Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (236) | 26 мая 2008г.
 

Добындо меняет марку

Альянс Renault-Nissan-АВТОВАЗ выкупит ИжАвто

Павел Соколов

22 мая в ходе Второго инвестиционного форума «Удмуртия — регион опережающего события» директор ижевского автозавода Михаил ДОБЫНДО заявил о покупке ОАО «ИжАвто» альянсом Renault-Nissan-АВТОВАЗ. Ижевский автозавод находится под контролем Группы «СОК». Однако ее руководство пока никак эту информацию не комментирует. Хотя на АВТОВАЗе считают, что окончательно вопрос с ИжАвто будет решен уже после проведения в конце июня годового собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Помимо переброски на ИжАвто сборки «классики» Добындо уже высказался о необходимости переноса в Ижевск проекта LADA 2116. В этом случае АВТОВАЗу придется отказаться от ранее озвученных планов по выводу этой модели в серию к 2010 г. на тольяттинском конвейере.

21 мая на заседании стратегического совета компании Renault был затронут вопрос о приобретении ОАО «ИжАвто». Источник «Хронографа» отмечает, что группа высокопоставленных представителей альянса Renault-Nissan-АВТОВАЗ накануне этого неоднократно бывала на ижевском автозаводе. Французскую сторону в этих поездках представляли старший вице-президент, исполнительный директор Группы АВТОВАЗ Ян Вансен, вице-президент, директор по закупкам Группы АВТОВАЗ Кристиан Мюллер, вице-президент, директор по планированию, продукции и программам Хуг Де Маршелье. Французы якобы остались довольны увиденным.

Стоит напомнить, что информация о покупке ОАО «ИжАвто» у Группы «СОК» начала муссироваться после того, как ФГУП «Рособоронэкспорт» сумел обосноваться на АВТОВАЗе. Осенью 2006 г. по инициативе депутата Госдумы Александра Хинштейна была даже предпринята попытка инициировать процедуру деприватизации ижевского автозавода, но безуспешно. Однако после того как 29 февраля текущего года между ОАО «АВТОВАЗ» и концерном Renault было подписано соглашение о продаже блокирующего пакета акций АВТОВАЗа компании Renault, вопрос о приобретении ОАО «ИжАвто» вновь обрел актуальность. Как удалось выяснить «Хронографу», первый этап переговоров о покупке ОАО «ИжАвто» был начат в апреле.

На данный момент на ижевском автозаводе специалисты компании «Тройка диалог» осуществляют процедуру Due Diligence (подробная оценка бизнеса компании). Мотивы альянса для аналитика ИК «ФИНАМ» Константина Романова вполне очевидны: «Обусловлено это тем, что на АВТОВАЗе сейчас, судя по всему, невозможно приступить к производству новых моделей. Все конвейеры заняты существующими моделями. От которых автогигант не спешит отказываться».

Пресс-секретарь президента ОАО «Группа АВТОВАЗ» Наталья Сидорук не стала отрицать этот факт, хотя, отвечая на вопрос о возможных выгодах АВТОВАЗа в случае покупки ИжАвто, была весьма лаконична: «Сейчас изучается этот вопрос. А насколько это перспективно, покажет жизнь». Куда большую решительность в этом вопросе продемонстрировал генеральный директор ОАО «ИжАвто». «Уже принято решение о том, что Ижевский автозавод будет входить в этот альянс, будет приобретен этим альянсом», — заявил Добындо журналистам 22 мая в ходе Второго инвестиционного форума «Удмуртия — регион опережающего события».

По словам Михаила Добындо, уже согласованы технические вопросы в отношениях сторон, в том числе якобы уже согласован план по загрузке мощностей ижевского предприятия. Сначала, по словам топ-менеджера ИжАвто, загрузка составит 220 тыс. автомобилей в год, затем она будет доведена до 350 тыс. шт. Сейчас, отметил Михаил Добындо, идет процесс согласования юридических и финансовых вопросов по оформлению сделки. По информации источника «Хронографа», Добындо озвучил свой вариант, как можно в скорейшие сроки вывести ИжАвто на эти показатели. Он запросил перевести в Ижевск с АВТОВАЗа всю программу по модели LADA 2107, хотя на первых порах ему будет сложно рассчитывать на объем, превышающий 40 тыс. машинокомплектов. Также он якобы высказал предложение переориентировать на ОАО «ИжАвто» проект LADA 2116.

Примечательно, что в соответствии с ранее озвученными планами АВТОВАЗа эту модель планировалось запустить в серию на тольяттинском конвейере к 2010 г. Не исключено, что, озвучивая свою инициативу по поводу LADA 2116, Добындо ожидал реакцию, основанную на том, что к 2010 г. АВТОВАЗ может не успеть запустить эту модель на собственном конвейере. На фоне нереализованных обещаний Добындо вывести на высокие объемы производство модели KIA Ria пожелания по поводу LADA 2116 выглядят весьма своеобразно. Хотя, как полагают наблюдатели, решительность Добындо объясняется главным образом его желанием остаться в обойме альянса после смены собственника на ИжАвто. Что касается реальных планов, то сделка по покупке ОАО «ИжАвто» будет официально оформлена после проведения в конце июня на ОАО «АВТОВАЗ» годового собрания акционеров. Также известно, что производство KIA Spectra на ОАО «ИжАвто» будет свернуто до конца 2009 г.

По имеющейся информации, 30 декабря 2009 г. закончится срок действия договора между ОАО «ИжАвто» и концерном KIA Motors. Константин Романов считает, что эта сделка может быть выгодна и для Группы «СОК»: «Им это выгодно потому, что сейчас они производят только сборку KIA и плюс небольшое количество вазовских моделей. В прошлом году они выпустили около 80 тыс. автомобилей. Мощность завода позволяет выпускать 320 тыс. автомобилей. Очевидно, что Группе «СОК» за время владения заводом не удалось загрузить его мощности даже наполовину». Он также отметил, что альянс может даже переплатить за этот актив: «Автогигант может заплатить за него больше, чем завод стоит. Покупку хотят осуществить уже в августе. Хотя, на мой взгляд, процесс может и затянуться».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

По итогам 2007 г. ОАО «ИжАвто» произвело 78802 автомобиля (в 2006 г. — 65024). Выручка составила 22,231 млрд. р., что на 69% больше аналогичного показателя за 2006 г. Планировалось, что в 2008 г. будет выпущено 71570 автомобилей.