Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (244) | 14 июля 2008г.
 

Из-за кулис

Внутренний конфликт театра оперы и балета вынесли на суд общественности

Георгий Кизельгур

9 июля в мировом суде г. Самары состоялись первые слушания по иску художественного руководителя балета государственного учреждения культуры «Самарский академический театр оперы и балета» Надежды МАЛЫГИНОЙ (на фото). Иск подан в связи с поправками, внесенными в сентябре 2007 г. в устав театра, согласно которым изменились условия труда художественно-руководящего персонала.

Для успешного развития Самарского академического театра оперы и балета (САТОБ), возглавляемого художественным руководителем, заслуженным артистом РФ Михаилом Губским, в сентябре 2007 г. учредителями были внесены изменения в устав. В театре их обосновывают необходимостью дальнейшего развития коллектива и выхода на качественно новый творческий уровень. Изменения коснулись перечня художественно-руководящего персонала и процедуры назначения на должности руководящего состава театра.

Примечательно, что нынешние творческие и административные руководители встретили нововведение конструктивно, ибо все они в духе времени и так работают на условиях срочных трудовых договоров. Кроме Надежды Малыгиной — в недавнем прошлом главного балетмейстера, которую прежний руководитель театра Юрий Фастовщук в 2006 г. принял на условиях бессрочной работы.

Эмоциональная реакция Надежды Малыгиной, руководителя одного из четырех крупнейших творческих цехов театра, ее явное недовольство нововведениями ввели коллег по театру в замешательство. На этой почве в коллективе возник конфликт. Усилиями Надежды Малыгиной конфликт в одностороннем порядке был предан широкой огласке.

Как пояснил Михаил Губский, в организационно-штатную структуру театра в качестве руководящей должности введена должность художественного руководителя балета вместо главного балетмейстера. Эти должности подразумевают разный круг обязанностей. В подавляющем большинстве театров России коллективом балета руководит именно художественный руководитель, который должен вносить предложения о новых постановках и привлечении балетмейстеров, художников и других специалистов, т. е. формировать художественную политику балета. В то время как основная задача главного балетмейстера — самостоятельная постановка новых спектаклей.

Как уже отмечалось, переход с должности главного балетмейстера на худрука означает, что спектакли будут ставить в том числе приглашенные специалисты, что, по мнению руководства театра, не устраивает Надежду Малыгину.

Также если в должности главного балетмейстера Малыгина работала на постоянной основе, то новая должность худрука балета замещается на конкурсной основе, а договор с победителем заключается на срок не более пяти лет.

Согласно положению, принятому в театре, конкурс на замещение вакантной должности художественного руководителя балета CATОБ запланирован на сентябрь т. г. По идее, этот конкурс должен был состояться после внесения изменений в устав еще осенью 2007 г. Однако по решению Михаила Губского, чтобы не проводить конкурс в самый разгар сезона, руководить балетной труппой до его проведения было предложено Надежде Малыгиной.

Переход Малыгиной на должность худрука балета проходил проблематично для всего театра. Только спустя четыре месяца, вместо положенных по закону двух, а также после попыток руководства театра урегулировать конфликт за столом переговоров, Малыгина подписала срочный договор. После этого она разослала жалобы в инспекцию по труду, областную прокуратуру с требованием рассмотреть правомочность внесенных в устав поправок и действий администрации театра по ее переводу.

Конфликт не мог не повлиять как на саму работу театра, так и на его имидж в целом. Так, например, за считанные дни до премьеры «Онегина» из-за перехода с должности «главный балетмейстер» на должность «художественный руководитель балета» Надежда Малыгина написала заявление о выходе из состава постановочной группы, мотивировав свой поступок тем, что постановочная работа теперь не входит в ее обязанности. Чтобы не сорвать анонсированную премьеру, руководству театру пришлось срочно искать нового хореографа, что привело к моральным и финансовым убыткам.

Означенный конфликт ныне перерос и в судебное разбирательство, инициированное Надеждой Малыгиной. Она по-прежнему заявляет о незаконности действий администрации театра в отношении ее перевода на новую должность. Тем не менее, как уже отмечалось, в марте она приняла предложение театра и подписала срочный договор о том, что вступает в должность художественного руководителя до 31 августа 2008 г.

Принять участие в конкурсе на замещение должности худрука может любой профессионал. Для этого требуется написать заявление об участии, предоставить программу развития труппы и дать мастер-класс. В состав конкурсной комиссии входят независимые эксперты. Тот из участников, который окажется, по мнению комиссии, наиболее соответствующим должности худрука, займет это место. Таким образом, изначально все претенденты поставлены в одинаковые условия. Однако некоторые сотрудники театра уверены, что Надежда Малыгина принимает превентивные меры, чтобы конкурс не состоялся.

Узнав о неизбежности проведения конкурсной процедуры, залихорадило весь руководящий состав балета. Надеждой Малыгиной, заведующим балетом, инспектором и педагогами-репетиторами написаны и разосланы письма губернатору Самарской обл., председателю Самарской губернской думы, в СМИ. Примечательно, что Надежда Малыгина отчаянно отстаивает «ближнее окружение», видимо, опасаясь «ветра перемен» после подведения итогов открытого конкурса.

Справка:

В соответствии с уставом ГУК «САТОБ» к художественно-руководящему персоналу относятся: главный дирижер, художественный руководитель балета (введена посредством исключения должности главный балетмейстер), главный хормейстер. Уставом предусмотрена конкурсная процедура замещения указанных должностей. Вместе с тем в уставе не содержится положений, ограничивающих право введения в организационно-штатную структуру и штатное расписание иных должностей художественно-руководящего персонала (например, главный художник, главный режиссер и др.).

Введение должности «художественный руководитель балета» посредством исключения должности «главный балетмейстер» осуществлено по итогам консультаций с авторитетными специалистами в сфере хореографического искусства РФ и с учетом существующей практики ведущих театральных коллективов страны — Государственного академического Большого театра РФ, Государственного академического Мариинского театра, Новосибирского академического театра оперы и балета, Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, Екатеринбургского академического театра оперы и балета и мн. др.