Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (269) | 16 февраля 2009г.
 

Пиар во время чумы

Депутаты ТГД занялись коммунальными платежами

ИА "Центр-Инфо"

На прошлой неделе начала функционировать рабочая группа депутатов Тольяттинской городской думы (ТГД), которая займется выработкой предложений по снижению бремени граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. В эту группу не вошли некоторые депутаты, основное место работы которых — предприятия, работающие в сфере ЖКХ. Из чего можно предположить, что рабочая группа не станет искать истинные причины роста тарифов и нормативов, а будет заниматься популизмом, делать заявления и искать оправдания, почему плату за услуги нельзя существенное уменьшить.

Потерянные бойцы

В состав рабочей группы вошли депутаты из фракции «Единая Россия» (ЕР) — Дмитрий Савенков, Александр Денисов, Нина Болканскова, Федор Ивонинский, Олег Антошин. Возглавил группу Виктор Попов. Как стало известно, депутаты якобы решили запросить расчеты, на основании которых и принимались решения об установлении тарифов ЖКХ для поставщиков услуг и обслуживающих организаций. Кроме того, у рабочей группы уже есть предложение о снижении норматива потребления по отоплению, поскольку на протяжении последних трех лет якобы стоят аномально теплые зимы.

Стоит отметить, что 4 февраля ТГД рассматривала ряд обращений, касающихся снижения коммунальных платежей. Примечательно, что несколько депутатов- единоросов, представляющих энергоснабжающие организации, не голосовали за обращение к мэру Тольятти Анатолию Пушкову по поводу снижения нормативов потребления по отоплению (см. «Хронограф» №4 (268) от 9.02.09). Причем позиция таких депутатов, как директора по маркетингу ОАО «ТЕВИС» Сергея Анташева или заместителя генерального директора МУП «ПО КХ г. Тольятти» Алексея Бузинного, объясняется достаточно просто.

Не голосовав за пересмотр нормативов на отопление, они показали, что интересы их предприятий им более важны, нежели партийные.

Кроме того, непонятно, для чего, к примеру, директору управляющей компании ООО «ПЖРТ-Сервис» и председателю комиссии по городскому хозяйству ТГД Александру Денисову необходимы какие-либо расчеты, на основании которых принимались решения об установлении тарифов ЖКХ для поставщиков услуг и обслуживающих организаций. Стоит усомниться, что ему неизвестно о том, как рассчитываются и устанавливаются тарифы и нормативы.

Мастера подсчета

Весьма примечательно, что большое внимание депутаты уделяют именно вопросу снижения норматива потребления по отоплению. По их мнению, на протяжении последних трех лет якобы стоят аномально теплые зимы. Однако в сегодняшней ситуации нелишним будет вспомнить о постановлении мэрии Тольятти от 28 сентября 2006 г. №8844-1/п, подписанном мэром Николаем Уткиным. «В связи с понижением в течение отопительного периода за 2004-2006 гг. среднегодовой температуры наружного воздуха в г.о. Тольятти и возрастанием объема потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению потребителями, а также вступлением в силу постановления правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» постановляю... внести следующие изменения...», -писал Уткин. В результате был утвержден усредненный норматив по отоплению на 1 кв. м общей площади 0,018 Гкал в месяц. Ранее норматив по отоплению на 1 кв. м общей площади составлял 0,015 Гкал в месяц. Рост составил 20%. Норматив по отоплению на 1 кв. м жилой площади составил 0,024 Гкал в месяц. Расчет норматива потребления тепловой энергии на централизованное отопление был утвержден заместителем мэра Тольятти Владимиром Ивановым.

Руководителям ООО
Руководителям ООО

В этих расчетах норматив вырос на 20% со ссылкой на СНиП 23-01-99 «Строительная климатология». Согласно этому СНиП при расчетах были использованы длина отопительного сезона (203 дня), а также среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (-5,2° С). Важно заметить, что согласно п. 13 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» постановления правительства РФ № 306 «основанием для изменения нормативов потребления... является изменение... климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов... изменяется более чем на 5 %». Согласно п. 14 этих правил «для установления нормативов... необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению». В п. 45 этих же правил четко говорится, что «средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных сезонов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период». Т. е. в постановлении правительства РФ №306 нет ни слова о том, что необходимо применять цифры из СНиП 23-01-99. Если же взять цифры, предоставляемые органами гидрометеорологической службы в Тольятти за предыдущие 5 отопительных сезонов, то можно увидеть, что продолжительность отопительного периода за 2003-2008 гг. варьируется в пределах от 163 до 210 дней. В среднем получается 186 дней. А среднегодовая температура наружного воздуха варьируется от -3,5 до 0,3°С. Т. е. в среднем за пять отопительных периодов она составляет -2,3°С. Таким образом, достаточно сложно говорить как о «понижении в течение отопительного периода за 2004-2006 гг. среднегодовой температуры наружного воздуха», так и об «аномально теплых зимах, стоящих на протяжении последних трех лет». Важно понимать, что при применении цифр, по данным гидрометеорологической службы, итоговый норматив потребления по отоплению будет существенно отличаться от ранее утвержденного. Разумеется, в меньшую сторону.

