Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (259) | 24 ноября 2008г.
 

ТОП от Полонянкина

Под видом оптимизации системы управления Тольяттикаучук сокращает рабочих

Михаил Куракин

17 ноября своими приказами № 662, 663 генеральный директор ООО «Тольяттикаучук» (ТК) Сергей ПОЛОНЯНКИН (на фото) сократил 738 сотрудников производства. Это произошло якобы «в связи с проведением организационных мероприятий по совершенствованию системы управления», так называемой тотальной оптимизацией производства (ТОП). Однако прилагаемые к приказам перечни по большей части содержат лишь технологический и ремонтный персонал подразделений, задействованный в основном производстве. Такая подмена понятий может косвенно свидетельствовать о том, что завод не готов назвать истинные причины масштабного сокращения.

Уже известно, что все четыре завода, входящие в структуру ООО «Тольяттикаучук», потеряют сотрудников. В ближайшее время будет сокращено 738 сотрудников предприятия. В дальнейшем эта цифра может увеличиться. Мотив официального ТК — «проведение организационных мероприятий по совершенствованию системы управления». Однако, судя по списку сокращаемых, официальная причина кажется не совсем логичной.

Так, на первом заводе по производству бутадиена (СБСК) планируется сократить порядка 198 сотрудников, начиная от гардеробщика и заканчивая заместителем начальника цеха Е-12. На втором заводе по производству изопрена (СКИ) топ-менеджмент ТК планирует сократить 449 сотрудников. На третьем заводе — 87 сотрудников. На четвертом — 32 сотрудника. Надо отметить, что ряд цехов сокращается более чем на 80% от списочного состава. Так, например, в цехе И-10 планируется сократить 76 человек. В цехе Е-2-12 будет сокращен 161 сотрудник. В цехе И-И число сокращенных составит 276 человек. В данном случае становится непонятно, о каком «совершенствовании системы управления» ведет речь топ-менеджмент ТК, если практически 90% сокращаемых — рабочие или инженерно-технологические работники. В данном случае наиболее четко обрисовывал бы ситуацию мотив «в связи с необходимостью консервации ряда производств». По логике вещей, в приказе должна была стоять именно такая формулировка. Сокращение 80% сотрудников отдельных подразделений сложно назвать оптимизацией. За этим последует обязательная остановка производственных мощностей, переходящая в консервацию.

По словам председателя независимого профсоюза «Наше дело» Владимира Жильченко: «Администрацией предприятия уже делаются устные заявления о консервации части производственных подразделений под видом реализации программы ТОП. При этом нет приказа по предприятию, определяющего условия среднесрочной или длительной остановки, что является нарушением РД 09-390-00, в частности п. 1.4 данного руководства.

Он гласит, что консервация химического объекта предусматривает осуществление комплекса организационных и технических мер, обеспечивающих промышленную и экологическую безопасность при остановке объекта».

Однако для того, чтобы осуществить консервацию, необходимо сначала разработать проект консервации, согласовать этот проект с надзорными органами. П. 1 ст. 13 ФЗ «О промышленной безопасности» устанавливает, что экспертизе промышленной безопасности подлежит проектная документация на консервацию опасного производственного объекта.

Т. е. вся готовящаяся документация должна быть согласована в надзорных органах. Более того, п. 1 ст. 14 устанавливает обязательность разработки декларации промышленной безопасности, предполагающей всестороннюю оценку риска аварии и связанную с ней угрозу. Согласно п. 3 декларация разрабатывается в составе проектной документации на консервацию. П. 6 гласит: «декларация промбезопасности должна быть представлена органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям в порядке, установленном законодательством РФ».

