Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (156) | 7 ноября 2006г.
 

Разъединение ТДСК

Акционеры крупнейшего тольяттинского завода ЖБИ стремятся его обанкротить

Павел Соколов

2 ноября арбитражный суд Самарской области воздержался от вынесения решения о введении на ЗАО «Тольяттинский домостроительный комбинат» (ТДСК) процедуры конкурсного управления. Группа не заинтересованных в распродаже предприятия кредиторов сумела найти аргументы, чтобы отсрочить это решение. Негласным лидером этой группы является бывший генеральный директор ТДСК Андрей СТЕПАНОВ (на фото). В ТДСК его интересы представляет акционер ООО «Нона+». Ему принадлежит 50% ЗАО «ТДСК». Другие 50% ТДСК контролирует ООО «Единение». Причем оно считает себя кредитором ТДСК. ООО «Единение» принадлежит Валерию ШИЯНОВУ, нынешнему гендиректору ТДСК. В отличие от Степанова он не против введения на ТДСК конкурсного управления. По мнению наблюдателей, причиной конфликта акционеров крупнейшего тольяттинского завода ЖБИ стала конкурентная борьба на строительном рынке.

Внутри ЗАО «ТДСК» Андрей Степанов и Валерий Шиянов значатся компаньонами. Но за пределами железобетонного завода они прямые конкуренты. Подконтрольные им фирмы являются крупными игроками тольяттинского рынка строительства жилья. Принадлежащее Валерию Шиянову ООО «Единение» имеет в Тольятти сразу несколько стройплощадок. Так же как и подконтрольное Андрею Степанову ООО «Нона+». Обе эти компании владеют ЗАО «ТДСК» 50/50. Информацию о бизнесе этих двух строительных компаний широкая общественность могла почерпнуть из материалов местных СМИ, многие из которых носят скандальный оттенок.

Ранее ООО «Единение» засветилось в прессе в качестве участника судебного процесса между ЗАО «Россия» и мэрией Тольятти. В свое время ООО «Единение» получило в мэрии ряд землеотводов под строительство жилья. В законности некоторых из них ЗАО «Россия» усомнилось, а потому оспаривает их сейчас в суде (см. «Хронограф» №9 (128) от 20.03.06).

ООО «Нона+» стало героем публикаций несколько по иным причинам. В июне 2006 г. МУП «ПО КХ» предприняло попытку получить от ООО «Нона+» задолженность, огласив свои претензии в подконтрольных СМИ. Заложником ситуации стали строящиеся объекты ООО «Нона+».

Между тем желание одного из акционеров ЗАО «ТДСК» ввести на железобетонном заводе конкурсное управление, которое приведет к полной распродаже предприятия по частям, будет только способствовать росту скандальной составляющей репутации и ООО «Единение», и ООО «Нона+».

История с банкротством ЗАО «ТДСК» началась 31 августа 2005 г. В этот день по заявлению межрайонной инспекции ФНС №2 по Самарской области Самарским арбитражным судом в отношении ТДСК было возбуждено

дело о несостоятельности (банкротстве). 10 февраля 2006 г. определением суда на ТДСК была введена процедура наблюдения. Временным управляющим был назначен Евгений Бликов. Он приступил к созданию реестра кредиторов ЗАО «ТДСК». С этой целью 25 марта в «Российской газете» им было опубликовано соответствующее объявление. В соответствии с положениями ФЗ-№127 «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы могли заявить о своих требованиях в течение 30 дней со дня опубликования объявления.

Спустя некоторое время, после того как окончилась дата приема заявлений от кредиторов, в ЗАО «ТДСК» сменился генеральный директор. «На майском собрании акционеров по нашей договоренности Валерию Шиянову была отдана должность генерального директора ЗАО «ТДСК». Но только для того, чтобы он мог нормально вести дело о банкротстве, организовав соответствующее юридическое сопровождение, чтобы в ходе банкротства предприятием не овладело третье лицо. Все хозяйственные функции должны были остаться за мною, — вспоминает теперь уже бывший генеральный директор ЗАО «ТДСК» Андрей Степанов. — Но, войдя в должность, он меня уволил. У него сейчас одна тема — банкротство. Завод стоит, не работает. Просматривается преднамеренное банкротство».

Говоря об этом, Степанов подчеркнул, что уже после того как Шиянов вступил в должность гендиректора ТДСК, 8 июня арбитражный суд постановил внести в реестр требований кредиторов ТДСК требования трех новых юрлиц: ООО «Единение», ООО «Компания терминал» и ООО «Меткар». Общая сумма требований этих компаний к ТДСК составляет 32,087 млн. р. Все они являлись на тот момент аффилированными с Шияновым компаниями.

Нет ничего удивительного в том, что, узнав об этом факте, Степанов и подконтрольная ему группа кредиторов ТДСК попытались оспорить решение суда о включении шияновских компаний в реестр кредиторов. Свои претензии они аргументировали тем, что требования ООО «Единение», ООО «Компания терминал» и ООО «Меткар» были направлены в арбитражный суд 17 мая, то есть уже после истечения тридцатидневного срока со дня опубликования объявления в «Российской газете». В связи с этим, ссылаясь на п.7 ст.71 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Степанов указал на то, что требования кредиторов, не уложившихся в тридцатидневный срок, можно вносить в реестр лишь после введения на предприятии-должнике процедуры, следующей за процедурой наблюдения. Таким образом, он давал понять, что ООО «Единение», ООО «Компания терминал» и ООО «Меткар» не должны были иметь права голоса на первом собрании кредиторов. После нескольких срывов первое собрание кредиторов удалось провести только 26 сентября. В тот самый момент, когда в промежутке между судами у Бликова на время исчезли формальные основания не учитывать голоса кредиторов ООО «Единение», ООО «Компания терминал» и ООО «Меткар». Совокупность их требований давала им 72,25% от общего числа голосов кредиторов, участвовавших в собрании. На правах большинства они потребовали введения на ТДСК процедуры конкурсного управления. Они надеялись, что 2 ноября арбитражный суд утвердит это решение. В этот же день суд рассматривал иск кредиторов, требовавших признать решения собрания кредиторов от 26 сентября незаконными. В данном случае состав истцов практически совпадал с тем, который выступал против введения в реестр кредиторов шияновских компаний. Рассмотрение обоих дел было отложено на 21 ноября.

Причина, из-за которой Степанов не желает доведения дела до конкурсного управления, кроется не только в его желании сохранить ТДСК в том виде, в каком он существовал до начала этого конфликта. Первое, чем начнет заниматься конкурсный управляющий, — это составление реестра конкурсной массы должника, которая впоследствии должна быть продана либо с аукциона, либо по конкурсу. В силу ряда причин в состав конкурсной массы ТДСК могут войти строящиеся ООО «Нона+» жилые дома. Однако у этих домов существуют дольщики, вложившие в строительство деньги. Несложно догадаться, на какие действия подтолкнет дольщиков информация о том, что их дома могут быть выставлены на аукцион в рамках дела о банкротстве ТДСК.

Не исключено, что истинный смысл дележа ТДСК лежит именно в желании застройщиков-акционеров изменить расстановку сил на рынке строительства жилья.

Комментарий Валерия Шиянова по поводу ситуации вокруг ТДСК корреспонденту «Хронографа» получить не удалось.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.