Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (277) | 13 апреля 2009г.
 

Второй пошел

Чапаевский мясокомбинат пустили за «Деликатом»

Михаил Куракин

24 апреля состоится рассмотрение отчета временного управляющего ОАО «Чапаевский мясокомбинат» (ЧМК) Эдуарда КАСАТКИНА, который был назначен в рамках процедуры банкротства ЧМК. Начало процедуры банкротства связано с задолженностью ЧМК перед ФНС России. Суммарная просроченная задолженность ЧМК по обязательным платежам в бюджеты всех уровней составляет 6136 тыс. р. Также принимаются заявки и от других кредиторов ЧМК. Вторая процедура банкротства мясокомбината на территории Самарской обл. повторяет общероссийский тренд. Однако с учетом того, кто является учредителем ЧМК, можно сделать и другие выводы.

4 декабря 2008 г. Арбитражный суд Самарской обл. принял к рассмотрению заявление ФНС России о возбуждении против ЧМК дела о несостоятельности (банкротстве). А уже 29 января 2009 г. в рамках дела №А55-18171/2008 определением арбитражного суда в отношении ЧМК была начата процедура банкротства. Внешним управляющим был назначен Эдуард Касаткин. Он является членом НП СРО АУСС «Северная столица».

Рассмотрев обоснованность требований заявителя к должнику в порядке, предусмотренном ст. 48 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», суд посчитал требования заявителя к должнику обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требование ФНС России к ЧМК в размере 6 136 тыс. р. подтверждено представленными в суд документами: требованием № 1363 от 18.06.08; решением № 142 от 18.06.08 о взыскании налогов за счет имущества должника.

Согласно п. 2 ст. 3 вышеназванного закона юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Размер задолженности превышает 100 тыс. р., на момент рассмотрения дела должником размер задолженности не уменьшен. Стоит напомнить, что это не первое подобное судебное разбирательство между ЧМК и ФНС России.

14 января 2008 г. Арбитражный суд Самарской обл. начал делопроизводство №А55-281/2008. Тогда, как и теперь, ФНС России требовала начала процедуры банкротства. Однако после полугодовых разбирательств 23 июня 2008 г. производство по делу о банкротстве было прекращено. Скорее всего, ЧМК в полном объеме погасил задолженность перед ФНС России.

Что касается самого ЧМК, то до 2006 г. предприятие целиком принадлежало правительству Самарской обл. 24 августа 2006 г. состоялось собрание акционеров, на котором было решено увеличить уставный капитал до 611 839 р. путем размещения дополнительных обыкновенных именных акций в количестве 600 000 шт. номинальной стоимостью 1 р. Увеличение уставного капитала произошло сразу в 60 раз. В итоге по закрытой подписке акции были распределены следующим лицам: ООО «Горизонт» — 120 000 акций, ООО «Лурдес» — 120 000 акций, ООО «ПАВАНА» — 120 000 акций, ООО «Фабриэл» — 120 000 акций, ООО «Энлайт» — 120 000 акций. Если говорить про ООО «Лурдес», то вскоре его доля перешла к ELARDUS TRADING LTD, компании, зарегистрированной в офшорной зоне. Примечательно, что на31 декабря 2008 г. этой компании принадлежало уже 95% акций ЧМК. В ходе увеличения уставного капитала новому инвестору полностью удалось сменить не только структуру собственности ЧМК, но и руководящий персонал. В роли инвестора под прикрытием нескольких мало о чем говорящих ООО выступила известная в России ГК «Разгуляй».

Сегодня сложно сказать, работает ли ЧМК по старой схеме или действительно не имеет возможности оплатить налоги. Однако можно сказать точно, что кризис вошел в реальный сектор. С другой стороны, не исключено, что отдельные предприятия пытаются скрыть свои недоработки за его ширмой.

Как бы то ни было, эксперты склонны считать, что кризис существенно отразился на мясной индустрии. Так, аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин в беседе с корреспондентом «Хронографа» отметил: «Мясоперерабатывающая промышленность себя чувствует не очень хорошо. Так же как и все остальные. Причины здесь в целом аналогичные: негативные последствия глобального финансового кризиса. Ухудшение положения с ликвидностью, недоступность кредитов. Увеличение стоимости обслуживания уже существующих долгов. Все одно и то же. Падение платежеспособного спроса. Растущие риски. Доходы населения падают, потребление дорогих мясных деликатесов может вполне сокращаться».

Представители сбытовых сетей российских поставщиков мяса вполне поддерживают эту точку зрения. «Мясопереработка сейчас практически ложится. Потому что все работали на кредитах, на импорте. Сейчас кредиты не дают предприятиям. Наши партнеры в Екатеринбурге вынуждены кредитоваться под 25-27% годовых. Мясопереработка страдает потому, что много импорта. Очень много импортируется из Бразилии.

В последнее время импорт был увеличен. Притом что, как говорят, поголовье свиней выросло. Средняя полоса по-выращивала очень много. Это Белгородская и Воронежская обл. Сейчас у всех проблемы с продажами, потому что бразильская свинина дешевле. Проблема в том, что свиней сейчас начнут забивать, чтобы не тратиться на корма. И мы опять останемся без поголовья», — отметил собеседник «Хронографа» из руководства ООО «ТД «Каневской» (Ростовскаяобл.), пожелавший остаться неназванным.

Другой причиной усугубления ситуации на рынке мясопереработки может являться стагнация сельского хозяйства. «В отношении мяса птицы и свинины пока дела более менее нормально. По итогам 2008 г. там заметный рост производства. Мало произвести стадо, надо же его еще обработать и продать. И в сельском хозяйстве, конечно же, есть проблемы, связанные все с тем же кризисом. Прежде всего это нехватка средств, кассовые разрывы, замороженные инвестиционные проекты», — добавил Максим Клягин.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Максим КЛЯГИН, аналитик УК «Финам менеджмент»

- Что будет с мясоперерабатывающими предприятиями — покажет рынок. Какие-то предприятия могут быть санированы, какие-то поделены, какие-то останутся банкротами. Если вы имеете в виду острый дефицит готовой продукции, то я не думаю, что он может возникнуть. Достаточно быстро на место ушедших предприятий придут другие. Также предприятия могут быть выкуплены более крупными структурами. Я думаю, что речь на данном этапе о каком-то существенном дефиците мясопродуктов в целом по стране или в отдельно взятых регионах не идет.