Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (161) | 4 декабря 2006г.
 

Новое орудие АВТОВАЗа

Бывшего соратника Чубайса выставят против Аветисяна

Павел Соколов

Курировать взаимоотношения ОАО «АВТОВАЗ» с руководством ОАО «ВоТГК» будет Аркадий ЕВСТАФЬЕВ (на фото), бывший член совета директоров РАО «ЕЭС России». Он возглавил специально созданную под него должность председателя комитета по энергетике при совете директоров ОАО «АВТОВАЗ». На данный момент АВТОВАЗ заинтересован в укреплении своих позиций на городском энергетическим рынке. Главным мотивом здесь является желание руководства видеть на посту мэра Тольятти своего ставленника. По предположениям мэра Николая УТКИНА, генеральный директор МУП «ПО КХ г. Тольятти» Александр ДРУЖИНИН уже начал переговорный процесс по этому поводу с заместителем генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» Евгением ЮРЬЕВЫМ. На этот шаг его мог подтолкнуть процесс передачи тепловых сетей Комсомольского района Тольятти в управление ВоТГК. Между тем Евстафьев рассматривается представителями Рособоронэкспорта как фигура, способная снизить степень влияния председателя совета директоров ОАО «ВоТГК» Владимира АВЕТИСЯНА в Тольятти.

Площадка под мэра

30 ноября в Самаре прошло очередное совместное заседание руководства ОАО «ВоТГК» и мэра Тольятти Николая Уткина, посвященное процессу передачи муниципальных тепловых сетей в управление ВоТГК. На этот раз встреча прошла под председательством заместителя председателя правительства Самарской обл. Габибуллы Хасаева. «Мы открыто говорим о тех выгодах, которые получит город, сотрудничая с Волжской ТГК. По нашему мнению, вопрос теплоснабжения Комсомольского района Тольятти должен решаться исходя из экономической целесообразности», -прокомментировал данный процесс начальник управления по связям с общественностью ОАО «ВоТГК» Владимир Громов.

Стоит отметить, что у генерального директора МУП «ПО КХ» Александра Дружинина тоже появился план оптимизации управления всей коммунально-энергетической отраслью Тольятти, о чем он уже успел якобы успешно

переговорить с заместителем генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» Евгением Юрьевым. Мэр Николай Уткин относится к этому плану скептически (см. комментарий). Однако, по информации «Хронографа», действующий мэр в переговорах с Аркадием Евстафьевым успеха, аналогичного дружининскому, не достиг.

По информации «Хронографа», АВТОВАЗ, являющийся стопроцентным собственником ОАО «ТЕВИС» и ОАО «Электросеть», имеет серьезные намерения войти во власть, как муниципальную, так и региональную. Укрепление монопольного присутствия ВоТГК на энергетическом рынке Тольятти может осложнить эту задачу.

Александр Дружинин сейчас находится на больничном. В его приемной корреспонденту «Хронографа» пояснили: «Александр Алексеевич болеет уже давно». Но это не мешает ему искать встречи с Аркадием Евстафьевым. Об этих его стремлениях известно и Уткину. В неофициальной беседе с корреспондентом «Хронографа» он сообщил, что, предлагая АВТОВАЗУ свой вариант, Дружинин надеется выторговать пост мэра. Сомнительно, что после всего этого выход Дружинина с больничного не будет сопровождаться его отставкой.

Друг Чубайса

После вхождения 5 октября в совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергея Чемезова при совете директоров были созданы профильные комитеты. Одним из них стал комитет по энергетике. Из беседы с пресс-секретарем председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Иваном Скрыльником корреспонденту «Хронографа» стало понятно, что формирование этого комитета осуществлялось с позиции того, что его возглавит Аркадий Евстафьев.

Евстафьев считается соратником нынешнего главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса еще со времен начала процесса приватизации в России (см. справку).

