Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (350) | 6 декабря 2010г.
 

Странное СП

На Джи Эм-АВТОВАЗ прибыль не привязана к выручке

Сейдамет Абреков

ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» раскрыло итоги работы за III кв. 2010 г. Компания показывает рост объема производства. При этом несколько предыдущих лет работы этого совместного предприятия (СП) показали неадекватную зависимость выручки нетто и чистой прибыли. Таким образом, нынешние мотивы акционеров Джи Эм-АВТОВАЗ, повлекшие увеличение производства, скорее всего, основаны на желании получить прибыль не от деятельности этого СП, а из других источников.

Работа наоборот

На официальном сайте ЗАО «Джи Эм- АВТОВАЗ» появилась информация отчетного характера: «За 9 месяцев т.г. с конвейера GM-AVTOVAZ сошло 24 617 автомобилей Chevrolet Niva, что на 65,03% превышает показатели аналогичного периода 2009 г. В сентябре дилерам России было отгружено 3 568 автомобилей, что на 46,1% больше, чем в августе». Таким образом, Джи Эм- АВТОВАЗ демонстрирует увеличение продаж, которое должно отразиться на росте выручки компании по сравнению с показателями 2009 г. Однако из этого вовсе не следует, что автоматически должна будет вырасти прибыль.

Финансовые показатели ЗАО «Джи Эм- АВТОВАЗ» за период 2008-2009 гг. позволяют несколько по-иному взглянуть на те цифры, которые компания предпочитает обнародовать. В 2008 г. при выручке нетто около 16,5 млрд р. это СП показало 295 млн р. чистой прибыли. В 2009 г. чистая прибыль составила почти аналогичную с 2008 г. сумму -282 млн р. Однако этого показателя удалось достичь при выручке 8,3 млрд р. Таким образом, при падении оборота более чем в 2 раза рентабельность СП в самый разгар кризиса возросла с 1,79% до 3,38%.

Как отмечал на пресс-конференции 24 сентября генеральный директор ЗАО «Джи Эм- АВТОВАЗ» Джеффри Гловер, с начала 2010 г. спрос на автомобили возрос. Если в 2009 г. СП выпустило свыше 20 тыс. автомобилей, то в т.г. ожидается, что программа приблизится к 37 тыс. шт.

Если исходить из динамики показателей ЗАО «Джи Эм- АВТОВАЗ» за 2008-2009 гг., то смысл наращивания объемов производства становится непонятен. Аналогичная ситуация на Джи Эм- АВТОВАЗ наблюдалась и в период 2006-2007 гг. В те годы при росте оборота даже наблюдалось падение чистой прибыли и рентабельности. Переломить эту тенденцию удалось, только снизив выручку в 2 раза. Произошло это при предыдущем генеральном директоре общества Джоне Хэнсоне.

Комментируя финансовые показатели 2008-2009 гг., Джеффри Гловер заявил, что, с одной стороны, его СП не анонсирует свои финансовые показатели, с другой — главным для СП является удовлетворение спроса на рынке. Хотя обычно для акционеров компании важнее другое — получение прибыли. Наемный топ-менеджмент не может этого не знать. Однако Гловер предпочел другой ответ. Объем выпуска он назвал «совершенно очевидным приоритетом». Так или иначе, но акционеры ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ», по всей видимости, удовлетворены, казалось бы, странным намерением менеджмента предприятия наращивать обороты вне зависимости от того, как это отразится на прибыли. Такое может происходить, если основные доходы от деятельности компании акционерами извлекаются не из показателей самого СП.

Щедрый АВТОВАЗ

Одним из акционеров ЗАО «Джи Эм- АВТОВАЗ» является ОАО «АВТОВАЗ». Согласно отчету АВТОВАЗа за II кв. 2010 г., у компании 41,61 % акций ЗАО «Джи Эм- АВТОВАЗ».

Джеффри Гловер не стал акцентировать внимание на необходимости увеличить прибыль Джи
Джеффри Гловер не стал акцентировать внимание на необходимости увеличить прибыль Джи

Президент АВТОВАЗа Игорь Комаров является председателем совета директоров ЗАО «Джи Эм- АВТОВАЗ». В совет директоров входят также два вице-президента АВТОВАЗа – Олег Лобанов и Полина Гришина. Двумя другими акционерами СП являются концерн General Motors (GM) -41,61% акций и МФО «Европейский банк» реконструкции и развития (ЕБРР) -16,78% акций.

Роль АВТОВАЗа в ЗАО «Джи Эм- АВТОВАЗ» носит неоднозначный характер. В 2006 г. «Хронограф» писал: «... участие АВТОВАЗа в СП несет для него лишь убыток. Это стало достоянием широкой общественности с момента первого публичного выступления Игоря Есиповского в роли главы АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №3 (122) от 06.02. 06). Выяснилось, что ОАО «АВТОВАЗ» в соответствии с договорными обязательствами поставляло на сборочный конвейер ЗАО «Джи Эм- АВТОВАЗ» автокомплект по цене, близкой S3000. Хотя себестоимость комплекта, по словам ряда источников «Хронографа», составляла около S3380. К моменту окончания 2005 г. было собрано и реализовано более 100 тыс. автомобилей Chevrolet Niva. Таким образом, потери АВТОВАЗа за три года участия в СП могли достигнуть $40 млн.

