Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (276) | 6 апреля 2009г.
 

Резали по живому

Облбюджет секвестировали на четверть

Анна Пенкина

2 апреля на внеочередном заседании Самарской губернской думы (СГД) были приняты поправки в бюджет 2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг. По уточненным данным, бюджет области сокращен на 22,19 млрд. р. (24%). Его расходная часть составляет 82,426 млрд. р., доходная — 70,317 млрд. р. В первую очередь урезаны капитальные вложения в строительство и инвестионную деятельность. Также серьезной коррекции был подвергнут и ряд социальных обязательств.

По словам министра управления финансами Самарской обл. Павла Иванова, секвестирование на 24% — это далеко не самый большой процент сокращения бюджета. Наиболее серьезное снижение налоговых и неналоговых доходов наблюдается в таких субъектах РФ, как Тюменская обл. — 53%, Ханты- Мансийский АО — 47%, Татарстан — 44%, Челябинская обл.- 37%. Субъекты с высоким уровнем расчетно-бюджетной обеспеченности и большой долей налога на прибыль (в Самарской обл. он составляет 47%) в условиях кризиса оказались в наиболее сложной ситуации. Сокращение общего объема налоговых поступлений в облбюджет 2009 г. прогнозируется в размере более 25 млрд. р.

В первую очередь были урезаны капитальные вложения в строительство и инвестиционную деятельность. Сокращение шло за счет приостановления реализации новых целевых программ, а также переноса реализации мероприятий некоторых целевых программ на 2010-2012 гг., обязательности софинансирования по проектам, финансируемым из федерального бюджета, сокращения объемов субсидирования сельхозтоваропроизводителей и практически стопроцентного сокращения расходов на капитальный ремонт и строительство дорог.

Несмотря на многочисленные заявления официальных лиц о том, что «все социальные обязательства, взятые на себя правительством области, будут выполнены, независимо от того, как будет развиваться кризис», в уточненном варианте бюджета социальные обязательства также были подвергнуты серьезной коррекции. Произошло сокращение расходов по статье «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 147 млн. р. (71%), стопроцентное сокращение расходов по программам духовно-нравственного образования и патриотического воспитания молодежи, развития культуры села.

Стопроцентное сокращение расходов также произошло по капитальному ремонту библиотек, реставрации объектов культурного наследия, прекращено финансирование подростковых клубов, ликвидирован проект по капитальному ремонту школ «Достойные граждане великой страны». На 50% урезаны расходы по статье «Обеспечение жильем граждан, проработавших в тылу во время ВОВ», на 70% сокращено финансирование ветеранских общественных организаций. Полностью ликвидирована статья расходов по предоставлению ипотечных займов молодым семьям Самарской обл. Прекращено финансирование целевой программы «Социально-экономическое развитие и экологическая реабилитация г. о. Чапаевск», целевой программы «Жилище», в части подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», целевой программы «Обеспечение населения Самарской обл. питьевой водой» и мн. др.

Депутаты СГД внесли в уточненный проект бюджета соответствующие поправки. Они предложили увеличить до изначального уровня расходы, предусмотренные на предоставление субсидий молодым семьям (500 млн. р.), а эти средства изъять из уставного капитала ОАО «Корпорация развития Самарской обл.». Эта структура была создана в конце 2008 г. для «обеспечения эффективного взаимодействия правительства области и инвесторов для реализации масштабных промышленных и инфраструктурных проектов, которые станут «точками роста» экономики». Также депутаты предложили сократить на 83 млн. (50%) средства, предусмотренные Министерством экономического развития и торговли, на предоставление субсидий, предоставляемых религиозным организациям на реализацию услуг культурно-просветительской деятельности, а высвободившиеся средства направить на выполнение расходных обязательств по закону №88 ГД «О предоставлении субсидий работникам бюджетных учреждений на приобретение жилья и улучшение жилищных условий», которые в новой редакции бюджета были сокращены на 71%.

Среди других поправок — предложение перераспределить 32 млн. р., выделяемых СГД на гостинично-представительский комплекс, на финансирование строительства детских садов, сократить расходы на информационное сопровождение деятельности СГД и правительства Самарской обл. на 70 млн. р., а средства направить на покупку жилья для детей-сирот и другие аналогичные направления. Ни одна из этих поправок принята не была. В итоге проект секвестированного бюджета был единогласно утвержден СГД практически в том же виде, в котором он поступил из правительства Самарской обл.

Комментарии

Павел ИВАНОВ, министр финансов Самарской обл.

- Мы сделали так, что при сокращении расходов на 30% социально значимые расходы остались на том уровне, на котором они запланированы на сегодняшний день. Премьер-министр РФ Владимир Путин в последнем своем выступлении сказал, что помощь федерального бюджета будет оказываться только тем регионам, где имеется реально секвестированный бюджет. А на регионы выделяется дополнительно 300 млрд. р. Поэтому мы должны приложить максимум усилий и получить эти средства, которые потом перенаправим в т. ч. и на финансирование жилья для детей-сирот, и предоставление субсидий для молодых семей. Мы получим эти федеральные средства и распределим. Сегодняшний секвестр не решает всех проблем. Каждый квартал как минимум мы будем возвращаться к этому вопросу.

Алексей УШАМИРСКИЙ, председатель комитета по бюджету СГД

- Мы вынуждены экономить, туже затянуть пояса. Но наш регион не стал сокращать расходы социального характера, такие как заработная плата бюджетников, социальное и лекарственное обеспечение, расходы по нацпроектам. Мы пошли по пути уменьшения расходов инвестиционного характера, капитальных вложений. Но даже в этой группе расходов регион сохраняет финансирование капитальных объектов с высокой степенью готовности.

Михаил МАТВЕЕВ, депутат СГД

- Уровень социальной поддержки в Самарской обл. был всегда более высоким, чем во многих других регионах. Когда на пост губернатора Самарской обл. пришел Владимир Артяков, проект бюджета был уже сверстан, но он внес в него изменения более чем на миллиард рублей, увеличив социальную составляющую. Бремя социальных обязательств у бюджета было очень высоким. В данной ситуации совсем не секвестировать социальные обязательства было бы невозможно, для того чтобы сохранить бюджет как работоспособный финансовый документ. Но доля социальной составляющей, которая была секвестирована, могла быть меньше, по моим подсчетам, на 1 млрд. р. Вместо них можно было бы секвестировать расходы, не являющиеся обязательными в наше тяжелое время. Я считаю, что документ недоработан. Планка социальных обязательств действительно была поднята высокая, но резерв для того, чтобы не трогать социальные расходы, сейчас еще есть.