Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (272) | 10 марта 2009г.
 

СОКовыжималка

Поставщики пытаются манипулировать Борисом Алешиным

Сейдамет Абреков, Денис Федоров

5 марта после двухдневного простоя главный конвейер ОАО «АВТОВАЗ» возобновил работу. Это стало возможным после завершения переговоров между автозаводом и Группой «СОК» о продолжении отгрузки комплектующих. Показательно, что проблемы с СОКом у АВТОВАЗа начались практически сразу после завершения выборов в Думу г. о. Тольятти (ТГД) V созыва. Но, скорее всего, президенту ОАО «АВТОВАЗ» Борису АЛЕШИНУ (на фото) в ближайшее время придется часто решать проблемы с поставками.

Не хуже других

3 марта конвейер ОАО «АВТОВАЗ» был остановлен из-за проблем с поставками комплектующих. По этому поводу экс-генеральный директор Международной ассоциации дилеров ОАО «АВТОВАЗ» Юрий Целиков сообщил: «Все заводы-поставщики, находящиеся под контролем Группы «СОК», приостановили поставки на АВТОВАЗ». В связи с этим часть автомобилей сходили с конвейера недоукомплектованными. Заводы Группы «СОК» обеспечивают более трети потребностей АВТОВАЗа в комплектующих.

Стоить отметить, что не так давно АВТОВАЗ был вынужден останавливать конвейер из-за разногласий с другими партнерами. «Некоторых поставщиков не устроило введение новой схемы оплаты», — сказал по этому поводу Борис Алешин. По различным данным, еще в начале февраля отказались поставлять свою продукцию ОАО «Пластик», ОАО «Балаковорезинотехника» (БРТ), ОАО «Завод им. Тарасова», ЗАО «Полад» (см. «Хронограф» №4 (268) от 09.02.09). Проблемы начались после введения АВТОВАЗом вексельной схемы расчета. Волжский автозавод оплачивает 70% закупок своими векселями и векселями банков-партнеров и лишь 30% расчетов производит деньгами. Но отдельные поставщики сумели в кризисных условиях добиться от АВТОВАЗа преференций. По имеющейся информации, якобы ОАО «Европейская подшипниковая корпорация» уже договорилась о стопроцентной оплате поставок деньгами, а «Полад» уже сумел получить от АВТОВАЗа порядка 200 млн. р. Также в число «счастливчиков» попали ООО «Детальстройконструкция» (ДСК), «Пластик», БРТ.

Директор ДСК Алексей Журавлев не стал по телефону комментировать ситуацию. Директор по экономике ЗАО «Балаковорезинотехника» Александр Козин пояснил, что АВТОВАЗ прямого перечисления со своего расчетного счета на расчетный счет БРТ не делал. «Векселя мы вообще не получали. Вопрос был решен иным способом. Была предложена схема расчета, она нас устроила», — сказал он. Официальных разъяснений по этому поводу пресс-служба АВТОВАЗа давать не стала. Стоит предположить, что практика, когда предприятия, пошедшие на отказ от поставок, в итоге получили деньги или другие преференции, стала одной из причин инициативы СОКа.

Выгодный аргумент

После остановки конвейера АВТОВАЗа Хронографу» стало известно о якобы больших финансовых проблемах предприятий Группы «СОК». О них рассказал генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер» (поставщик АВТОВАЗа, входящий в Группу «СОК») Дмитрий Савенков. «У нас денег нет. И у наших поставщиков денег нет, и у поставщиков наших поставщиков денег нет. Нет денег в обороте. Мы свою оборотку «слопали» за весь февраль. Покупать комплектующие не на что, банки кредитов не дают. Наши поставщики стоят. Одному надо купить шестеренку, другому — проволоку», — сказал он.

Однако часть наблюдателей сомневается в том, что у СОКа большие финансовые проблемы в расчетах со своими поставщиками. Возобновление поставок СОК произвел всего через два дня после остановки конвейера, далее работа шла стабильно. Это может свидетельствовать о том, что запасы продукции и финансов у СОКа имеются.

5 марта конвейер АВТОВАЗа возобновил работу со второй смены. В 16.00 началась сборка Lada 4x4 («Нива»), чуть ранее — в 13.45 — сборка остальных моделей. Условия урегулирования вопроса поставок с Группой «СОК» пресс-служба ОАО «АВТОВАЗ» раскрывать не стала. Но, скорее всего, СОК настоял на том, что в расчете с ним АВТОВАЗ должен применять только живые деньги. Наблюдатели, знакомые с ситуацией, отметили, что переговоры вице-президента Группы «СОК», руководителя дивизиона «Автокомпоненты» Андрея Фролова и недавно назначенного нового вице-президента по закупкам ОАО «АВТОВАЗ» Дамира Кашапова прошли на повышенных тонах. «Дело едва не дошло до драки», — отметил один из наблюдателей.

