Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (153) | 23 октября 2006г.
 

Конец муниципального монополиста

Мэрия отдает ВоТГК тепловые сети

Егор Кошеров

16 октября на аппаратном совещании мэр Николай УТКИН озвучил готовящееся решение по передаче в аренду ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (ВоТГК) тепловых сетей и котельных Комсомольского района. Фактически это конец всемогущества МУП «ПО КХ г. Тольятти», на чьем балансе эти фонды находились с 2001 г. Наблюдатели усматривают в этом ответную реакцию мэра на чрезмерную политическую активность генерального директора МУПа Александра ДРУЖИНИНА. Между тем такое решение выглядит вполне логичным в рамках проводимой в г. Тольятти реформы отрасли ЖКХ.

Бюджетное нивелирование

Создавая в 2001 г. местного энергетического монополиста в виде МУП «ПО КХ г. Тольятти», мэрия преследовала цель гарантировать бесперебойную работу муниципальной энергетики. Однако в кратчайшие сроки муниципальное предприятие превратилось в крупного оператора на рынке коммунальных услуг с мощными лоббистскими возможностями. В первую очередь это вылилось в максимально высокие тарифы на тепловую энергию, неуклонно повышавшиеся из года в год. В 2006 г. тариф ПО КХ достиг 528 р./Гкал. При учете того, что в Автозаводском районе этот показатель составлял в 2006 г. 375 р./Гкал, а в Центральном — 335 р./Гкал. В Автозаводском районе ответственным за подачу тепла конечному потребителю является ОАО «ТЕВИС», в Центральном основную роль играет ОАО «ВоТГК» (до 31.12.05 — ОАО «Самараэнерго»). Со временем столь существенный разброс цен на тепло в разных частях города мог неминуемо вылиться в социальный взрыв, если бы населению Комсомольского района пришлось платить за свои гигакалории по представленным ПО КХ расценкам. Ведь пересчет на реальную цену тепла означал бы одномоментный рост квартплаты более чем на 30%. Более того, в последние два года ПО КХ демонстрировало самую высокую динамику роста своего тарифа. По сравнению с тарифом 2005 г. (459 р./Гкал.) рост у него составил 15%, у ВоТГК -всего 8,4%.

Тем не менее до последнего времени жители Комсомольского района разницу не ощущали в силу того, что для расчетов использовался так называемый усредненный тариф. В результате жители Комсомольска недоплачивали за тепло, в то время как жители двух других районов платили выше себестоимости поставляемого им тепла. До наступления 2006 г. нивелирование тарифа удавалось достигать за счет бюджетной составляющей. Все годы своего существования ПО КХ получало бюджетные дотации на свои завышенные тарифы. Со своей стороны оно гарантировало своевременные расчеты с ООО «СВГК». Таким образом, местный монополист выступал буфером во взаимоотношениях населения с региональным монополистом в лице структур АДС «Волгапромгаз». При этом, как сообщил источник «Хронографа», в структурных подразделениях ПО КХ (водоканал, электрические сети, тепловые сети Комсомольского района, вывоз мусора) якобы закладывалась рентабельность не менее 40%. Впрочем, официально подобные заявления никто в городе делать не решался. Одновременно ПО КХ демонстрировало свои устремления к расширению бизнеса и захвату новых секторов. В энергетике это выливалось в борьбе за право собирать деньги за поставленные услуги с населения напрямую.

Время менять подходы

В 2006 г. ситуация начала существенно меняться. Поэтапное реформирование отрасли ЖКХ, энергетики, бюджетного и жилищного законодательства создало серьезные предпосылки для пересмотра деятельности МУП «ПО КХ». Из всех нововведений, пожалуй, самой большой проблемой для МУПа могло стать прекращение бюджетных дотаций по квартплате. С вводом в действие Жилищного кодекса безболезненно перераспределять деньги за коммунальные услуги, собранные с населения даже при централизованных сборах, стало достаточно сложно. Возникла проблема с перераспределением средств для компенсации максимальных тарифов, получаемых ПО КХ при эксплуатации морально устаревших котельных.

