Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (123) | 13 февраля 2006г.
 

СП отдыхает

АВТОВАЗ прекратил поставку кузовов для CHEVROLET-NIVA

Павел Андреев

Сегодня на ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» объявлен выходной. Производство внедорожников CHEVROLET-NIVA было остановлено после того, как в четверг на прошлой неделе ОАО «АВТОВАЗ» прекратило сварку кузовов. На крайнюю меру автогигант пошел после неудачных переговоров по изменению цены на двигатель. Не исключено, что это первое крупное проявление работы по борьбе с трансфертным ценообразованием.

ОАО «АВТОВАЗ» перешло от слов к действиям в отношении своего партнера ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». 1 февраля на пресс-конференции президент — генеральный директор Игорь Есиповский заявил, что АВТОВАЗ, являясь основным поставщиком на СП, работает с нулевой и даже отрицательной рентабельностью, в то время как основная прибыль приходится на совместное предприятие (см. «Хронограф» №3 (122) от 6.02.06). Однако по тому, как Есиповский отвечал на вопросы, можно было понять, что новый топ-менеждер не владеет объемом информации, достаточным для принятия адекватных решений. Впрочем, такая ситуация не могла сохраняться слишком долго, так как накануне пресс-конференции Игорь Есиповский стал председателем совета директоров ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ».

Как сообщил источник «Хронографа», на прошлой неделе АВТОВАЗ предложил пересмотреть цену на поставляемый двигатель для CHEVROLET-NIVA. Переговоры в первой половине дня 9 февраля со стороны АВТОВАЗа вел директор по экономике и планированию Алексей Пахоменко. Прийти к оптимальному варианту с генеральным директором СП Ричардом Свандо (на фото) ему не удалось.

В результате в тот же день в 14.00 цех 41-6 прекратил сварку кузова для внедорожника. Однако еще в первую смену в пятницу персонал, занятый в цехе, по распоряжению президента не перераспределялся на другие участки. Лишь вторая смена 10 февраля была распущена. Джи Эм — АВТОВАЗ со своей стороны объявил 13 февраля выходным днем.

Пресс-центр АВТОВАЗа на запрос «Хронографа» заявил, что предприятие «не обсуждает деловые отношения со своими партнерами на страницах СМИ до завершения переговоров». Пресс-служба Джи Эм — АВТОВАЗа заявила: «Остановка конвейера произошла 9 февраля вследствие недопоставки комплектующих. После возобновления поставок конвейер начнет работать в обычном режиме. Учитывая, что GM-AVTOVAZ является закрытым акционерным обществом, мы не комментируем финансовую деятельность компании, а также отношения с нашими поставщиками».

История берет начало с самого запуска совместного производства. По договору ВАЗ обеспечивал полностью лишь первые 20 тыс. внедорожников.

Дальше СП должно было развиваться самостоятельно. На деле же до сих пор подавляющий объем поставок комплектующих приходится на АВТОВАЗ. Примером может служить поставка колес, которые СП покупает как сборочную единицу.

Как сообщил источник «Хронографа», на поставке каждого автокомплекта АВТОВАЗ теряет до $1800. На начальном этапе назвалась сумма — $1300. При этом следует учесть, что объем собственных закупок СП позволяет ему снижать затратную часть, например, за счет минимального размера дирекции по закупкам.

Есть еще ряд нюансов в отношениях партнеров. Цех 41-6 принадлежит ЗАО. По крайней мере, об этом говорят шильдики СП. Однако «совместный» цех административно подчиняется руководству СКП. Именно благодаря такой структуре АВТОВАЗу удалось без проблем остановить производство и перераспределить 500 работников цеха на другие участки.

В свое время Владимир Каданников, являясь председателем директоров обоих заводов, предпочитал формировать экономику производства CHEVROLET-NIVA таким образом. АВТОВАЗ нес основную затратную часть, «Джи Эм — АВТОВАЗ» — доходную. Новое руководство, занявшись борьбой с трансфертным ценообразованием (см. стр. 10), видимо, предпочитает начать работу с чистого листа. Это подтверждается и интенсивной работой представителей Счетной палаты на автогиганте.

«Хронограф» будет следить за развитием событий.