Однако возможные финансовые проблемы СОКа могут привести к тому, что все предприятия -производители автокомпонентов станут частью ОАО «Объединенные автомобильные технологии»

(ОАТ). Председателем правления ОАТ является Владимир Аветисян. 17 февраля Группа «СОК» официально заявила, что ведет переговоры о продаже автокомпонентного бизнеса в пользу ОАТ (см. «Хронограф» № 6 (270) от 24.02.09). Скорее всего, наиболее актуальным в процессе переговоров владельца Группы «СОК» Юрия Качмазова (на фото) и Владимира Аветисяна сегодня является вопрос цены активов. Вымывание оборотки на предприятиях Группы «СОК», скорее всего, позволит Аветисяну требовать более низкую цену за предприятия СОКа. В связи со сложной финансовой ситуацией под контроль ОАТ могут попасть и другие поставщики АВТОВАЗа, в данный момент имеющие кассовые разрывы.

Мастер интриг

Весьма симптоматично, что на неформальном уровне уже несколько месяцев Аветисяна обсуждают как одного из претендентов на должность президента ОАО «АВТОВАЗ». Причем одновременно с этим все упорнее муссируется информация о якобы вероятной отставке Бориса Алешина. Судя по тому, насколько устойчивы подобные разговоры, может сложиться впечатление, что над их распространением работает специализирующаяся на дезинформации структура. Вопрос только в том, в чьих интересах она работает.

Примечательно, что Аветисяна и Алешина вместе можно было увидеть 6 февраля во время хоккейного матча «Лада» — ЦСКА. Но если ранее Алешин приходил на хоккей достаточно регулярно, то Аветисян впервые приехал на матч из Самары.

Важно отметить, что СОК прекратил отгрузку своей продукции незадолго до того, как ОАО «АВТОВАЗ» приостановило на время переговоры о покупке ОАО «ИжАвто».

Эксперты не исключают, что таким образом глава Группы «СОК» Юрий Качмазов решил ускорить сделку с Волжским автозаводом. Хотя 6 марта пресс-служба АВТОВАЗа заявила, что переговоры с Группой «СОК» о покупке ОАО «ИжАвто» продолжаются. В Группе «СОК» предпочли не комментировать последние обстоятельства хода сделки. Хотя ранее представители компании заявляли, что сделка будет завершена еще в феврале. «Сделка по продаже ИжАвто затянулась из-за того, что обе стороны пытаются учесть в ней изменяющиеся обстоятельства, в частности экономический кризис, и договориться о деталях», — предполагает ведущий эксперт ИК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Одним из критериев цены сделки может явиться то, что чистый долг ИжАвто на конец сентября 2008 г. был $326,7 млн. В ноябре-декабре 2008 г. среднемесячная выручка компании упала в десять раз. А 16 декабря компания не смогла выкупить свои облигации на 2 млрд. р., допустив технический дефолт», -отметил он. В данный момент ижевский автозавод рассматривает вопрос о переходе с 1 апреля по 1 октября на неполную рабочую неделю из-за падения спроса на модели Kia и Lada, которые выпускает предприятие.

Весьма показательно, что СОК решился на радикальные меры практически сразу после завершения выборов в ТГД V созыва. То, что СОК не пошел на конфронтацию до выборов, может свидетельствовать о неких неформальных договоренностях с партией власти. Стоит предположить, что после выборов Борису Алешину придется решать проблемы с поставщиками, уже не рассчитывая на политическую составляющую. Что, собственно, и произошло на прошлой неделе.

Однако в условиях невысоких уровней продаж и большого объема непроданных автомобилей АВТОВАЗу нет необходимости работать на полную мощность. Тем более после того, как была увеличена отпускная цена на товарные автомобили. По имеющейся информации, в январе 2009 г. АВТОВАЗ продал 29110 автомобилей, в феврале -около 30 тыс. автомобилей. Хотя по данным аналитического агентства «Автостат», в феврале 2008 г. было продано 46197 автомобилей. Тем не менее аналитики ожидают некоторого подъема реализации вазовской продукции нынешней вес- ной. К примеру, директор агентства «Автостат» Сергей Целиков отмечает: «К тому времени, помимо традиционного весеннего оживления спроса, АВТОВАЗу должны помочь госзаказы и субсидирование 2/3 ставки ЦБ по кредитам на покупку отечественных автомобилей, механизм которого уже практически готов».

Однако нестабильное положение не мешает АВТОВАЗу увеличивать численность топ-менеджеров. Так, на прошлой неделе стало известно не только о назначении Дамира Кашапова вице-президентом по закупкам, но и о том, что новым вице-президентом по продажам и послепродажному обслуживанию автомобилей стал Сергей Астапов.

Сергей Астапов с 2007 г. возглавлял дирекцию АВТОВАЗа по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию автомобилей. Дамир Кашапов до прихода на ОАО «АВТОВАЗ» занимал должность исполнительного директора ЗАО «Трасис». По имеющейся у «Хронографа» информации, на данный момент на АВТОВАЗе числится 42 вице-президента различного ранга. Однако, по информации пресс-службы автозавода, общее число вице-президентов — 26 человек.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.