Включили полотенцесушители

В формулировке постановления №8844-1/п указано, что тепло в ванных комнатах идет от полотенцесушителей, «подключенных к системе горячего водоснабжения». Т. е. горячая вода, текущая по трубам полотенцесушителей, а вернее, затраты, понесенные на нагрев этой воды и ее транспортировку, уже включены в норматив горячего водоснабжения. Повторно их включать в норматив по отоплению не совсем верно. В результате при подсчете норматива на отопление были включены 489137 Гкал в год. Если учесть, что цена 1 Гкал, к примеру, для ОАО «ТЕВИС» в 2007 г. была 436 р. (без НДС), то нетрудно понять: от включения в норматив по отоплению тепла от полотенцесушителей общая сумма принимаемых от граждан платежей могла быть превышена примерно на 300 млн. р.

Стоит понимать, что плата за отопление составляет весьма существенную долю в общей плате граждан за услуги ЖКХ. «Хронограф» провел собственный подсчет нормативов по отоплению согласно формуле из постановления правительства РФ №306. Удалось выяснить, что сегодня норматив на отопление 1 кв. м общей площади жилых помещений может находиться в районе 0,012 Гкал в месяц. Норматив на отопление 1 кв. м жилой площади в месяц должен находиться в районе 0,017 Гкал в мес. Т. е. оба показателя существенно ниже рассчитанных мэрией Тольятти. Если учесть, что нормативы завышены, но по ним собирается плата за отопление с 2007 г., то можно говорить об очень существенных суммах, переплаченных тольяттинцами.

Предположительно около 400 млн. р. в год. При этом стоит отметить, что согласно постановлению правительства РФ №306 утвержденный норматив не может быть изменен в течение трех лет. Однако тольяттинская мэрия спустя почти год еще раз пересмотрела нормативы. Не стоит забывать, что из-за высоких нормативов конечный уровень платы за услуги ЖКХ становится таким, что многим гражданам приходится обращаться за различного рода субсидиями. В итоге в бюджеты различных уровней ежегодно закладываются существенные суммы на выплату самых разнообразных субсидий на оплату услуг ЖКХ.

Становится непонятным, почему о необходимости пересмотра нормативов по отоплению депутаты ТГД задумались только сейчас. Стоит усомниться в том, что они не знали о порядке расчета нормативов согласно постановлению правительства РФ №306. Судя по всему, речь опять идет об очередной плохо подготовленной пиар-акции (см. «Хронограф» №4 (268) от 9.02.09). На фоне мирового финансового кризиса, вылившегося в снижение доходов граждан и увольнения, аналитики говорят о снижении популярности ЕР. Так что депутаты из этой фракции вполне своевременно вспомнили о нормативах и тарифах на услуги ЖКХ. Правда, вряд ли им до окончания отопительного сезона удастся снизить бремя платежей. При этом стоит понимать, что простое приведение расчета нормативов только по отоплению в соответствие с постановлением правительства РФ №306 даст значительное снижение уровня затрат граждан на услуги ЖКХ незамедлительно.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Алексадр ДЕНИСОВ, директор управляющей компании ООО «ПЖРТ-Сервис», депутат и председатель комиссии по городскому хозяйству ТГД

- Работа этой рабочей группы основывается на обращениях, которые депутатами на думе были утверждены и направлены мэру и руководству области. Вчера (12 февраля. -Прим. авт.) в мэрии Тольятти прошло совещание, которое вел первый заместитель председателя правительства Самарской обл. Александр Нефедов. Обговаривали возможности пересмотров тарифов на тепло и газ. Сегодня сказать о каких-то принимаемых решениях пока преждевременно.

Нина БОЛКАНСКОВА, директор ООО «Наш», депутат ТГД

- Оперативно встречаемся, отправили во все инстанции обращения по поводу снижения тарифов. Наша задача какая? Обращаться во власть. Мы на местном уровне не регулируем тарифы, как минимум их область регулирует. Вчера (12 февраля. -Прим. авт.) встречались с представителями правительства Самарской обл. и представителями компаний, которые дают нам тепло. Разговаривали, обсуждали, всем задачи дали. Поэтому все делают сейчас расчеты.

- В направлении снижения нормативов вы работали?

- Конечно. Мы тоже отправили обращение Пушкову, чтобы и они сделали экономические расчеты: насколько возможно заморозить вот эти тарифы хотя бы на уровне 2008 г.

- Расчеты по нормативам будут делать специалисты мэрии?

- Конечно, наш муниципалитет. Но опять же они самовольно не будут, понятно, что под эгидой области.

- Когда окончательно можно будет сказать: можно понизить тарифы и нормативы и на сколько?

- Вы знаете, если бы я была специалистом, я могла бы прокомментировать. А поскольку я в этих вопросах не особенный специалист, мы не можем сейчас предположить. Мы все в этом заинтересованы, но нам никто не дает гарантий. Мы только подаем предложения, обращаемся к компаниям. А когда это произойдет, не знаю.