Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (153) | 23 октября 2006г.
 

Выстрел по АВТОВАЗу

Связка Пронин – Артяков попала под прицел

Павел Соколов

16 октября в Москве было совершено покушение на генерального директора ГК «Элекс-Полюс» Игоря ЛИСЮТИНА. Ряд косвенных фактов говорит о том, что удар по Лисютину организаторами покушения, безусловно, делался с прицелом на связку Пронин — Артяков. Первый заместитель гендиректора ОАО «АВТОВАЗ» Александр ПРОНИН (на фото) до прихода на АВТОВАЗ 5 лет возглавлял совет директоров ГК «Элекс-Полис». Примерно за полмесяца до нападения на Лисютина с поста директора московского представительства ОАО «АВТОВАЗ» ушел Юрий АРТЯКОВ, младший брат председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимира АРТЯКОВА. По неподтвержденным данным, причиной его отставки стала оперативная информация о якобы готовящемся на него покушении. Вместе с тем попытка убийства Лисютина была предпринята в тот самый момент, когда следствие могло бы взять в разработку в качестве основной версии таксомоторное направление деятельности «Элекс-Полюса» в Москве.

Загадки Целикова

Покушение на генерального директора ГК «Элекс-Полюс» Игоря Лисютина вызвало однозначную и при этом весьма странную реакцию как со стороны руководства Международной ассоциации дилеров (МАД) АВТОВАЗа, так и со стороны практически всех СМИ. Информсообщения пестрили такими заявлениями: «Покушение на Лисютина, возможно, произошло из-за недовольства весенним изменением квот на продажи автомобилей в Москве. «Элекс-Полюс» в результате этого перераспределения получил право продавать наибольшее количество автомашин Lada в столичном регионе...», «Раньше было все прозрачно, и квоты рассчитывались из возможностей дилера...», «Новое, непрозрачное перераспределение квот чревато такими случаями...». Авторство во всех этих фразах приписывалось генеральному директору МАД Юрию Целикову. Насколько сильно Целиков был заинтересован именно в такой трактовке событий, можно судить хотя бы по тому, как он прокомментировал ситуацию «Хронографу»: «Я уже все всем сказал. Мое мнение вы можете найти в Интернете». Таким образом, осталось загадкой, что он имел в виду, указывая журналистам на «новое, непрозрачное перераспределение квот». Чаяния каких дилеров ему были близки в момент, когда он раздавал комментарии подобного рода? Примечательно, что комментировать ситуацию отказались абсолютно все, за исключением главы МАД.

Стоит отметить, что статус Лисютина в МАДе выше, чем у Целикова. 13 июля общим собранием участников Международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа вместо Владимира Кучая новым председателем совета был избран Игорь Лисютин. Ранее он возглавлял московское отделение МАД. Если в случае с МАДом рассматривать Лисютина всего-навсего как руководителя одной из дилерских фирм, то его назначение можно было бы расценить как беспрецедентный для этой организации шаг.

Дело в том, что до него этот пост возглавлял человек, работающий на АВТОВАЗе вице-президентом по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей. Однако ряд фактов позволяет говорить о том, что замена Кучая на Лисютина все же была равноценной.

Правая рука Пронина

По сути, Лисютин является «правой рукой» нынешнего первого заместителя генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» Александра Пронина. С весны текущего года Лисютин -советник Пронина на АВТОВАЗе. С 2001 г. по 2006 г. Пронин занимал должность председателя совета директоров ЗАО ГК «Элекс-Полюс». С января он стал вице-президентом по стратегическому и корпоративному управлению ОАО «АВТОВАЗ».

После этого Пронин уступил свой пост в «Элекс-Полюсе» Эдуарду Зернину, который ранее в ГК «Элекс-Полюс» был заместителем гендиректора по финансам и корпоративному развитию. В свою очередь пост председателя совета директоров в ГК «Элекс-Полюс» не помешал Зернину занять должность директора по корпоративному управлению ОАО «АВТОВАЗ». Причем именно ему была поручена работа по созданию ООО «Корпоративный центр АВТОВАЗ» — управляющей компании АВТОВАЗа. Зернин сейчас возглавляет и ее. Причину, по которой заниматься созданием управляющей компании АВТОВАЗа было поручено именно человеку Пронина, источники «Хронографа» объясняют его доверительными отношениями с председателем совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», заместителем гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимиром Артяковым. Те же источники отмечают, что дружба Пронина с Артяковым началась задолго до их появления на АВТОВАЗе. К бизнесу «Элекс-Полюса» Пронин имеет отношение примерно с 1999 г. Начинал со статуса советника Лисютина по безопасности. Однако пронинские знакомства позволяли Лисютину получить поддержку не только по линии безопасности. Как бы то ни было, но с момента появления Пронина в «Элекс-Полюсе» у компании начали расти не только обороты, но также начался процесс диверсификации в такие направления, как строительство и недвижимость, страховой бизнес, услуги такси и проката автомобилей. «Элекс-Полюс» пошел в регионы. Открыл филиалы в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Тольятти. К 2005 г. оборот ООО «Элекс-Полюс» (основная компания группы) уже достигал 1,54 млрд. р.

До 2006 г. «Элекс-Полюс» входил в состав семи крупнейших вазовских дилеров Москвы. На его долю приходилось 16% столичного рынка автомобилей Lada. К концу 2005 г. по объемам продаж вазовских автомобилей в Москве его опережала только компания «ЛАДА-Фаворит» (25%), входящая в Группу FAVORIT. По данным ГК «Элекс-Полюс», емкость московского рынка автомобилей производства АВТОВАЗ оценивается в 120 тыс. в год, что соответствует 10 тыс. автомобилей в месяц. Весной 2006 г. появилась информация об увеличении месячной квоты для «Элекс-Полис» до 5 тыс. автомобилей в месяц.

Подвели под таксистов

В отличие от Тольятти, в Москве ГК «Элекс-Полюс» имеет широкую известность не только в качестве дилера АВТОВАЗа. Подразделение «Элекс-Полюс Такси» является одним из крупнейших таксомоторных предприятий столицы с парком более 200 автомобилей. В феврале 2004 г. под эгидой «Элекс-Полюс Такси» и при поддержке правительства Москвы и, в частности, мэра Юрия Лужкова была создана региональная общественная организация «Гильдия добросовестных перевозчиков», которую опять же возглавил Игорь Лисютин. Сегодня она объединяет порядка 10 таксомоторных и операторских фирм. Гильдия работает в постоянном контакте с департаментом транспорта и связи московского правительства. При этом, заручившись поддержкой мэрии Москвы, Лисютин возглавил борьбу официальных операторов с нелегальными извозчиками.

Более того, при его участии в 2004 г. зародился скандально известный проект закона «О такси в городе Москве». Одно из ключевых положений законопроекта обязывает исполнительные органы власти Москвы выделить в отдельный вид целевого использования земельных участков под организацию легальными автоперевозчиками стоянок такси у вокзалов, аэропортов, гостиниц, торгово-развлекательных комплексов, бизнес-центров и других крупных пассажирообразующих пунктов столицы. До сего времени весь этот перечень наиболее привлекательных для таксистов стоянок функционирует по законам теневого рынка. После 2,5 лет подготовки в сентябре текущего года этот законопроект был передан правительством Москвы на утверждение в Мосгордуму. Реакция «серых таксистов» была незамедлительной. 19 сентября на начальника отдела департамента транспорта и связи правительства Москвы Николая Мельникова было совершено нападение. В него стрелял снайпер, вооруженный винтовкой с оптическим прицелом. Следствие связало покушение со служебной деятельностью Мельникова, который тоже принимал активное участие в подготовке законопроекта о такси, но уже со стороны мэрии. По словам начальника пресс-службы департамента транспорта и связи правительства Москвы Марии Проценко, Мосгордума пока еще не назначила дату первых общественных слушаний по этому законопроекту. Она воздержалась от выводов относительно версий, связанных с нападением на Лисютина, но однозначно подтвердила, что в состав рабочей группы по разработке законопроекта «О такси в городе Москве» входило руководство «Гильдии добросовестных перевозчиков».

Это дает основания полагать, что организаторы нападения на Лисютина выбрали наиболее оптимальное время для покушения на главу «Элекс-Полюс». На данный момент конфликт интересов достиг своего максимума сразу по двум направлениям деятельности компании. Это лишь усложнит работу следствия.

В то же время удар по Лисютину, безусловно, делался с прицелом на связку Пронин — Артяков. В данной ситуации уместно отметить обстоятельства отставки Юрия Артякова с должности директора московского представительства ОАО «АВТОВАЗ». Младший брат Владимира Артякова покинул АВТОВАЗ в последних числах сентября. По неофициальной версии, на это его сподвигла полученная оперативная информация о якобы готовящемся на него покушении.

Соответственно появившиеся спекуляции на предмет «нового непрозрачного перераспределения квот» обретают характер информационного сопровождения в отношении действий киллеров, направленного на «добивание» начатого официальным АВТОВАЗом курса корпоративных преобразований. В данный момент АВТОВАЗ снимает с себя функции по перераспределению дилерских квот и передает их в ООО «Автомобильная торговая компания» (стопроцентная дочерняя компания АВТОВАЗа). 12 октября реестр квотирования уже подписывал генеральный директор ООО «Автомобильная торговая компания» Владимир Литвин. Как отмечает источник «Хронографа» на АВТОВАЗе, системе распределения квот уделяется сейчас более пристальное внимание: «Прежнее руководство ограничивалось лишь заявлениями, что объемы квот зависят от категорийности дилера. На деле объемы квот не всегда зависели именно от параметров бизнеса того или иного дилера. Сейчас привязка объема квоты к категории дилера соблюдается неукоснительно. Главным образом это связано с тем, что АВТОВАЗу выгоднее всего работать с наиболее надежными дилерами, так как они своей работой, по сути, кредитуют автозавод». Он также отметил, что когда идет процесс коренных преобразований, всегда найдутся структуры, недовольные реформами.