Между тем, приход представителей ФГУП «Рособоронэкспорт» на АВТОВАЗ в конце 2005 г. и соответственно на Джи Эм- АВТОВАЗ в начале 2006 г. обнаружил другую, не менее компрометирующую деятельность СП информацию. Источники отмечали, что себестоимость выпускаемых Джи Эм- АВТОВАЗ внедорожников существенно ниже отпускной цены, по которой автомобили попадают в дилерскую сеть.

Поставляемый АВТОВАЗом автокомплект, по разным оценкам, занимает в составе Chevrolet Niva 50-70% себестоимости комплектации. Следовательно, недостающая часть тоже должна укладываться в пределах $3000. В итоге цена полного автокомплекта Chevrolet-Niva не должна превышать $6000. Однако еще в прошлом году санкционированная заводом отпускная цена Chevrolet Niva в базовой комплектации уже значительно превышала $10000.

Существует версия, объясняющая столь существенную разницу. Высокий доход от реализации Chevrolet Niva якобы должен был способствовать созданию концерном GM собственной сервисно- сбытовой сети в России, в т.ч. для подготовки российского рынка к встрече всего спектра автомобилей марки Chevrolet. Если смысл высокой цены на Chevrolet Niva, сдерживающей его конкурентоспособность на внутреннем рынке, действительно был обусловлен необходимостью получения средств на создание дилерской сети под марку Chevrolet, то это может стать дополнительным подтверждением, что к вазовскому внедорожнику в GM изначально относились всего-навсего как к этапу вхождения на российский рынок. Причем в данном случае за счет средств АВТОВАЗа, в его же традиционную ценовую нишу», (см. «Хронограф» №19 (138) от 5.06.06).

Переформатируют поставки

Не исключено, что сегодня ситуация по взаимоотношениям с GM изменилась. Если это так, то СП должно, в конце концов, отказаться от производства локального автомобиля в пользу автомобиля глобального. Тогда финансовые потоки будут перераспределены в пользу мировых поставщиков комплектующих. Однако в этом случае поставщики, подконтрольные сегодня госкорпорации «Ростехнологии», окажутся без заказов по линии «Джи Эм- АВТОВАЗ». В связи с этим АВТОВАЗу будет не на что рассчитывать кроме как на отчисления по дивидендам с чистой прибыли ЗАО «Джи Эм- АВТОВАЗ». Зато у Renault просматривается заинтересованность в плане привлечения на территорию мировых производителей комплектующих.

Производить же автомобиль Niva АВТОВАЗ может и без посторонней помощи. Тем более что автомобиль имеет спрос на рынке. При такой версии становится понятной и финансовая отчетность от Джона Хэнсона, и заявления Джеффри Гловера о полном взаимопонимании со стороны представителей Renault. В частности, отвечая на вопрос о возможных противоречиях с АВТОВАЗом и его акционером Renault, Гловер заявил о планах своего СП следующее: «Второй продукт будет на другой платформе. ...О том, какая это будет платформа, говорить рано. ...Я не вправе говорить об этом. ...В ближайшем будущем никаких изменений на предприятии не предвидится. Пока мы будем прибыльны для акционеров, мы будем работать в данном режиме. В своей предыдущей деятельности на GM-Europe я работал с представителями Renault. Я смотрю на них как на своих коллег. На совместном предприятии мы будем строить такую систему работы, чтобы она была приемлема для нас и для наших акционеров. Еще раз повторяю, что сотрудничество АВТОВАЗа и Renault никаких проблем нам не приносит, оно не делает нашу работу невозможной».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Джеффри ГЛОВЕР, генеральный директор ЗАО «Джи Эм- АВТОВАЗ»

- С точки зрения финансовых аспектов мы не принимаем каких-то необдуманных решений. Мы взвешиваем каждое свое решение. У нас основной задачей является производство автомобилей. Если 100 человек хотят купить автомобиль, значит, мы будем производить эту сотню автомобилей.

- Основная задача акционерного общества — получение прибыли. Если мы получаем ту же прибыль при меньшей выручке, зачем наращивать выручку?

- Главная наша задача — удовлетворение потребителя. Если мы делаем это, то и наши акционеры остаются довольны. Это совершенно очевидный приоритет для нас, мы делаем автомобили настолько хорошо, насколько это возможно. Я уверен: если мы будем качественно это делать, то покупатель будет приходить к нам. Прибыль, безусловно, важна. Мы маленькая компания, и мы обязаны следить за каждой потраченной копейкой. Но если наш покупатель будет недоволен, мы даже не заработаем этой одной копейки. Сегодня конкуренция на нашем рынке очень высока. И, скорее всего, она будет еще выше.