Не исключено, что никакой документации на консервацию производств на ТК пока еще нет. Однако срочная необходимость сокращения персонала все-таки стоит перед руководством ТК. Скорее всего, именно этим и обусловлена подмена понятий при выборе формулировки для сокращения персонала. Причем якобы «совершенствование системы управления» могло оказаться единственной удобной формулировкой еще и потому, что руководство ТК в штатном порядке может остановить все указанные производства, например, на реконструкцию, однако это не стало бы мотивированной причиной для сокращения. Причем для топ-менеджмента предприятия та-кой вариант мог бы быть максимально удобным. Прежде всего потому, что вопрос о подготовке и согласовании документации на консервацию отпадает. Однако учитывая специфику и вредность производства на ТК, такой подход может быть опасен с точки зрения безопасности охраны окружающей среды. Т. е. помимо социальной напряженности, которая усилится в городе после приведения в действие приказов Полонянкина в части увеличения безработицы, ТК создает предпосылки к техногенной катастрофе. Достаточно вспомнить, как обстояло дело на бывшем ОАО «Фосфор». Изначально там тоже все было остановлено, однако позже начались постоянные возгорания фосфор-шламов, в десятки раз усилился радиационный фон. Как отмечают специалисты, если не законсервировать ряд производств на ТК, существует опасность, что эти мощности потом могут просто не запуститься. Прежде всего ввиду ветхости, во-вторых, ввиду хищений оборудования.

Особым образом нужно отметить настроения среди сокращаемых сотрудников ТК. «Народ на заводе настолько обозлен, что на днях Полонянкин отменил одно из цеховых собраний. Согласно объявлению это собрание должно было быть проведено для тех, кто попадает под приказ о сокращении. Существует версия, что Полонянкин отменил это собрание потому, что побоялся за себя и своих приближенных», — поделился своими наблюдениями и предположениями Владимир Жильченко.

12 ноября Сергей Полонянкин попытался «подготовить» сотрудников к предстоящим сокращениям. В заводской газете «Тольяттинский каучук» он принялся разъяснять читателям предстоящие события. Как отмечал сам Полонянкин: «В нашем случае мы имеем дело с массовым высвобождением работников... При значительном падении прибыльности предприятие не может содержать такое количество работников». Достаточно странно, что наряду с сокращением слесарей КИ-Па 5 и 6 разрядов оптимизация не проводится в сфере корпоративных изданий, в частности в вышеназванной газете. Ведь этот ресурс не участвует в непосредственном производстве каучуков. Однако газета продолжает функционировать. Возможно, она позволяет топ-менеджменту ТК накануне принятия весьма непопулярных решений тиражировать среди сотрудников якобы разъяснения.

Комментарии

Владимир ЖИЛЬЧЕНКО, председатель независимого профсоюза «Наше дело»

- Как оцениваются приказы о сокращении в профсоюзе?

- Мы давно обращали внимание, что при таком безответственном отношении ТК может запросто превратиться в «Фосфор» №2. Понятно, что определенные ситуации сложились на мировых рынках. Кризис мы со счетов не сбрасываем. Но тем не менее этот вопрос мог бы быть решен иначе. Потому что сейчас убирают ценных специалистов, которых потом найти будет очень трудно. Кто будет пускать это производство, неизвестно, если его вообще удастся запустить. Время выбрано крайне неудачно. На улице все-таки зима.

- Какие действия сейчас осуществляются профсоюзом?

- Мы направили письмо о нарушениях в прокуратуру и Ростехнадзор. Готовим обращение к городским властям. Нынешняя ситуация на ТК и в СИБУРе вызывает несколько вопросов. Например, совсем недавно пять руководителей СИБУРа сделали заявление о намерении приобрести СИБУР в собственность. Потом было заявлено, что ситуация на рынке делает приобретение неактуальным, хотя, по другой информации, сделку приостановили влиятельные структуры из администрации президента, поскольку усмотрели в этом угрозу госбезопасности, т. к. ряд предприятий холдинга имеют стратегическое значение для отрасли.

Однако сегодня, наблюдая, с какой поспешностью реализуются в СИБУРе «антикризисные» мероприятия, поневоле согласишься с точкой зрения некоторых экспертов, которые предполагают, что все это проводится преднамеренно, с целью снизить стоимость компании и предпринять повторную попытку купить СИБУР.