Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (309) | 28 декабря 2009г.
 

Оптимизм оптимизатора

Ударной работой АВТОВАЗ снова рискует осложнить бизнес поставщикам

Сейдамет Абреков

В конце декабря возрос темп производства автомобилей ОАО «АВТОВАЗ». Это произошло несмотря на продолжающееся падение продаж. Такая политика может привести к тому, что уже в начале 2010 г. многие поставщики АВТОВАЗа будут вынуждены остановить отгрузки. После необходимости выплаты 20 января НДС на производство комплектующих у них может просто не остаться денег. Президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь КОМАРОВ (на фото) вполне мог не усугублять ситуацию. Для этого ему было бы достаточно всего лишь снизить темпы производства к концу года. Но, несмотря на весь свой прагматизм, он рискует повторить ошибки своего предшественника Бориса АЛЕШИНА.

Ударная работах

С 21 по 25 декабря все три нитки главного конвейера АВТОВАЗа отработали по две смены по восемь часов в день. Приказ президента ОАО «АВТОВАЗ» №787 о таком графике работы был подписан 30 ноября. Таким образом, интенсивность сборки товарных автомобилей была увеличена. «Производственный план АВТОВАЗа на декабрь 2009 г. составил 32,3 тыс. автомобилей», — сообщил руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов. С учетом каникул в январе производственный план составил около 15 тыс. автомобилей.

Однако до подписания приказа №787 график работы АВТОВАЗа был менее интенсивным. Предыдущий приказ президента ОАО «АВТОВАЗ» об установлении графика работы в декабре за №706 был издан 29 октября. По сути, приказ №787 внес дополнения в приказ №706, который прописывал график работы с куда более скромными параметрами. Детали параметров раскрыла пресс-служба ОАО «АВТОВАЗ». «В декабре 2009 г. автомобили LADA Kalina, LADA Samara, LADA 2105/2107 будут производиться ежедневно до 24 декабря, кроме выходных, в одну восьмичасовую смену. Сборка автомобилей LADA Priora до 20 декабря будет выполняться шесть дней в неделю в одну восьмичасовую смену. С 21 по 25 декабря — 5 дней в неделю в две стандартные смены. Автомобили LADA 4X4 будут собираться до 26 декабря с графиком 6 дней в неделю в одну смену по 8 часов. Опытно-промышленное производство до 25 декабря 2009 г. будет работать 6 дней в неделю по две рабочие смены», — сообщила пресс-служба АВТОВАЗа. При этом даже не слишком интенсивная работа конвейера уже привела к тому, что АВТОВАЗ вновь накопил существенное количество непроданных автомобилей — уже 65 тыс. шт.

О продажах не думали

Детально ситуацию с объемами непроданной продукции АВТОВАЗа на прошлой неделе обрисовал Александр Шмыгов. «Суммарный остаток составляет около 65 тыс. автомобилей, включая выкупленные дилерами (20 тыс.) и находящиеся в дороге (5 тыс.)», — сообщил руководитель пресс-центра АВТОВАЗа. При этом темпы продаж товарных автомобилей АВТОВАЗа во втором полугодии 2009 г. динамично снижались.

Согласно данным пресс-службы АВТОВАЗа, в июле было продано 32,4 тыс. автомобилей, в августе -29,1 тыс., в сентябре — 28,1 тыс., в октябре — 28,2 тыс., в ноябре — около 24 тыс.

По информации Александра Шмыгова, всего за 11 месяцев 2009 г. на российском рынке продано 321,7 тысяч автомобилей, изготовленных АВТОВАЗом. Нет никаких гарантий, что продажи в 2010 г. будут хотя бы на уровне 2009 г. «По мнению отраслевых аналитиков, в зимние месяцы ситуация на российском рынке ожидается сложной. Улучшений продаж в I кв. 2010 г. практически никто не прогнозирует. Для стабилизации ситуации необходимо увеличение продаж в абсолютных цифрах», — считают на АВТОВАЗе. Для этого АВТОВАЗу необходимо больше внимания уделять улучшению качества работы в сегменте продаж автомобилей. С желанием сделать это, видимо, и связано назначение нового руководителя фирменной сбытовой сети АВТОВАЗа.

