гонорар и добиться возмещения морального ущерба.

В этом деле есть и еще один аспект. Согласно ФЗ «О профсоюзной деятельности», руководителя профсоюзной организации нельзя уволить без согласования с вышестоящей профсоюзной организацией. Однако ТК не уведомил вышестоящую организацию — тольяттинское городское отделение Межрегионального народного профсоюза — о намерении уволить Михаила Корнилова. Поэтому теперь профсоюз намерен обратиться в суд с иском о нарушении руководством ТК ФЗ «О профсоюзной деятельности».

Пока шел процесс, Игорь Иванов был уволен с занимаемой должности. На ТК была произведена «кадровая чистка». Возможно, новый директор ТК Борис Анисимов решит исправить ошибку своего предшественника. Пока неизвестно, намерено ли руководство предприятия заключить мировое соглашение с лидером «Феникса». Представители ТК не стали комментировать сложившуюся ситуацию, сославшись на то, что ФЗ «О СМИ» гарантирует им право отсрочить предоставление ответа на запрос «Хронографа» до 29 декабря.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме