Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (356) | 31 января 2011г.
 

Операция-реанимация

АВТОВАЗ спасет очередное ограничение конкуренции

Сейдамет Абреков, Илья Ширтанов

25 января в официальном издании правительства РФ были опубликованы планирующиеся изменения в технический регламент безопасности транспортных средств. Основное изменение — запрет в РФ автомобилей с правым рулем. Нововведения выгодны ОАО «АВТОВАЗ» и, следовательно, президенту компании Игорю КОМАРОВУ (на фото). Судя по всему, теперь уже только через запретительные меры, ограничивающие конкуренцию, АВТОВАЗ может показать более или менее удовлетворительные цифры продаж. О том, что на АВТОВАЗе успели подготовиться к снижению конкуренции, свидетельствует очередное повышение стоимости автомобилей LADA, о которой компания объявила уже 26 января.

LADA катится под гору

Очередные изменения в технический регламент безопасности транспортных средств должны вступить в силу с 1 июня 2011 г. Судя по всему, эти изменения будут очередными преференциями для АВТОВАЗа. Изменения в техрегламент, скорее всего, вызваны снижением показателей собственных продаж АВТОВАЗа. Имеются в виду те продажи, которые не связаны с программой утилизации, утвержденной правительством РФ.

Согласно официальным сообщениям ОАО «АВТОВАЗ», в 2010 г. в России было продано 517 147 автомобилей LADA. С учетом зарубежных продаж — 558 724 автомобиля.

«По сравнению с 2009 г. реализация автомобилей LADA в России выросла на 48%. По программе утилизации в 2010 г. продано 221 584 автомобиля», — сообщил пресс-центр АВТОВАЗа. Из этого сообщения видно, что в 2009 г. было продано около 350 тыс. автомобилей LADA. При этом в 2009 г. не работала программа утилизации. Таким образом, за минусом автомобилей, проданных в России по программе утилизации, АВТОВАЗ в 2010 г. реализовал около 295 тыс. автомобилей. Получается, что падение продаж автомобилей, проданных без государственной поддержки в виде программы утилизации, только за один год составило около 55 тыс. 2009 г. был годом наибольшего спада в российской экономике, в то время как 2010 г. назван правительством РФ годом начала выхода из кризиса. Для АВТОВАЗа 2010 г. замечателен еще и тем, что в течение него он поднимал цену на свои автомобили.

Более того, определенный всплеск продаж АВТОВАЗ получил после широко освещаемой в различных СМИ поездки премьер-министра РФ Владимира Путина по федеральной трассе М-58 «Амур». Поездка состоялась 27 августа 2010 г. «В сентябре 2010 г. в России реализовано 12 406 автомобилей LADA Kalina, что стало рекордом семейства за всю историю его продаж», — говорится в сообщении АВТОВАЗа. Прирост продаж в течение сентября-декабря 2010 г. можно оценить в размере 15-20 тыс. автомобилей. Можно предположить, что если бы не было поездки Владимира Путина по трассе «Амур», то объем продаж АВТОВАЗа, достигнутых собственными силами, мог бы оказаться на уровне 280 тыс., т.е. на 70 тыс. меньше, чем в 2009 г.

Гибнут за металл

В 2011 г. АВТОВАЗ уже успел заявить об очередном повышении. «С 26 января 2011 г. АВТОВАЗ меняет рекомендованные розничные цены на автомобили LADA. В среднем по модельному ряду повышение составило 4%. Если договоренность по стоимости металла не будет достигнута, АВТОВАЗ не исключает дальнейшего повышения цен на автомобили LADA», — сообщил пресс- центр предприятия. При таких условиях имеются все предпосылки для того, что в 2011 г. продажи АВТОВАЗа без учета программы утилизации и поездок Путина упали еще больше.

С учетом динамики 2010 г. можно спрогнозировать, что собственными силами АВТОВАЗу удастся реализовать не более 210 тыс. автомобилей. И это при том, что точка безубыточности АВТОВАЗа была рассчитана на уровне 450 тыс. автомобилей в год.

Между тем на АВТОВАЗе нашли обоснование очередного повышения цены. «Коррекция стоимости вызвана тем, что с января 2011 г. АВТОВАЗ начал производство автомобилей LADA с электронным приводом педали акселератора (Е-газ) для выполнения с октября 2011 г. норм «Евро-4» и с компенсацией значительного роста тарифов на электроэнергию и цен на некоторые виды комплектующих», -сообщил пресс-центр АВТОВАЗа. Примечательно, что на АВТОВАЗе указали, что изменение стоимости не учитывает требования ОАО «Северсталь» по 30-процентному повышению цен на металл.

Что касается требований производителей металла о повышении стоимости металлопроката, то здесь стоит напомнить события конца 2010 г. Именно тогда крупные производители металла — поставщики ОАО «АВТОВАЗ» — заявили о намерении на 30% увеличить цену на поставляемую продукцию. После этого Союз автопроизводителей направил письмо министру промышленности и торговли России Виктору Христенко о проблемах, которые могут возникнуть в случае повышения поставщиками цен на металл.

Позже в вазовских пресс-релизах осторожно заявлялось о неких договоренностях, достигнутых между АВТОВАЗом и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Однако ОАО «Северсталь», судя по всему, решило не идти на уступки. АВТОВАЗ обратился с соответствующим заявлением в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ. Металлургическим предприятием были предоставлены документы, поясняющие образование цены на металлопрокат. 27 января ФАС РФ сообщила, что не выявила признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Северсталь» при установлении цен для ОАО «АВТОВАЗ» в 2011 г. на автомобильный лист.

Показательно, что ОАО «ГАЗ» и ОАО «Соллерс», также являющиеся крупными производителями автомобилей, сумели достичь договоренностей с Северсталью. При этом ни ГАЗ, ни «Соллерс» не получали такого объема финансовой помощи от государства, как АВТОВАЗ.

По данным отчета ОАО «АВТОВАЗ» за III кв. 2010 г., общий объем финансовой помощи государства (через займы от ГК «Ростехнологии») АВТОВАЗу достиг 65 млрд р. По словам президента АВТОВАЗа Игоря Комарова, в начале 2011 г. автозавод принял очередной денежный транш в размере еще 22 млрд р. Вероятно, на ГАЗе и «Соллерсе» могли только мечтать о таких объемах финансирования. При этом АВТОВАЗ вряд ли сможет вернуть эти средства без специально придуманных механизмов. Так, например, часть этих долгов уже конвертируется в новые акции АВТОВАЗа, которые и без того можно считать недостаточно ликвидными ценными бумагами.

При этом ОАО «АВТОВАЗ» в 2010 г. вышло на безубыточное производство. Превышение точки безубыточности составило около 110 тыс. автомобилей. Из этого следует, что в прибыль автозавода по итогам 2010 г. должна пойти маржа от продажи всех этих автомобилей.

Что мешает АВТОВАЗу при этих условиях найти компромисс с металлургами, не вполне понятно.

«Переговоры АВТОВАЗа и Северстали по поставкам на 2011  г. не достигли результата, контракт пока не заключен. Запас металла на АВТОВАЗе — до начала февраля 2011 г. Если мы с Северсталью не подпишем годовой контракт до начала февраля, то будем заключать временное соглашение на один месяц. Если договоренность по стоимости металла не будет достигнута, АВТОВАЗ не исключает дальнейшего повышения цен на автомобили LADA», — сообщил пресс-центр АВТОВАЗа.

Тотальная зачистка

С большой долей вероятности можно полагать, что Северсталь увеличит цену металла для АВТОВАЗа. Таким образом, АВТОВАЗ повысит стоимость товарных LADA. Что, в свою очередь, еще больше снизит конкурентоспособность вазовских автомобилей. Объем продаж без поддержки государства может продолжить снижаться. Вряд ли на АВТОВАЗе и в правительстве РФ не понимают истинной ситуации на рынке. О том, что такое понимание у лоббистов АВТОВАЗа есть, может свидетельствовать процесс принятия поправок в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств.

Так, 25 января в официальном издании правительства РФ «Российская газета» была опубликована информация о подготовке нового проекта технического регламента. И это при том, что только в сентябре 2010 г. были приняты очередные изменения в этот техрегламент. Планируется, что новые требования для легковых автомобилей вступят в силу с 1 июня 2011 г. Суть этих изменений «Российская газета» объясняет так: «Общественные слушания были проведены для узкого круга лиц, документ для обсуждения опубликован в каком-то ведомственном СМИ. Он вызвал массу возражений. Документ поправили только после выхода его в свет, т.е. когда все тонкости были озвучены в прессе. Пункт 18 этого документа гласит: «Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления». Вполне очевидно, что запрет эксплуатации автомобилей с правосторонним рулем выгоден прежде всего АВТОВАЗу.

В новом проекте техрегламента есть и иные нюансы, которые наталкивают на вполне однозначные выводы. «Примечательно, что при всей строгости подхода к некоторым элементам автомобиля ключевые агрегаты, действительно влияющие на безопасность, остались в стороне. Так, например, этот регламент накладывает требование по оборудованию машин антиблокировочной системой тормозов, кроме легковых. В Европе производство любых машин без системы ABS запрещено еще с 2004 г., а у нас, оказывается, можно. Причем если следовать этому документу, то производить такие машины у нас можно будет вплоть до 2020 г. О какой безопасности можно тут говорить?» — пишет «Российская газета». Стоит отметить, что существенная часть товарных автомобилей LADA не оснащаются системой ABS.

Таким образом, напрашивается вполне обоснованный вывод: на сегодняшний момент АВТОВАЗ работает практически в полном отрыве от законов конкурентного рынка. Судьба этого предприятия зависит от политики правительства РФ. Окончание действия программы утилизации, невведение запретительных мер, например по правому рулю, необходимость возвратить многомиллиардные долги государству могут легко привести АВТОВАЗ к банкротству. На этом фоне какие-либо заявления топ-менеджмента АВТОВАЗа о якобы достигнутых собственных успехах по увеличению продаж и прибыли выглядят как минимум необоснованными и надуманными.