Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (131) | 10 апреля 2006г.
 

Без гарантии

Закон не обеспечивает надежность функционирования коммуналки

Алиса Власова

5 апреля Дума городского округа Тольятти удовлетворила протест прокурора о том, что решение ТГД от 1.02.06 о предоставлении муниципальных гарантий МУ «Департамент энергетики, ЖКХ и связи» для получения кредита в сумме 80 млн. р. для расчета с энергетиками не соответствует Бюджетному кодексу РФ. По нему бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты, а соответственно, и муниципальные гарантии. Однако в случае управления жилым фондом при существующей системе оплаты населением не по факту потребления и при наличии значительного числа неплательщиков неизбежна ситуация образования существенной дельты между необходимыми платежами энергетикам и поступающими средствами от граждан. Данную ситуацию возможно избежать в будущем при преобразовании МУ «ДЖКХ» в муниципальное предприятие. Пока приближается необходимость решения о предоставлении очередного кредита коммунальному ведомству в размере 300 млн. р.

Трансформация бюджетного законодательства и системы оплаты жилищно-коммунальных услуг значительно опережает изменения условий их функционирования. С начала 2006 г. исчезла бюджетная составляющая в оплате коммунальных платежей и квартплаты. А схема оплаты теплоэнергии населением равными долями в течение всего календарного года по-прежнему сохранилась. Однако с энергетиками МУ «ДЭ, ЖКХ и С» необходимо рассчитываться ежемесячно до 15-го числа по факту потребления. Ранее бюджетная составляющая позволяла городу стабилизировать ход расчетов с энергетиками. С 1 января 2006 г. это стало невозможно.

Ситуацию усугубляет постоянное наличие пятипроцентного недобора по коммунальным платежам и квартплате. В январе неплатежи возросли до 34%, а в феврале они составили 12%. В результате долг населения приблизился к 400 млн. р. Как отметил директор МУ «Департамент энергетики, ЖКС и связи» Виктор Попов, в сложившейся ситуации эффективное управление жилым фондом невозможно осуществлять без использования кредитов.

Поскольку город уже имеет опыт отключения 35 жилых объектов от горячего водоснабжения в сентябре 2005 г. (см. «Хронограф» №8 (127) от 13.03.06), то острота сложившейся ситуации очевидна. Для ее скорейшего разрешения первого февраля ТГД приняла адекватное решение о предоставлении муниципальных гарантий на получение кредита в 80 млн. р. МУ «ДЭ, ЖКХ и С». Формально оно противоречит федеральному законодательству, однако фактически иного решения на тот момент не было. После удовлетворения протеста прокурора 5 апреля решение думы от 1.02.06 стало недействительным.

Однако, как прокомментировал Виктор Попов, достаточным обеспечением возвратности средств банку являются активы МУ, расчеты с банком производятся средствами, поступающими от населения и в соответствии с графиком платежей.

На это же заседание планировалось вынести вопрос о предоставлении муниципальных гарантий МУ «ДЭ, ЖКХ и С» на получение 300 млн. р. Принятие такого решения не уложилось бы в рамки федерального законодательства.

Положением о порядке осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом в городском округе Тольятти, утвержденным постановлением Тольяттинской городской думы №292 от 16.11.05, урегулирован порядок предоставления муниципальных гарантий муниципальным унитарным предприятиям (без соблюдения конкурсной основы и без соответствующего обеспечения в случаях, предусмотренных решением думы). Порядка предоставления муниципальных гарантий муниципальным учреждениям указанный документ не содержит. При сохранении существующей системы расчета населения и платежей энергетикам для дальнейшего исключения проблемы встает необходимость о преобразовании МУ «ДЭ, ЖКХ и С» в муниципальное предприятие. В этом случае городские власти смогут беспрепятственно принимать решение о предотвращении энергетического кризиса. Также вероятна и схема предоставления муниципальных гарантий на получение кредита для покрытия городских долгов по энергии самим поставщикам МУП «ПО КХ» и ОАО «ТЕВИС», а их расходы за пользование кредитом покрывать за счет бюджетных субвенций. Однако сведение системы расчетов населения с системой расчетов с энергетиками ситуацию с долгами решит частично. Поскольку наличие неплательщиков в современных условиях неизбежно. В результате сложившаяся ситуация в целом свидетельствует о том, что изменения федерального законодательства несколько опережают изменения муниципальных систем управления и в некоторых случаях делают его невыполнимым.