Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (242) | 30 июня 2008г.
 

Дал отмашку

Сергей Чемезов позволил Владимиру Аветисяну заниматься автокомпонентами

Павел Соколов

27 июня по окончании собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» председатель совета директоров компании Сергей ЧЕМЕЗОВ (на фото) заявил, что обновленный совет директоров принял решение о создании холдинга по созданию автокомпонентов. Возглавит работу по созданию холдинга, по словам Чемезова, бывший член правления РАО «ЕЭС России» Владимир АВЕТИСЯН. В состав новой структуры могут войти активы ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КамАЗ», госкорпорации «Российские технологии», а также выкупленные у Группы «СОК» предприятия. Как пояснил Чемезов, сроки создания холдинга будут зависеть от активности работы Аветисяна.

Одним из основных вопросов повестки дня годового собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» стало решение о ликвидации управляющей компании ООО «Группа АВТОВАЗ». В связи с этим функции единоличного исполнительного органа будут вновь переведены на уровень президента ОАО «АВТОВАЗ». На первом заседании совета директоров, который также претерпел изменения, был образован коллегиальный исполнительный орган — правление, председателем которого является президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин. Председателем совета директоров избран Сергей Чемезов. Губернатор Самарской обл. Владимир Артяков, который сохранил место в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ», назначен в нем заместителем Чемезова.

Как отмечают эксперты «Хронографа», по ряду позиций процесс ликвидации управляющей компании ООО «Группа АВТОВАЗ» будет иметь позитивный характер.

Первое — центр принятия оперативных управленческих решений вновь будет максимально приближен к месту основного производства. Создание УК подразумевало решение комплекса стратегических задач: раскольцовка структуры акционерного капитала ОАО «АВТОВАЗ», работа по созданию сервисно-сбытового холдинга ОАО «Лада-Сервис», привлечение стратегического инвестора. Все это, как показала практика, удалось реализовать,

работая именно по схеме «УК -предприятие». Она давала ряд преимуществ: сохранение конфиденциальности информации, оперативной работы по принятию решений с внешними партнерами. Московский офис УК был приближен к центральным офисам потенциальных партнеров по указанным проектам (например, «Тройка диалог», Рособоронэкспорт, «Российские технологии» и т.д.).

Второе — представителей компании Renault в любом случае было бы необходимо вводить в структуру управления АВТОВАЗом более глубоко, нежели это сделано на данный момент. Логичнее всего и без серьезных кадровых потрясений и отставок это можно сделать путем формирования новой структуры управления.

На первом заседании обновленного совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» было принято решение о созыве 5 сентября внеочередного собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» в форме заочного голосования.

В повестку предстоящего собрания среди прочих войдет вопрос, касающийся подписания двух лицензионных договоров с компанией Renault. Один — по сборке силового агрегата, второй — по изготовлению, сборке и дистрибьюции автомобиля на платформе RF90 компании Renault и на платформе «В». По словам президента ОАО «АВТОВАЗ» Бориса Алешина, это будет пяти- и семиместный автомобиль с типом кузова минивэн. На платформе RF90 выпускается Logan, Clio, Sandero. При этом, по словам главы АВТОВАЗа, данная модель на российском рынке будет продаваться под брендом LADA.

Другим немаловажным вопросом первого заседания совета директоров стало обсуждение создания нового холдинга по производству автокомпонентов. Как заявил Чемезов, на этом заседании данный вопрос был впервые официально озвучен. Он отметил, что этот холдинг должен будет стать крупнейшим в России поставщиком автокомпонентов, причем не только для АВТОВАЗа. Одним из соинвесторов проекта станет государственная корпорация «Ростехнологии». В последнее время в подконтрольном ей ОАО «Оборонпром» было сконсолидировано существенное количество предприятий, производящих автозапчасти. Много среди них бывших вазовских «дочек».

Так, например, весь димитровградский куст автопредприятий (ГК «ДААЗ») уже в составе ООО «Автокомпоненты» (100-процентная «дочка» Оборонпрома). Было заявлено, что в состав создаваемого холдинга могут войти и активы Группы «СОК». Однако не как вклад Группы «СОК» в уставный капитал холдинга, а лишь на условиях продажи. Если это действительно так, то Группа «СОК», считавшаяся до недавнего времени крупнейшим автомобильным холдингом России, может полностью утратить этот статус. Таким образом, автопром может стать для Группы «СОК» непрофильным видом бизнеса уже совсем скоро. Хотя, как заявил Чемезов, сроки создания нового холдинга будут полностью зависеть от активности Владимира Аветисяна.

Выяснилось, что именно ему было поручено возглавить работу по созданию холдинга по производству автокомпонентов. Примечательно и то, что в отличие от менеджеров Группы «СОК» Аветисян никогда не был особо плотно связан с автопромом. Весь его предыдущий бизнес-путь пролегал в рамках отраслей по транспортировке газа, строительству сетей, нефтехимии, энергетике. Многие его проекты начинались с методов антикризисного управления. Но, судя по всему, в тему автопрома он вошел несколько иным путем.

Не исключено, что выход со своими идеями на руководство Ростехнологии он сумел получить благодаря директору ГК «Тройка диалог» Рубену Варданяну. В свое время Аветисян ввел Варданяна в состав совета директоров ОАО «Самараэнерго» в качестве независимого директора. «Тройка диалог» принимала участие в создании ОАО «Волжская ТГК». При этом именно «Тройке диалог» было доверено осуществлять процедуру раскольцовки акционерной структуры ОАО «АВТОВАЗ».

О том, каким образом создание холдинга будет увязано с проектом создания в Тольятти Технопарка, ничего сказано не было.