Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (320) | 29 марта 2010г.
 

Наумов ищет выход

Очередное подконтрольное ГК «Веха» предприятие под угрозой банкротства

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе продолжилась подготовка к очередному судебному слушанию по делу о банкротстве ООО «РусАвтоПром». Эта организация входит в группу компаний (ГК) «Веха», бенефициаром которой является Сергей НАУМОВ (на фото). ООО «РусАвтоПром» занималось оптовой и розничной продажей грузовой и специальной техники и было одним из крупнейших игроков на этом рынке. Предыдущий опыт работы Сергея Наумова в качестве председателя совета директоров ОАО «РегионАвто-Транс- Тольятти» (РАТ-Т) может свидетельствовать о том, что и от банкротства РусАвтоПрома он сумеет извлечь пользу.

Груз проблем

26 февраля определением Арбитражного суда Самарской обл. в отношении ООО «РусАвтоПром» была введена процедура наблюдения в рамках ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Временным управляющим назначен Дмитрий Коробков. Процедура наблюдения была инициирована по заявлению Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ и Межрайонной инспекции (МРИ) №18 УФНС по Самарской обл.

Стоит отметить, что для РусАвтоПрома 2008 г. был одним из самых успешных в плане выручки от продаж и полученной прибыли за последние несколько лет, начиная с 2003 г. Согласно отчетам компании в 2008 г., РусАвтоПром имел выручку около 194 млн р. Прибыль только официально составила чуть более 5,6 млн р. Из этого можно предположить, что претензии налоговых органов могли быть основаны на задолженности, сформированной в течение 2009 г. Примечательно и то, что с учетом внешне неплохих показателей компании за 2008 г. эксперты ЗАО «Национальное кредитное бюро» при оценке ее кредитной способности выдали не самую лучшую рекомендацию: «Высокий риск кредитования. Продолжать сделку, но тщательно контролировать ее ход». ООО «РусАвтоПром» занималось оптовой и розничной продажей грузовой и специальной техники. В частности, ООО «РусАвтоПром» значилось дилером компании ЗАО «Авкодор-Оптим» (землеройная и коммунальная техника Doosan, коммерческий автотранспорт Daewoo), а также представляло интересы белорусского ООО «Дорэлектромаш» (тракторы, погрузчики и т.д).

По данным ЕГРЮЛ, директором ООО «РусАвтоПром» с 21 января 2010 г. является Вера Соловьева. На этом месте она сменила Юрия Крылова. Причем он был директором компании относительно недолго. До 2009 г. директором предприятия был Вячеслав Артамонов, а до 2003 г. – Сергей Животовский. Важно отметить, что именно при Животовском компания имела максимальные показатели по выручке. Сергей Животовский известен также как генеральный директор ЗАО «РегионАвтоТранс» (PAT). Стоит напомнить, что в 2005 г. Животовский был назначен представителем Союза транспортников России в Самарской обл., к тому же он был заместителем председателя совета директоров ООО «Корпорация «Веха». Наряду с Наумовым Животовский является одним из основателей ГК «Веха». ООО «РусАвтоПром» зарегистрировано в Самаре по адресу: ул. Грозненская, 65, Куйбышевский р-н. По этому же адресу расположена собственная база группы компаний (ГК) «Веха».

Чехарда с учредителями

Согласно сведениям Росстата, стопроцентным владельцем ООО «РусАвтоПром» после 1 февраля 2010 г. является ООО «Автомобильная компания». В свою очередь Автомобильная компания на 50% принадлежит ООО «Холдинговая компания «Веха», на 50% — Юрию Крылову, который одновременно является директором ООО «Автомобильная компания». Примечательно, что в период с 1 февраля 2009 г. по 1 февраля 2010 г. Автомобильная компания владела только 62,5% в ООО «РусАвтоПром», оставшуюся долю 37,5% контролировало ООО «Веха-Самара- Авторесурс». Таким образом, смена учредителей и директора компании прошла накануне введения в отношении ООО «РусАвтоПром» процедуры наблюдения. Хотя анализ аффилированных связей ООО «РусАвтоПром» показал, что частая смена учредителей для него дело привычное. Причем это всегда происходило с использованием близких узкому кругу лиц организаций.

