Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (346) | 1 ноября 2010г.
 

Саботаж в помощь

Тольяттинское ДРСУ отказалось от тендера и получило муниципальный заказ

Евгения Андросова

Руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Геннадий ТАРАНОВ (на фото) сообщил, что последние в этом году ремонтные работы на тольяттинских автодорогах в рамках муниципального заказа достались ОАО «Дорожное ремонтно-строительное управление» (ДРСУ) без проведения тендера. Этому предшествовал сорванный аукцион, который должен был пройти еще 30 сентября. Торги не состоялись из-за того, что ни один из потенциальных участников на них не явился. Среди неявившихся было и ОАО «ДРСУ». Стартовая цена аукциона была заявлена на уровне 31,6 млн р.

Стоит напомнить, что на 30 сентября было запланировано проведение открытого аукциона на ремонт автодорог местного значения в Тольятти. Начальная цена аукциона была чуть более 31,6 млн р. На участие в аукционе были приняты заявки от 23 компаний. Однако ни одна из компаний на аукцион не явилась. Хотя представители заинтересованных компаний были замечены в этот день в холле и на крыльце здания мэрии Тольятти на ул. Белорусской, 33. Судя по всему, срыв аукциона стал следствием договоренностей между участниками рынка (см. «Хронограф» №33 (342) от 04.10.10). Одним из видных участников тольяттинского рынка дорожно- ремонтных работ считается ОАО «ДРСУ». Оно тоже подавало заявку на участие в том аукционе. Директором ОАО «ДРСУ» является Геннадий Гаврилов. 100% акций компании принадлежат муниципалитету Тольятти.

Между тем в первой половине октября тольяттинские автодороги были подвергнуты подобию ямочного ремонта. Позже выяснилось, что, для того чтобы ремонтировать дороги и осваивать бюджетные деньги, оказывается, необязательно выигрывать в соответствующем аукционе. На одном из брифингов во второй половине октября Геннадий Таранов сообщил, что ремонтом дорог все-таки занялось ОАО «ДРСУ». Причем по максимальной цене, которая была заявлена в качестве стартовой при объявлении аукциона на 30 сентября.

Весьма странно на первый взгляд может выглядеть то, что ДРСУ сначала отказывается участвовать в аукционе, а потом все-таки берется за выполнение этих работ по максимальной цене. При желании здесь, по всей видимости, можно усмотреть признаки наличия сговора участников рынка, допустивших срыв тендера. По крайней мере мотив уже виден. Ведь никто не мешает в этой ситуации руководству ОАО «ДРСУ» нанимать субподрядчиков из числа участников сорванного аукциона.

Хотя нельзя исключать и того, что предметом договоренностей для неучастия тех или иных компаний в аукционе могла быть некая сумма «отката». Если такое было возможно, то это должно стать поводом для расследования правоохранительными органами.

Среди компаний, заявившихся на аукцион 30 сентября, были и те, которые подают заявки почти на все аукционы по линии транспортного департамента и департамента городского хозяйства мэрии Тольятти. В частности, ООО «Цезарь Инжиниринг».

Компания «Цезарь Инжиниринг» хорошо знакома заместителю Таранова Алексею Пчельникову. Да и сам Таранов вряд ли не замечал подобной тенденции.

Стоит отметить, что достижение неких договоренностей между участниками аукциона -явление, характерное для всех регионов России. Федеральная антимонопольная служба регулярно выявляет такие случаи. Ожидается, что проведение открытых аукционов в электронной форме позволит пресечь договоренности недобросовестных участников. Кроме того, в Государственной думе РФ на рассмотрении находится законопроект, по которому предлагается не возвращать залог участникам аукциона, без уважительных причин отказавшихся от участия в нем. Сумма обеспечения заявки на участие в аукционе обычно составляет 5% от начальной цены контракта. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 12 июля 2010 г. по инициативе Костромской областной думы и включен в примерную программу работу Госдумы на ноябрь 2010 г.

Пока же на примере Тольятти можно наблюдать почти ставшую закономерной ситуацию, когда, фактически сорвав проведение аукциона, одна из компаний все же получает муниципальный контракт по максимальной цене. Это стало возможным в силу ст. 40 ФЗ №94 от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Указанная статья говорит о том, что, если аукцион признан несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником аукциона, то заказчик вправе объявить о проведении повторного аукциона. Либо заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. При этом контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе. Цена такого контракта не должна превышать начальную цену контракта, указанную в извещении о проведении открытого аукциона. Зачастую муниципальные чиновники способны выстроить такую комбинацию, что у представителей федеральных органов исполнительной власти может просто не остаться вариантов для иных действий.

Как показывает практика, муниципальные чиновники умеют очень хорошо не только читать законы, но и пользоваться ими.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г. о. Тольятти

- В соответствии со ст. 40 ФЗ №94 мы имеем право на прямое заключение контрактов, в таком случае все необходимые согласования получены. Главное управление Госфинконтроля аппарата правительства Самарской обл. такое разрешение дало, в соответствие с этим разрешением работы будет выполнять компания «ДРСУ». Они уже начаты, они уже ведутся.