Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (324) | 26 апреля 2010г.
 

Заем на перспективу

Чемезов заявил о допэмиссии акций АВТОВАЗа

Сейдамет Абреков

23 апреля генеральный директор государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии», председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергей ЧЕМЕЗОВ заявил, что Ростехнологии выдали АВТОВАЗу ссуду на 12 млрд р. До конца апреля по этой же схеме Ростехнологии выдадут еще 28 млрд р. Позже эти 40 млрд р. будут переведены в уставный капитал и конвертированы в акции АВТОВАЗа. Увеличение доли Ростехнологии в уставном капитале АВТОВАЗа может помочь ГК провести реорганизацию предприятия в виде выведения из него производств в отдельные бизнес-единицы.

«Речь идет о тех средствах, которые получила госкорпорация в размере 28 млрд р. Еще 12 млрд р. мы уже перевели на АВТОВАЗ, и АВТОВАЗ, естественно, перечислил их своим кредиторам. 28 млрд р. будут переведены до конца этого месяца. После решения наблюдательного совета госкорпорации, который состоится 29 апреля, думаю, 30-го мы сможем перевести эти деньги. И 12, и 28 млрд р. будут переведены в качестве ссуды. Но затем, после решения совета директоров АВТОВАЗа и общего собрания АВТОВАЗа, эти средства будут переведены в уставный капитал и конвертированы в акции», — рассказал Сергей Чемезов. На очередное годовое собрание акционеров АВТОВАЗа эти вопросы не вынесены. Скорее всего, для их решения будет созвано внеочередное собрание акционеров.

Свое заявление Сергей Чемезов сделал в рамках брифинга, состоявшегося по случаю очередного визита в Тольятти заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова. Его визит был посвящен проверке реконструкции производственных мощностей АВТОВАЗа. «По тем планам, которые есть на АВТОВАЗе, цеха будут подготовлены к IV кв. т. г.

Они должны быть подготовлены к монтажу нового оборудования, которое будет поставлено на АВТОВАЗ по программе технологического перевооружения по модернизации предприятий», — заявил Игорь Шувалов.

Параллельно с модернизацией производственных мощностей на АВТОВАЗе, по сути, уже дан старт реорганизации общества путем выделения из него отдельных бизнес-единиц. Выводы о нюансах реализации этих процессов позволяют сделать высказывания Игоря Шувалова и Сергея Чемезова. «Хочу подтвердить, что российское правительство выполнило все обязательства, которые на себя брало в 2009 г. Это финансовая помощь самому АВТОВАЗу — 65 млрд р., это социальная программа по поддержке занятости — свыше 5 млрд р. и отдельные средства, которые были выделены для содержания муниципальных и региональных объектов. Поэтому, если вы посмотрите на объем помощи, а это свыше 70 млрд р., то РФ денежные средства из федерального бюджета предоставила в полном объеме. Теперь то, что касается дополнительных средств. Это скорее вопрос технического оформления, потому что, по существу, все решения российского правительства приняты и исполнены», — пояснил Игорь Шувалов.

Видимо, под «техническим оформлением» Шувалов подразумевал участие ГК «Ростехнологии» в процессе предоставления бюджетных средств АВТОВАЗу. Стоит напомнить, что ранее ГК «Ростехнологии» предоставили АВТОВАЗу ссуду на 25 млрд р. Эта ссуда не погашена. «Они (25 млрд р. – Прим. авт.) должны быть возвращены. Когда у АВТОВАЗа будет возможность, тогда и переведут», -рассказал Сергей Чемезов. Такая возможность у АВТОВАЗа может появиться после того, как предприятие получит очередную ссуду на 28 млрд р. Таким образом, Ростехнологии не будут иметь непогашенную ссуду и в то же время получат возможность увеличить свое присутствие в уставном капитале ОАО «АВТОВАЗ». «Естественно, все акционеры, желающие сохранить свою долю, будут вносить дополнительные средства. Тем, кто не сможет внести, естественно, их доли будут размыты», — пояснил по этом поводу Сергей Чемезов. Планировалось, что свою долю Renault (владеет 25% акций АВТОВАЗа) внесет технологиями, знаниями, ноу-хау.

Можно сделать вывод, что увеличение доли Ростехнологии произойдет за счет размыва долей ЗАО «ИК «Тройка диалог» и миноритариев.

Увеличение пакета акций ОАО «АВТОВАЗ» до контрольного, а при определенных обстоятельствах и до 75%, может позволить Ростехнологиям провести реорганизацию АВТОВАЗа. Вновь создаваемые бизнес-единицы, скорее всего, наполнят холдинговую компанию «Ростехнологии Авто» (новое название холдинга «Росавто»). Подтверждением этого является переход вице-президента по продажам и маркетингу ОАО «АВТОВАЗ» Максима Нагайцева на должность заместителя генерального директора холдинговой компании «Ростехнологии Авто». Параллельно ГК «Ростехнологии» будут решать проблему доведения до контрольного своего пакета акций ОАО «КАМАЗ». Наполнение холдинга «Ростехнологии Авто» также планировалось за счет активов КАМАЗа».

Причем выделение производств АВТОВАЗа из его структуры вряд ли скажется на уменьшении капитализации общества. Скорее, в большей степени на капитализацию повлияют выручка и чистая прибыль АВТОВАЗа. Стоит отметить, что по итогам торговой сессии РТС на 22 апреля капитализация ОАО «АВТОВАЗ» составляла чуть менее S745 млн, при этом капитализация ОАО «КАМАЗ» на эту же дату составила чуть более S2 млрд. Примечательно, что в докризисное время капитализация АВТОВАЗа была стабильно выше капитализации КАМАЗа.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.