С подачи Чубайса он возглавил Мосэнерго и вошел в совет директоров РАО «ЕЭС России» в тот самый момент, когда энергосистема страны только готовилась к реформированию. Его можно считать одним из наиболее посвященных в секреты происходящих сегодня процессов формирования новой структуры собственников в энергетической отрасли страны. Учитывая возросший интерес госструктур к бизнесу Самарского региона, было бы наивно полагать, что энергетика не попадет в сферу их интересов. Тем более что ОАО «ВоТГК» (ТГК-7) по объему установленной мощности является одной из крупнейших в стране, уступая по этому параметру только ОАО «Мосэнерго» (ТГК-3). Еще накануне старта реформы нынешний председатель совета директоров ОАО «ВоТГК» Владимир Аветисян высказывал свои пожелания обрести контроль над бизнесом этой генерирующей компании (см. «Хронограф» № 35-36 (154-155) от 30.10.06). Если такие планы у него действительно существовали, то маловероятно, что они могли исчезнуть после его перехода на должность управляющего директора бизнес-единицы №2 РАО «ЕЭС России». Скорее наоборот, т.к. в этой должности его позиции еще более укрепились.

Вариант Коха

Между тем эксперты «Хронографа» не исключают, что АВТОВАЗу будет предложен вариант, который заставит его уйти от прямого обострения отношений с ВоТГК и Аветисяном и частично согласиться с их условиями. В аналитических материалах мэрии Тольятти говорится, что процент загрузки мощностей ТЭЦ ВАЗа уже на 2003 г. составлял 99%. Из этого следовало, что АВТОВАЗу для реализации планов по увеличению своих производственных программ нужно было искать дополнительный энергоресурс. Это было серьезным фактором, сдерживающим развитие автозавода. С приходом на АВТОВАЗ менеджеров Рособоронэкспорта возобновились поиски путей решения проблемы. Однако идея создания новых головных предприятий шла бы вразрез с интересами ВоТГК. В связи с этим руководство ВоТГК сдалало встречный ход. 16 ноября, во время презентации проекта переброски тепловой энергии с ТоТЭЦ в Автозаводский район (см. «Хронограф» №39 (158) от 20.11.06), было заявлено о наличии на ТЭЦ ВАЗа потенциального резерва в 615 Гкал/ч. В результате переброски суммарный резерв увеличивался до 945 Гкал/ч. Это полностью покрывало потребности развития города, составляющие 940 Гкал/ч. В том числе развитие АВТОВАЗа — 620 Гкал/ч, застройка кварталов за Московским проспектом — 100 Гкал/ч и подключение «треугольника» — 220 Гкал/ч. Кроме того, создавшаяся за счет переброски закольцовка полностью исключала из планов развития ТЕВИС.

Хотя если Рособоронэкспорт настроен более серьезно к обретению контроля над Самарской обл., то обнаруженные резервы на ТЭЦ ВАЗа воспрепятствовать амбициям госкомпании не смогут. В данном случае Евстафьев мог оказаться востребованным примерно для тех же целей, для которых в свое время Кремлю понадобился Альфред Кох (еще один соратник Чубайса по приватизации). Руками Коха была начата борьба с недружественными олигархами (см. «Хронограф» №41 (113) от 21.11.05). Руками Евстафьева оборонщики могут расчистить себе место в крупнейшей генерирующей компании. Если это действительно так, то становится понятен недавний интерес Генпрокуратуры к Аркадию Евстафьеву.

Справка:

Аркадий Евстафьев родился в 1960 г. в Саратове. В 1982 г. окончил Саратовский государственный университет, затем Высшую школу КГБ СССР (1986) и Дипломатическую академию МИД СССР (1990).

Известность получил в 1992-1995 гг., когда был пресс-секретарем главы Госкомимущества Анатолия Чубайса. В 1993 г. Евстафьев руководил рекламной кампанией «ПриватиЗА!ция».

В сентябре 2001 г. председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс добился отставки близкого Юрию Лужкову гендиректора ОАО «Мосэнерго» Александра Ремезова и назначения на этот пост Аркадия Евстафьева. Господин Ремезов отказался покидать свой кабинет, и Аркадий Евстафьев попал на рабочее место 24 сентября 2001 г. при помощи спецназа. Ушел с должности главы Мосэнерго Евстафьев после громкой аварии в мае 2005 г. на одной из подмосковных подстанций.

В конце 2005 г. Генпрокуратура возбудила в отношении него уголовное дело. Он обвинялся в уклонении от уплаты налогов в период с января 2001 г. по декабрь 2002 г. на сумму свыше 105 млн. р. и мошенничестве. За эти деяния УК РФ предусматривает до 10 лет лишения свободы.

Обсудить на форуме