Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (145) | 24 июля 2006г.
 

Преображение

АВТОВАЗ впишут в новые принципы работы с церковью

Борис Кротов

17 июля между ОАО «АВТОВАЗ» и Русской православной церковью (РПЦ) было заключено соглашение о сотрудничестве. Для участия в церемонии в Тольятти специально прибыл председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимир АРТЯКОВ (на фото слева). В числе прочих вопросов он обсудил с управляющим Самарской епархии архиепископом Самарским и Сызранским Сергием (на фото справа) вариант участия АВТОВАЗа в финансировании строительства колокольни Спасо-Преображенского собора. Стоит напомнить, что в сборе средств на строительство собора участвовал фонд «Тольятти православный», учрежденный предыдущим руководством АВТОВАЗа. То, какую роль выполняют подобного рода фонды уже после окончания строительства храмов, наглядно было продемонстрировано 9 июля в эфире телекомпании НТВ. В репортаже говорилось, что РПЦ организовала в храме Христа Спасителя приход на правах арендатора, так как здание храма принадлежит фонду храма Христа Спасителя. Такой принцип взаимодействия открывает сторонам возможность для осуществления финансовых операций сомнительного рода.

Тольятти православный

Инициатором заключения соглашения о сотрудничестве выступило самарское епархиальное управление РПЦ. Руководство ОАО «АВТОВАЗ» эту инициативу поддержало. Подписание соглашения состоялось 17 июля в центральном холле заводоуправления. Со стороны завода соглашение подписал генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Есиповский. Со стороны церкви -управляющий Самарской епархией архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Скрепленный подписями документ носит рамочный характер. В связи с этим масса вопросов, главным образом финансового характера, осталась за рамками текста соглашения. Однако, по информации «Хронографа», стороны их все же обсудили, но при закрытых дверях. В числе обсуждаемых тем мог значиться проект варианта участия АВТОВАЗа в финансировании строительства колокольни Спасо-Преображенского собора. Строительством 62-метровой колокольни должен быть завершен архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского собора, пояснил «Хронографу» настоятель Архиерейского подворья, директор Православной классической гимназии г. Тольятти протоиерей Дмитрий Лескин. При этом он добавил, что благотворительный фонд «Тольятти православный», учрежденный в свое время не без участия руководства АВТОВАЗа, в создании собора участия не принимал. Уверенность, с которой отец Дмитрий об этом говорил, могла убедить в этом любого человека, неосведомленного о деятельности фонда «Тольятти православный». Тем более что в последние 2-3 года о деятельности этого фонда не было практически никаких упоминаний. Между тем в период 1999-2002 гг. фонд «Тольятти православный» светился не только в сообщениях местных СМИ, но и в пресс-релизах ОАО «АВТОВАЗ».

Главным образом это было связано с тем, что в эти годы шло активное строительство Спасо-Преображенского собора. 19 августа 2002 г. состоялось его торжественное освящение. О прямой причастности фонда «Тольятти православный» к этому знаменательному для всех православных города событию свидетельствует архивное сообщение пресс-центра АВТОВАЗа от 30 декабря 1999 г.: «Президент ОАО «АВТОВАЗ» Алексей Николаев избран почетным членом недавно созданного благотворительного фонда «Тольятти православный». Фонд, в частности, будет содействовать возведению в городе объектов культового назначения... При прямом участии специалистов АВТОВАЗа и его финансировании в автомобильной столице выросла Михайло-Архангельская часовня и сооружается внушительных размеров Преображенский собор» . Другим не менее весомым аргументом, подтверждающим причастность фонда к строительству храма, является то, что президентом фонда «Тольятти православный» был Владимир Субач, работавший на АВТОВАЗе в должности начальника управления капитального строительства (УКС).

Помимо прямого перечисления средств, спонсорская помощь АВТОВАЗа заключалась в том числе и в виде участия УКС в строительстве на отдельных его этапах. Генеральным подрядчиком строительства собора выступала компания ООО «Инвест-Авто», возглавляемая Ириной Субач. Стоит отметить, что строительство для ООО «Инвест-Авто» на момент получения статуса генподрядчика не было профильным видом бизнеса. До возведения Спасо-Преображенского собора ООО «Инвест-Авто» была одной из сотен компаний, занимающихся сбытом готовой продукции АВТОВАЗа. Вероятно, что одинаковые фамилии начальника УКС ВАЗа и директора «Инвест-Авто» сыграли здесь существенную роль.

