Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (365) | 4 апреля 2011г.
 

Лоббист слабеет

У Чемезова становится меньше возможностей снабжать АВТОВАЗ деньгами

Павел Соколов

Начало II кв. 2011 г. в ОАО «АВТОВАЗ» встретили весьма осторожно. Планы на апрель почему-то не анонсируются. Возможно, это обусловлено неуверенностью в стабильности выполнения заявленных планов. Без особого энтузиазма в конце марта АВТОВАЗ раскрыл информацию и о цене сделки по продаже трех дочерних энергокомпаний, которую осуществили еще в декабре 2010 г. События марта дают повод предположить, что ранее почти безграничные по отношению к АВТОВАЗу лоббистские возможности председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергея ЧЕМЕЗОВА начали утрачивать силу.

Еще 15 марта в ходе заседания совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» председатель совета, гендиректор государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии» Сергей Чемезов озвучил размер чистой прибыли, сформированной по итогам 2010 г.: «Менеджмент и коллектив предприятия добились действительно хорошего результата: чистая прибыль в сложном 2010 г. составила 2,106 млрд р. по РСБУ». Эта цитата была приведена в официальном пресс-релизе ОАО «АВТОВАЗ». В том же пресс-релизе было сказано: «На заседании совета директоров была рассмотрена также динамика реализации автомобилей LADA за январь — февраль 2011 г.».

По итогам февраля 2011 г. было продано 40 706 автомобилей LADA. На отечественном рынке в феврале 2011 г. было продано 37528 автомобилей LADA. Из них по программе утилизации было продано 20827 автомобилей, без учета программы утилизации — всего 16701 автомобиль. Для сравнения: в феврале 2010 г. на отечественном рынке было продано 20147 автомобилей LADA. В тот период еще не действовала программа утилизации. Она была запущена 8 марта 2010 г. Из этого следует, что в более сложный в финансово-экономическом плане для экономики страны февраль 2010 г. АВТОВАЗу без учета программы господдержки удалось продать автомобилей больше, чем феврале 2011 г. (см. «Хронограф» №9 (362) от 14.03.11).

Апрель 2010 г. стал первым полноценным месяцем, в течение которого функционировала программа утилизации. Анализ динамики проданных на отечественном рынке автомобилей LADA в период с апреля 2010  г. по декабрь 2010 г. показал, что объемы реализации стабильно колебались в коридоре 45 тыс. — 52 тыс. Из них примерно половина автомобилей реализовывалась по программе утилизации. Динамика в 2011  г. может быть значительно хуже, если перестанет действовать программа утилизации или ее параметры будут существенно снижены.

Курирует реализацию программы утилизации Министерство промышленности и торговли РФ (Мин-промторг). В ежемесячном режиме Минпромторг своим приказом утверждает распределение лимита бюджетных обязательств на субсидии по возмещению потерь в доходах при продаже новых автомобилей физлицам со скидкой 50 тыс. р.

На февраль 2011 г. такой приказ был утвержден 26 января и подразумевал субсидирование на сумму 1108450 тыс. р. (покупка 22169 автомобилей). Из этого следует, что в феврале почти весь объем субсидий ушел на компенсацию скидок при покупке автомобилей LADA.

На март 2011 г. соответствующий приказ Минпромторга был утвержден 15 февраля и предусматривал уже меньшую сумму субсидий — 1 млрд р. (покупка 20 тыс. автомобилей) . Учитывая февральские темпы освоения бюджетных средств, можно предположить, что в марте их могло даже не хватить. Хотя на апрель такого приказа до сих пор нет. Из этого следует, что реализация программы утилизации в начале II кв. 2011 г. оказалась под вопросом. Возможно, именно этим объяснялось отсутствие официальных заявлений АВТОВАЗа о своих производственных планах на апрель.

