Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (148) | 18 сентября 2006г.
 

Весь цемент – на биржу

Жигулевский завод стройматериалов сумел обойти ФАС

Павел Соколов

11,13 и 14 сентября на Московской фондовой бирже (МФБ) состоялась самая крупная, как по объемам, так и по ценам, серия торгов цементом. Продукция ОАО «Жигулевский завод строительных материалов» (ЖЗСМ) с недавних пор является постоянным объектом торгов. ЖЗСМ заинтересован в увеличении роста объемов продаваемого через биржу цемента, в то время как местные потребители столкнулись с проблемами, связанными с приобретением цемента непосредственно на ЖЗСМ. Каждые сутки у ворот ЖЗСМ собирается около сотни цементовозов со всего региона. Ждать загрузки водителям приходится до трех суток. Подобный ажиотаж, по мнению специалистов, может привести к очередному резкому скачку цен на цемент уже этой осенью. Инициатором биржевых торгов цементом является ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ Груп», в состав которого с 2005 г. входит и Жигулевский цементный завод.

Цена за 50-килограммовый мешок цемента на строительном рынке Москвы уже достигает 380 р. Тонна нефасованного цемента стоит чуть ниже — около 4,5 тыс. р. Цены на самарском рынке пока значительно ниже. Однако руководители местных железобетонных заводов опасаются темпов, с которыми растут цены. Они уверены, что столичный рост цен непременно отразится эхом и на регионах. Для таких предположении имеются все основания. Самарский рынок строительных материалов сегодня столкнулся с острейшим дефицитом цемента. Единственный цементный завод -ЖЗСМ (г. Жигулевск, с апреля 2005 г. в составе ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ Груп»), расположенный на территории области, вынужден в первую очередь гарантировать отгрузку по контрактам, заключенным на торгах МФБ.

Это привело к резкому сокращению объемов продажи цемента непосредственно самим жигулевским заводом. Сейчас ежесуточно в Яблоневом Овраге у ворот ЖЗСМ находится около сотни цементовозов со всего региона. В ожидании своей очереди водители грузовиков вынуждены простаивать до трех суток. Посетив окрестности ЖЗСМ, корреспондент «Хронографа» ознакомился с настроением водителей этих цементовозов: «Бывают дни, когда завод загружает всего 4-5 цементовозов. Это примерно 100 т. То у них весовая сломалась, то еще что-то придумают.

После начала биржевых торгов цементом такое скопление цементовозов у стен ЖЗСМ стало
После начала биржевых торгов цементом такое скопление цементовозов у стен ЖЗСМ стало

А тем временем примерно каждый час по железнодорожной ветке в направлении Москвы отправляется состав с цементом». При этом никто из них не догадывается, что таким образом по железной дороге отправляется цемент, проданный на московской бирже еще месяц назад. Инициатором организации биржевой торговли цементом является ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ Груп». 5 июля на МФБ прошли первые электронные торги цементом. «Продавцы у нас — это заводы, которые входят в состав ЕВРОЦЕМЕНТ Груп», — пояснил «Хронографу» руководитель пресс-центра НП «Московская фондовая биржа» Сергей Кудасов. С его слов, с выходом на биржу ЕВРОЦЕМЕНТ Груп намеревался запустить рыночный механизм формирования цен, к которым у антимонопольных служб вопросов бы не возникло. Напомним, что после того как в мае 2005 г. ЕВРОЦЕМЕНТ Груп одномоментно на всех своих заводах поднял отпускную цену на цемент (см. «Хронограф» №15 (87) от I 10.05.05), Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала судебное преследование холдинга. ФАС обвинила ЕВРОЦЕМЕНТ Груп в монопольном давлении на рынок (см. «Хронограф» №35 (107) от 17.10.05). Судя по всему, теперь ЕВРОЦЕМЕНТ Груп сумел найти способ регулирования цен, не подпадая под удар со стороны ФАС. «Проект биржевых торгов был одобрен и рекомендован Федеральной антимонопольной службой РФ, — пояснил «Хронографу» директор по связям с общественностью ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ Груп» Сергей Мещеряков. Стоит отметить, что при организации первых торгов, которые проходили в июле, стартовые цены находились в интервале 1600-1800 р. за т. В августе — уже в интервале 1900-2300 р. за т. Верхний ценовой коридор устанавливался в пределах 9-11% от стартовой цены. При этом, по словам Мещерякова, все лоты раскупались буквально в первые 15 мин. торгов по максимальной цене.

Данный факт косвенно подтверждает опасения потребителей цемента, заявляющих, что биржевые торги понадобились лишь для того, чтобы постепенно узаконить резкий рост отпускных цен до уровня цен на черном рынке. Первый сигнал, свидетельствующий об этом, прозвучал 14 сентября. На состоявшихся в этот день торгах цементом продавцом была установлена верхняя ценовая граница — 4200 р. за т. Комментируя ситуацию «Хронографу», Сергей Мещеряков отметил, что ЕВРОЦЕМЕНТ Груп намерен увеличивать объемы продаж цемента через биржевую торговлю.

Минимальный объем цемента, который можно приобрести на бирже, составляет 15 вагонов (1005 тыс. т). Помимо этого, чтобы стать брокером, нужно пройти сложную процедуру аккредитации. Далеко не всем потребителям цемента это под силу.

Комментарии

Игорь ЕВСЕНКОВ, директор ООО «Поволжский цемент»:

- В Москве сегодня тонна стоит четыре с небольшим тыс. р. Естественно, по две с небольшим продавать в Самаре производителю никакого резона нет, и они всячески режут квоты на наш регион. Поскольку антимонопольный комитет постоянно упрекал ЕВРОЦЕМЕНТ Груп в том, что он постоянно поднимает цены, компания сегодня пошла другим путем. Она не стала поднимать стоимость цемента в прайсе, но значительную часть цемента начала продавать через московскую биржу. Здесь уже ни один антимонопольный комитет воспрепятствовать им не сможет.

Александр ЕРХОВ, генеральный директор ЗАО ЖБК «Тольяттинское»:

- Жигулевский завод отправляет практически весь цемент в Москву. На регион он вагонами цемент не отгружает. Только машинами. Но чтобы взять машиной, нужно отстаивать бесконечные очереди. Чтобы ты приехал туда с машиной и взял цемент без проблем, такого сейчас уже нет. Даже если у тебя с заводом договор, по которому ты по предоплате деньги уже оплатил, все равно будешь стоять в очереди сутки-трое, чтобы отгрузить в машину уже оплаченный ранее цемент. Они даже договорникам не идут навстречу.