Бизнес и РПЦ

В истории современной России строительство культовых зданий на средства благотворителей с целью организации в них приходов РПЦ было неразрывно связано с созданием различных православных фондов. Начало было положено первым президентом РФ Борисом Ельциным. 16 июля 1992 г. им был подписан указ «О создании фонда возрождения Москвы», где в перечне объектов, строительство и реконструкция которых обеспечивается впервоочередном порядке, на первом месте значился храм Христа Спасителя. Тем не менее в строительстве и отделке храма участвовало сразу несколько фондов. Во время строительства общее руководство осуществляла организация под названием «Общественный наблюдательный совет по воссозданию храма Христа Спасителя». Совет возглавляли Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и мэр Москвы Юрий Лужков. О методах сбора средств на нужды строительства, которые практиковались мэрией Лужкова, в московских СМИ публиковались целые дискуссии разоблачительного толка. В статьях приводились примеры того, как предпринимателям для получения разрешения на установку торгового киоска настойчиво предлагалось сделать «добровольный благотворительный взнос» на строительство храма. Деньги предлагалось перечислить в фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя. Насколько эта информация соответствовала действительности, «Хронограф» судить не берется. Между тем 9 июля2006 г. в эфире телекомпании НТВ был показан репортаж, рассказывающий о сегодняшней деятельности храма Христа Спасителя. В нем говорилось, что РПЦ организовала в храме Христа Спасителя приход на правах арендатора, так как здание храма принадлежит фонду воссоздания храма Христа Спасителя». Величина арендной платы — это удел сторон, заключивших договор. Таким образом, любой фонд, имея на балансе культовое здание, в котором структурными единицами РПЦ организован приход, получает возможность предоставления услуг по легализации финансовых средств, полученных из теневого оборота. При определенных договоренностях жертвователь прихода может рассчитывать на возврат части денег в виде легального дохода от деятельности фонда. Известны и другие примеры использования православных фондов, где статус прямой причастности к церкви позволяет решать учредителям проблемы своего бизнеса. Председатель правления Поволжского фонда возрождения православной духовности и культуры в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Андрей Лазарев летом 2004 г. сделал фонд стопроцентным собственником ООО «Чагринское охотохозяйство». Тем самым он обезопасил принадлежащее ему имущество охотничьей базы примерной стоимостью в $1 млн. от посягательств кредиторов (см. «Хронограф» №18 (137) от 29.05.06). При этом Лазарев является советником архиепископа Самарского и Сызранского Сергия.

АВТОВАЗ и РПЦ

Что касается АВТОВАЗа и Спасо-Преображенского собора, то здесь даже причастные к процессу священники комментируют ситуацию по-разному. «Ни фонда, ни попечительского совета не было. Просто собирались пожертвования на стены, двери, остальное делалось своими силами», — вспоминает настоятель Спасо-Преображенского собора отец Валерий. «АВТОВАЗ был генеральным попечителем строительства Спасо-Преображенского собора. Специального фонда не было создано, но был попечительский совет, куда люди жертвовали свои средства», — противоречит отцу Валерию отец Дмитрий (Лескин), получивший недавно на АВТОВАЗе статус советника. Все, кто видел убранство Спасо-Преображенского собора, понимают, что его строительство стоило огромных денег. Одних лишь отчислений от официальных доходов бывшего председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимира Каданникова, бывшего президента — генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» Алексея Николаева и прочих бывших топ-менеджеров завода было бы явно недостаточно. Но не стоит забывать, что у АВТОВАЗа было большое количество партнеров, очень дороживших контрактами с автозаводом.

Новые руководители АВТОВАЗа, пришедшие на него с Рособоронэкспорта, имеют более могущественные связи в РПЦ. Так, например, по словам Лескина, посещение Тольятти ковчега со святыми мощами Крестителя Господня Иоанна стало возможным после того, как Владимир Артяков попросил об этом во время встречи со Святейшим Патриархом Алексием II. Стоит отметить, что для Артякова тот контакт с Алексием II был далеко не единичным. Ранее он обсуждал с ним варианты участия АВТОВАЗа в фонде поддержки восстановления Афонского монастыря Пантелеймона-целителя в Греции. Осенью прошлого года президент РФ Владимир Путин лично посетил этот монастырь.

Комментарии

Владимир АРТЯКОВ, председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт»

- Будет ли АВТОВАЗ принимать участие в финансировании строительства колокольни Спасо-Преображенского собора?

- Пока предложений никаких не было. Когда предложения появятся, тогда будем думать. Будем рассматривать, насколько это приемлемо обеим сторонам. Контакты с церковью у нас плотные.

- Существует какой-либо фонд, через который АВТОВАЗ собирается контактировать с Самарской епархией?

- Нет, мы подписали с ними прямой договор. Никаких фондов. Епархии будет оказываться прямая помощь.

- На чьем балансе находится Спасо-Преображенский собор — в собственности АВТОВАЗа или епархии?

- Что значит на балансе АВТОВАЗа? Мы помогали его строить, но это не значит, что... Собор принадлежит полностью епархии.

- Но был фонд « Тольятти православный». Он занимался этими вопросами. В его состав входили представитель предыдущего руководства АВТОВАЗа. Известна ли вам судьба этого фонда?

- Мы сейчас входим в фонд поддержки восстановления Афонского монастыря Пантелеймона-целителя на Афоне. Входим в его попечительский совет. Вот оттуда мы и взаимодействуем.

-Мы-это кто?

- АВТОВАЗ.

- Это взаимодействие началось уже после того, как на АВТОВАЗ пришел Рособоронэкспорт?

-Да.