Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (333) | 5 июля 2010г.
 

Лисицына опять в стороне

Бюджет Тольятти не может получить денег от наружной рекламы Сбербанка

Сейдамет Абреков

В июне на административной комиссии в мэрии Тольятти рассматривался вопрос о незаконном размещении рекламных конструкций ОАО «Сбербанк РФ» на территории города. В качестве ответчика выступало ООО «Март» — изготовитель конструкций. При этом вопросов к Сбербанку как к собственнику рекламных конструкций почему-то не возникло ни у правоохранительных органов, ни у чиновников мэрии. Хотя факт самозахвата земли был отфиксирован. Подобные ситуации стали следствием сложившихся взаимоотношений в департаменте потребительского рынка и предпринимательства мэрии Тольятти, возглавляет который Хетаг ТАГАЕВ.

А был ли тендер

Контракт между Автозаводским отделением №8213 Сбербанка РФ и 000 «Март» на изготовление и монтаж рекламных конструкций был заключен осенью 2009 г. Определение подрядчика для выполнения работ в Сбербанке должно было осуществляться на конкурсной основе. Информация о конкурсах размещается на официальном интернет-сайте ОАО «Сбербанк РФ». Однако на сайте отсутствуют сведения о конкурсе, через который Автозаводское отделение №8213 выбирало исполнителя на изготовление рекламных конструкций. На запросы «Хронографа» о том, где и как происходило размещение информации о проведении тендера, в Сбербанке не ответили. Исходя из этого можно усомниться в том, что в процессе подготовки контракта были предприняты все меры для обеспечения максимальной прозрачности.

Как стало известно «Хронографу», выбор в пользу ООО «Март» мог быть сделан из расчета минимальной цены. При этом весьма странным оказалось то, что такой существенный вопрос, как оформление правоустанавливающих документов на земельные участки под рекламные конструкции руководством Сбербанка не был решен напрямую с собственником этих участков — муниципалитетом.

Муниципальные участки можно получить только на условиях тендера. В Сбербанке не могли не знать этой особенности работы с муниципальной землей. По логике вещей, именно Сбербанк должен был проявить инициативу для отведения под свои нужды земельных участков. Вместо этого при заключении контракта с ООО «Март» вопрос необходимости участия в муниципальных торгах по земельным участкам особым образом оговорен не был, хотя договором было предусмотрено получение разрешительной документации на установку конструкций. Исходя из этого можно предположить, что в Сбербанке могли надеяться на личные возможности ООО «Март» в решении этого вопроса.

Учитывая то, что на данный момент прокуратура Автозаводского р-на Тольятти уже признала факт незаконного размещения рекламных конструкций Сбербанка на городской земле, есть основания полагать, что Сбербанк рискует не только понести дополнительные расходы (демонтаж, штрафы, повторная установка), но и быть втянутым в процесс выяснения отношений о причастности к нарушению законодательства.

Если дело примет именно такой оборот, то к управляющей Автозаводским отделением №8213 Сбербанка РФ Светлане Лисицыной могут возникнуть вполне конкретные вопросы. Вышестоящие руководители банка могут поинтересоваться не только тем, как именно проходил в Тольятти тендер, но и эффективностью вложенных средств. Информация уже могла быть доведена до председателя филиала «Поволжский банк» ОАО «Сбербанк РФ» Виктора Щуренкова и президента — председателя правления ОАО «Сбербанк РФ» Германа Грефа. Во всяком случае «Хронограф» направил на их имя соответствующие запросы.

Нерабочий механизм

Между тем этот частный случай вскрыл сложившуюся в мэрии Тольятти систему по линии размещения наружной рекламы. Организации, изъявляющие желание разместить в городе рекламные установки, обращаются в мэрию. Сбором и учетом этих заявок занимается департамент потребительского рынка и предпринимательства, возглавляет который Хегат Тагаев. Участки, на которых могут быть размещены рекламные конструкции, разыгрываются посредством тендера. Но прежде чем выставить их на тендер, по ним должен быть сформирован полный пакет разрешений и согласований техусловий. Этим вопросом занимаются структуры управления архитектуры и градостроительства мэрии Тольятти. Для этих целей департамент Тагаева должен направлять туда для проработки сформированный пакет заявок.

Специалисты управления архитектуры участвуют в анализе заявок на предмет возможности их технической реализации, соответствия нормам безопасности и дизайнерского оформления. Важным элементом совместной работы департамента потребительского рынка и предпринимательства, управления архитектуры и градостроительства, а также ОГИБДД УВД по г.о. Тольятти, начальником которого является Алексей Мартынцев, должен быть принцип ненарушения безопасности дорожного движения при размещении рекламных конструкций. По результатам проведенной работы и анализа готовится пакет технических условий и согласований для выставления на торги земельных участков, пригодных под установку рекламных конструкций.

Нашли крайнего

На деле процедурные моменты как в формировании земельных участков под установку щитов, так и разнообразных согласований становятся результатом инициативы частных лиц. Представители различных коммерческих организаций, изъявивших желание установить в городе рекламные конструкции, вынуждены в челночном режиме обивать пороги чиновничьих кабинеты в целях получения пакета техусловий. При этом они несут определенные и, возможно, не всегда законные расходы. После этого места с готовым пакетом документов выставляются на торги. Как правило, на торгах выигрывает именно тот, кто челночил по кабинетам чиновников, собирая документы и разрешения. Подобный подход к работе таит в себе не только угрозу коррупционных проявлений, но и минимальную выгоду для городского бюджета.

Щиты с рекламой Сбербанка появились в конце 2009 г., но городской бюджет от этого пока не получил ни копейки. Тендер по земельным участкам до сих пор не проведен. Крайним в этой истории попытались сделать ООО «Март», которое изготовило конструкции и еще в конце 2009 г. должно было передать их Сбербанку. С жалобой в прокуратуру Тольятти относительно незаконности размещения рекламных конструкций обратилась мэрия уже в конце весны. Запоздалая реакция мэрии играет на версию о том, что это могло быть сделано с подачи конкурирующих организаций. Еще одним доводом в пользу этой версии может стать то, что в качестве виновника самозахвата участков предпочли увидеть не Сбербанк, а ООО «Март». Однако позже ходатайство с просьбой о невынесении жестких мер в отношении компании, принимавшей участие в сборе разрешительной документации на земельные участки, в адрес прокуратуры направил именно Тагаев. Этот дает основания полагать, что чиновники мэрии уже после подачи заявления в прокуратуру, по всей видимости, достигли каких-либо компромиссных договоренностей с заинтересованными в появлении этих рекламных конструкций организациями и прежде всего со Сбербанком.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Светлана ЛИСИЦЫНА, управляющая Автозаводским отделением №8213 ОАО «Сбербанк РФ»

- Размещение рекламных конструкций на территории Автозаводского р-на г.о. Тольятти производилось в соответствии с договором, которым было предусмотрено получение разрешительной документации на установку конструкций исполнителем. Отношения с контрагентом были регламентированы условиями договора, который является коммерческой информацией. В адрес банка представлений со стороны прокуратуры не поступало.

Дмитрий ШЕВЕЛЕВ, руководитель аппарата мэрии г. о. Тольятти

- ООО «Март» обратилось в департамент потребительского рынка и предпринимательства с просьбой о подтверждении факта согласования мест размещения рекламных конструкций по требованию прокуратуры. Департамент потребительского рынка и предпринимательства предоставил соответствующее письмо.