23 декабря пресс-служба АВТОВАЗа сообщила, что генеральным директором ОАО «Лада-Сервис» назначен выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «инженер-исследователь» Захар Титов. «17 декабря 2009 г. на заседании совета директоров ОАО «Лада-Сервис» принято решение о прекращении с 21 декабря полномочий президента ОАО «Лада-Сервис» Александра Пронина на основании его личного заявления. Генеральным директором компании с 22 декабря назначен Захар Титов», — сообщила пресс-служба.

Ведут к банкротству

В свете вышесказанного весьма странно, что АВТОВАЗ решил повысить интенсивность производства автомобилей в конце 2009 г. Таким образом, на АВТОВАЗе лишь способствуют увеличению товарных запасов автомобилей выпуска 2009 г. Но общеизвестно, что спрос на автомобили прошлого года выпуска меньше, нежели на автомобили текущего года. Для распродажи прошлогодних остатков производители часто идут на существенные скидки на свою продукцию.

По мнению наблюдателей, в данной ситуации более логичным шагом была бы остановка главного конвейера. Это могло бы избавить АВТОВАЗ от определенной доли налоговой нагрузки по выплате НДС, которую предприятие понесет в 2010 г. Кроме того, АВТОВАЗ смог бы сохранить имеющийся объем оборотных средств, не тратя их на закупку комплектующих. С увеличением производства автомобилей в конце 2009 г. в еще более уязвимую ситуацию попадают поставщики АВТОВАЗа. По факту отгрузки комплектующих на АВТОВАЗ в течение IV кв. 2009 г. они уже сформировали себе налогооблагаемую базу для начисления НДС, который поставщики должны будут заплатить 20 января. Для многих это может оказаться неподъемной ношей, ведь поставщики, в отличие от АВТОВАЗа, лишены доступа к средствам государственной поддержки.

Стоит напомнить, что схожая ситуация имела место в начале 2009 г., когда количество непроданных автомобилей АВТОВАЗ находилось на уровне 140 тыс. шт. Во многом это произошло из-за того, что в конце 2008 г. президент АВТОВАЗа Борис Алешин не решился остановить главный конвейер.

По мнению наблюдателей, решение Алешина во многом было обусловлено ситуацией вокруг выборов в Тольяттинскую городскую думу (см. «Хронограф» №4 (268) от 09.02.09, №9 (273) от 16.03.09). Однако тогда падение продаж наблюдалось в течение только 3-4 месяцев, поэтому многие поставщики еще имели определенный запас ликвидности.

Сейчас же, когда стагнация рынка по длительности достигла уже 15-16 месяцев, очередные выплаты НДС, уровень которых можно было бы не наращивать излишними поставками, наверняка еще более приблизят многих поставщиков АВТОВАЗа к банкротству. Между тем Игорь Комаров, так же как и его предшественник, не решился на остановку производства в конце года в пользу безболезненного возобновления работы в начале нового года. Хотя в отличие от прошлого года никаких выборов в Тольятти нет.

Вероятно, увеличение темпов производства в конце декабря было сделано для того, чтобы придать отчетности АВТОВАЗа по освоению выделенных государством средств более приглядный вид. Хотя у ветерана АВТОВАЗа Юрия Целикова есть свое объяснение решению руководства завода продолжать работу при снижении сбыта. «Длительная остановка основного производства приносит больше убытков, чем хранение готовой продукции на складах завода», — убежден Юрий Целиков.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Юрий ЦЕЛИКОВ, ветеран ОАО «АВТОВАЗ»

- Увеличение спроса на автомобили отечественных производителей прогнозируется в 2010 г. по нескольким причинам, одна из которых — запуск программы «50 тыс. р. за автомобиль старше 10 лет». Есть надежда на выход из «реанимации» дилерской сети АВТОВАЗа. Комаров обещал поддержать дилеров. Планируемое снижение ставок по кредитам тоже обещает принести рост продаж.