Из неофициальных источников удалось узнать, что, по данным на 31 марта 2011 г., был утвержден план на апрель в количестве 53995 автомобилей. Из них на долю наиболее востребованной группы модельного ряда по программе утилизации («классика» и LADA Samara) приходится всего 18 747, т.е. меньше, чем даже в феврале. Можно предположить, что в течение апреля по этому модельному ряду будет формироваться отложенный спрос на последующие месяцы, когда лоббистам АВТОВАЗа все же удастся получить от Минпромторга очередные лимиты по субсидиям. Если это случится в мае или июне, то, скорее всего, в эти месяцы будет распродан товарный запас по этим автомобилям, а также произведена перебалансировка месячной программы в сторону увеличения выпуска более дешевых и старых моделей. В пользу этой версии говорит молчание руководства АВТОВАЗа о производственных планах на апрель, которые с первого взгляда очень даже неплохие.

Есть основания полагать, что задержка Минпромторга с приказом стала серьезным мотивом для выступления президента ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Комарова в интервью газете «Ведомости» 28 марта. Скорее всего, дать своеобразный импульс правительству он либо его пресс-служба могли путем заявлений о готовности снизить объем производства. На специально заготовленный вопрос корреспондента «Сейчас идет речь об очередной инъекции денег в программу, вы рассчитываете на это?» Комаров ответил: «О программе лучше спросить у правительства, а пока мы закладываем снижение объемов продаж LADA в конце года». Затем корреспондент поинтересовался, насколько существенным будет это снижение. В ответ Комаров дал понять, как следовало бы действовать правительству РФ: «Благодаря продлению программы оно вряд ли будет таким резким, как в Европе».

Руководству АВТОВАЗа благодаря лоббистским возможностям Чемезова сегодня удается делать почти нереальные вещи. Причем многое из этого делается скорее для решения проблем, вызванных просчетами и недоработками менеджмента.

Весьма показательным здесь можно считать то, что информацию о полученной в 2010 г. чистой прибыли пиарщики АВТОВАЗа под руководством директора по внешним связям Игоря Буренкова предпочли раскрыть сначала именно словами Чемезова. Лишь спустя почти полмесяца эту функцию повторно выполнил Комаров.

Вряд ли Сергей Чемезов углублялся в природу возникновения этой прибыли. Однако это его заявление тут же могло быть расценено как начало лоббистской работы, направленной на получение от Минпромторга столь важного для Комарова приказа о распределении лимитов по субсидиям на апрель.

В бюджете РФ на 2011 г. по строке «Субсидии на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию» заложено 13,450 млрд р. (код бюджетной классификации 020.04.12.3401500.006.242). При утверждении бюджета на 2010 г. на эти цели закладывалось 5 млрд р. Затем в течение года эта сума увеличивалась до 10 млрд р. и более.

Заминку Минпромторга РФ с утверждением очередного приказа связывают с тем, что в правительстве РФ якобы возникла необходимость заложенные в бюджет 13,450 млрд р. частично перераспределить на другие нужды. Между тем есть основания полагать, что правительственная программа стимулирования продаж (т.н. программа утилизации) начинает пагубно влиять на сознание руководства ОАО «АВТОВАЗ». Так, например, в прошлом году по этой программе АВТОВАЗ реализовал 221 584 автомобиля из 517 147 автомобилей LADA, проданных в течение 2010 г. в России. По сути, в прошлом году АВТОВАЗ «поглотил» практически весь объем средств, предусмотренных программой утилизации. Расчетная точка безубыточности автозавода находится на уровне 400 тыс. автомобилей в год. Это значит, что не будь программы утилизации, АВТОВАЗ и в прошлом году не смог бы выйти на уровень нулевой рентабельности.

Сохранение зависимости АВТОВАЗа от программы утилизации в 2011 г. грозит куда более серьезной проблемой. С 2012 г. в России должен вступить в силу запрет на выпуск автомобилей, не соответствующих экологическому стандарту EURO-4. На АВТОВАЗе это весь модельный ряд заднеприводных автомобилей (т.н. «классика»). Именно эти автомобили в основном продаются в рамках программы утилизации. Активный выпуск устаревших автомобилей ведет к тому, что в течение теперь еще и 2011 г. АВТОВАЗ продолжит терять позиции в нише современных автомобилей своей ценовой группы.