Еще одним немаловажным аспектом в сложившейся ситуации на рынке тепла стало то, что Комсомольский район терял привлекательность для работы управляющих компаний (УК). И это накануне 2007 г., с началом которого весь жилфонд должен перейти на обслуживание в УК или ТСЖ. Но при существующей себестоимости тепла в Комсомольском районе ему была уготована незавидная участь. Именно поэтому мэрия предпочла прислушаться к инициативам Волжской ТГК о передаче ей тепловых сетей Комсомольского района. Были разработаны 3 варианта снижения тарифа в Комсомольском районе. Суть этих вариантов сводится к тому, что проблемы усреднения тарифа для всех районов города должна была взять на себя ВоТГК. Однако для этого от мэрии требовалось передать сети Комсомольского и Центрального районов в пользование генерирующей компании. В результате тариф на тепло в Комсомольском районе должен стать таким же, как и в Центральном -335 р./Гкал.

Примечательно, что тема передачи сетей Комсомольского района была озвучена именно мэром Николаем Уткиным и именно сейчас. Хотя ВоТГК выступила с этой инициативой еще в июне текущего года. 14-15 июня силами ВоТГК в Саратове было организовано совещание на тему «Взаимодействие ОАО «ВоТГК» с муниципальными органами власти». В нем приняли участие главы и представители администраций всех 11 городов (Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Оренбург, Орск, Медногорск, Саратов, Энгельс, Балаково и Ульяновск), на территории которых осуществляется сбыт тепловой энергии генерирующих станций ВоТГК. Организаторами семинара были предложены к обсуждению темы, касающиеся интеграции теплосетевых активов, находящихся в собственности муниципалитетов, и энергокомпаний. Тольятти на том совещании представлял первый вице-мэр Николай Ренц. По возвращении из Саратова в беседе с корреспондентом «Хронографа» он отметил, что мэрия не намерена передавать сети ПО КХ ОАО «ВоТГК». Также он добавил, что при желании МУП «ПО КХ» могло бы снизить издержки на своих котельных Комсомольского района примерно на 20% (см. «Хронограф» №24 (143) от 10.06.06). Но так Ренц полагал летом. Сейчас он вынужден думать иначе: «Как я могу относиться к вопросу, который одобрен мэром? Его предложение для города наиболее рентабельное».

Стоит отметить, что Ренц является в мэрии одним из основных переговорщиков с самарскими энергетиками. Следовательно, непоследовательность его высказываний имеет свою логику.

По сути, сейчас в Тольятти начался процесс формирования новых центров влияния, способных оказать существенную роль на формирование конфигурации будущей мэрии. Не исключено, что Ренц уже пожелал сохранить в ней свое нынешнее влияние. Ослабление позиций Уткина и Дружинина способствовало бы достижению этих целей.

Безусловно, процесс передачи сетей от МУП «ПО КХ» в ОАО «ВоТГК» столкнет Уткина с Дружининым. Ренц же останется в стороне. Хотя возможно, что идея передачи сетей в ВоТГК принадлежит именно ему. Косвенным тому доказательством можно считать то, что для анализа вариантов передачи сетей и усреднения тарифов был подключен подконтрольный ему департамент экономики мэрии во главе с Владимиром Перельштейном, а не структуры мэрии, отвечающие за отрасль ЖКХ.

С другой стороны, более глубокая экспансия ВоТГК в Тольятти была неизбежна в силу интенсивно проводимой в городе реформы ЖКХ. Проявив понимание к интересам ВоТГК, Ренц вполне мог бы рассчитывать на дальнейшую поддержку энергетиков.

Реформы и чиновники

Как это ни странно, но повод для появления подобной версии дал сам Дружинин. Точнее, его все более активные проявления на политическом поле. Получив в 2005 г. контроль над «Тольяттинским обозрением», он предоставил возможность наблюдателям говорить о его намерениях создать собственный медиахолдинг (см. «Хронограф» №20 (139) от 13.07.06). В 2006 г. Дружинин фактически начал поддерживать депутата Тольяттинской городской думы Владимира Яркина в стремлении последнего занять пост мэра. Таким образом, в городе оформились две лоббистские группы. Мэр и его окружение выступали за коммунальную реформу, ПО КХ — против. Точнее, за удержание своих интересов.

Мэр уже подписал распоряжение о создании комиссии по передаче сетевого хозяйства новому арендатору. Дружинин вынужден поддерживать начатый процесс, так как открытое противодействие учредителю грозит ему увольнением с занимаемой должности. Сама же ситуация, несмотря на кажущуюся скандальность, демонстрирует постепенное движение Тольятти по пути объявленной Кремлем реформы ЖКХ. Основная проблема на сегодня заключается в качестве проводимых преобразований, которые в конечном итоге призваны внедрить рыночные механизмы в коммунальный сектор и, наконец, выстроить прямую зависимость между квартплатой и поставляемыми УК услугами. Интересы отдельных чиновников в этом процессе учитываться не будут.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.