Так, например, до 2005 г. 60% долей ООО «РусАвтоПром» принадлежало ООО «Веха-агрегат», директором которой числился Александр Рохваргер. А уже с 25 декабря 2005 г., как следует из ЕГРЮЛ, 100% ООО «РусАвтоПром» стало принадлежать Вере Соловьевой. До 2008 г. 60% ООО «РусАвтоПром» находилось у ООО «Веха-Самара- Авторесурс». В период с 1 апреля 2008 г. по 1 февраля 2009 г. ООО «РусАвтоПром» в первый раз стал на 100% принадлежать ООО «Автомобильная компания».

Александр Рохваргер известен причастностью к ГК «Бизнес Доктор». От имени входящих в эту ГК организаций он неоднократно привлекался для организации услуг по корпоративному поглощению (см. «Хронограф» №32 (151) от 09.10.06). Также ему хорошо известны приемы, используемые в рамках процедуры банкротства.

Печальный опыт PAT

С 2007 г. ООО «РусАвтоПром» входило в некоммерческое объединение организаций (НОО) «Межрегиональная ассоциация поставщиков автотранспортной техники, автокомпонентов и сервисного обслуживания (МАПАТАиСБ) «Веха», президентом которой является Сергей Наумов. Он также являлся единственным учредителем ООО «Холдинговая компания «Веха» — одного из крупнейших партнеров Группы «ГАЗ» в Самаре.

До 2009 г. Сергей Наумов также входил в состав совета директоров ОАО «РегионАвто-Транс- Тольятти» (РАТ-Т). Таким образом, можно сделать вывод о наличии аффилированных связей ООО «РусАвтоПром» не только с ГК «Веха», но и структурами, участвовавшими в создании и функционировании РАТ-Т.

Стоит напомнить, что 7 июня 2004 г. в Москве было зарегистрировано ЗАО «Управляющая компания «РегионАвтоТранс» (УК PAT). Ее единственным учредителем стал Юрий Панов. 20 сентября 2007 г. в Москве было зарегистрировано ЗАО «РегионАвтоТранс», гендиректором которого сначала был тот же Панов.

Акционерами РАТ-Т с равными долями являются МП «ТПАТП-1» и ЗАО «УК «PAT». С 2007 г. РАТ-Т взяло на себя функции МП «ТПАТП-1» по организации пассажирских перевозок в Тольятти. В июне 2009 г. со скандалом эта работа была прекращена. В конце 2009 г. в отношении ОАО «РАТ-Т» была введена процедура банкротства.

О том, что РусАвтоПром и РАТ-Т имели определенные бизнес-отношения, также свидетельствует требования ООО «РусАвтоПром» в 5,8 млн р., озвученные в рамках попытки УФНС обанкротить МП «ТПАТП-1». Стоит напомнить, что МП «ТПАТП-1» внесло в уставный капитал ОАО «РАТ-Т» имущество почти на 100 млн р. под обеспечение своих 50% акций. Ранее данное имущество было использовано в качестве залогового при заключении договора займа между РАТ-Т и ЗАО «УК «PAT». В счет погашения задолженности это имущество вскоре перешло в пользу ЗАО «УК «PAT» (см. «Хронограф» №39 (303) от 16.11.09). Решение о займе имело признаки крупной сделки с заинтересованностью УК «PAT» и могло быть заблокировано членами совета директоров РАТ-Т, представлявшими интересы мэрии Тольятти. Однако по весьма странным обстоятельствам представителям УК «PAT» удалось этого избежать.

Наумов на тот период возглавлял совет директоров РАТ-Т. Спустя год мэрия сделала безуспешную попытку оспорить сделку. Хотя эта попытка больше напоминала операцию прикрытия на случай возникновения обвинений в адрес мэрии о бездействии. Нелишним будет напомнить, что «Вехе» удалось выгодно поработать и с мэрией Самары. Еще при мэре Самары Георгии Лиманском руководители «Вехи» разработали и внедрили выгодную для себя схему поставки автобусов для муниципальных нужд. Затем у компании появилось желание удачный опыт распространить на другие города страны. А в 2007 г. Животовский уже в качестве генерального директора корпорации «Веха» вручал мэрии Самары снегоуборочную и прочую спецтехнику. Причем в Самаре тоже не обошлось без банкротства совместного с муниципалитетом проекта — ОАО «АТП-3» (см. «Хронограф» №30 (294) от 14.09.09).

В свете широких бизнес-интересов Сергея Животовского и Сергея Наумова инициированная в отношении ООО «РусАвтоПром» процедура банкротства выглядит в какой-то степени закономерным событием.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.