Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (745) | 16 марта 2020г.
 

Ловушка для кредиторов

Банкротство Николаевского НПЗ сулит проблемы бывшим контрагентам

Георгий Кизельгур

26 февраля потерпела крах попытка апелляции крупнейшего независимого кредитора по делу о банкротстве ООО «Самаратранснефть-Терминал» (СТН-Т), под управлением которого находится Николаевский НПЗ. ООО «МЕТ Восток», которому СТН-Т должен 966 млн р., пыталось оспорить включение в реестр требования АО «УК «Трансфингруп» на сумму 9,9 млрд р., ссылаясь на аффилированность должника и кредитора. Один из кредиторов, ООО «ТЭС-Стройснаб», отвечая на запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», заявил о сомнительном характере действий бенефициаров завода, которые раздули многомиллиардную задолженность подконтрольного предприятия перед дружественными организациями.

«Восток» бессилен

Банкротство СТН-Т все больше обретает скандальный оттенок. Создатель и бывший бенефициар ГК «Петронефть» Роман Трушев попал под уголовное преследование и сейчас находится в международном розыске. При этом, как следует из материалов банкротного дела, Трушев спокойно шлет письма из Женевы, отвечая на корреспонденцию, которая приходит на его московский адрес. В тех же материалах арбитража прямо сказано: «Согласно бухгалтерским балансам должника за 2016, 2017 и 2018 гг., предприятие не являлось убыточным, признаки неплатежеспособности отсутствовали». Тем не менее ПАО АКБ «Абсолют банк», вступив в права учредителя, повел завод на банкротство (см. «Хронограф» №4 (697) от 11.02.19). Независимые кредиторы уже не скрывают мнения о том, что банкротство предприятия ведется по заранее заданному сценарию (см. «Хронограф» №1 (737) от 20.01.20), который не оставляет им шанса на возврат своих средств.

Показателен пример ООО «МЕТ Восток», которое тщетно пыталось помешать «контролируемому банкротству». ООО «МЕТ Восток» -крупнейший независимый кредитор. СТН-Т задолжал ему 966 млн р. по договорам поставки от 20 июня 2017 г. и 17 января 2018 г. При этом «МЕТ Восток» со своими требованиями выглядит карликом в сравнении с кредиторами, которые связаны с НПФ «Благосостояние». Это УК «Трансфингруп», ЗАО «УК РВМ Капитал», ООО «Тринфико Проперти Менеджмент». Они являются участниками акционерного капитала «Абсолют банка». У данной группы кредиторов сумма требований превышает 20 млрд р. Причем абсолютным тяжеловесом выступает УК «Трансфингруп». Двумя определениями суда от 29 октября 2019 г. были включены в реестр требования УК «Трансфингруп» на общую сумму 18,8 млрд р. (см. «Хронограф» №43 (736) от 23.12.19). Одно требование составляет 8,9 млрд р., второе — 9,9 млрд р. «МЕТ Восток», который возглавляет Роман Прокофьев, не согласился с внесением в реестр требования «тяжеловеса» на 9,9 млрд р. и подал апелляцию. Однако Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд 26 февраля вынес определение, которым определение первой инстанции оставил без изменения.

Кредиторы в отчаянии

ООО «МЕТ Восток» оказалось в одной лодке с довольно внушительной группой независимых кредиторов, которые так и не дождались оплаты за выполненные работы или за поставку сырья.

ООО «ТЭС-Стройснаб» — один из них. Компанию возглавляет Эдуард Тащян. Представитель «ТЭС-Стройснаб» Алексей Шалимов дал оценку происходящей ситуации. В своем письме ОАЕ «Хронограф» он отметил: «Для непосредственного выполнения работ по строительству НПЗ было привлечено более 40 независимых субподрядных организаций, в т.ч. и наша организация. Наша организация выполнила работы, которые до настоящего времени не приняты и не оплачены. Иные независимые субподрядные организации находятся почти в аналогичном положении: выполненные ими работы не приняты и не оплачены». По его мнению, банкротство СТН-Т, как и генподрядчика строительства завода в лице ООО «ПСК «Нефтегазстрой», было не случайным. «Целью данных процедур банкротства является «очищение актива», т.е. прекращение обязательств по оплате за выполненные работы перед независимыми добросовестными субподрядчиками и поставщиками. В результате Николаевский НПЗ будет готов к продаже третьим лицам без необходимости оплачивать ранее выполненные работы. Банкротство данных организаций является контролируемым со стороны бенефициаров заказчика и генподрядчика строительства НПЗ», — поделился мнением Алексей Шалимов.

Шалимов также отметил: «Мы считаем, что руководство вышеуказанных организаций до и после введения процедуры наблюдения совершали действия по уменьшению имущества предприятий, а именно выводили активы предприятий (часть — в офшоры), фальсифицируя документы, тем самым причиняя потенциальным кредиторам имущественный ущерб». Развивая свою мысль, Алексей Шалимов продолжил: «Судя по всему, вывод денег осуществлялся несколькими путями: двойной оплатой одних и тех же работ ООО «Самаратранснефть-Терминал» и ООО «ПСК «Нефтегазстрой»; явным завышением цен на материалы и расценки на работы; перечислением денежных средств на «свои» аффилированные фирмы, которые фактически встречное предоставление (товары, материалы, работы, услуги) не предоставляли, либо делали это только «на бумаге», фиктивно».

Представитель «ТЭС-Стройснаба» счел нужным добавить еще одну немаловажную деталь. «Дополнительно обращаем внимание на то, что с июня 2018 г. заказчиком и генподрядчиком не принимаются выполненные субподрядные работы. Делается это с целью уменьшения налогооблагаемой базы НДС… Непринятие работ уменьшает стоимость завода, чтобы его смогли задешево купить аффилированные с бенефициарами компании и осуществлять уход от уплаты налога на имущество (уплачивать его в гораздо меньшем размере)», — полагает Алексей Шалимов. Он резюмирует: «Данные действия являются как минимум недобросовестными, возникает вопрос о том, что банкротство предприятий фактически является фиктивным, лишь для видимости, с целью не производить оплату за выполненные субподрядчиками работы».

«Казанский» синдром

Представитель ООО «ТЭС-Стройснаб» также представил копию обращения к президенту РФ Владимиру Путину. Там указывается, что банкроты требуют от субподрядчиков вернуть или оплатить давальческий материал, который в действительности якобы находится на территории завода и по большей части уже использован при производстве работ, превратившись в конструкции, здания и сооружения. По мнению экспертов ОАЕ «Хронограф», это очень плохой знак для независимых кредиторов. Им четко дают понять, что их настойчивость может окончиться плачевно.

В такой щекотливой ситуации «заказчик» вполне может обвинить подрядчика (или генподрядчик субподрядчиков) во всевозможных хищениях и довести все до уголовного дела. Как тут не вспомнить историю строительства стадиона «Самара Арена»? Генеральный подрядчик строительства ООО «ПСО «Казань» привлек к монтажу металлоконструкций купола стадиона компанию ООО «Стальмонтаж-Электросталь», которому в один прекрасный день не хватило денег даже на выплату зарплаты рабочим. Взаимные претензии завели стороны в состояние глубокого конфликта. В итоге ПСО «Казань» сообщило об обращении в полицию с заявлением о хищении 2,6 млрд р., после чего руководитель «Стальмонтаж-Электросталь» попал под уголовное преследование (см. «Хронограф» №9 (702) от 18.03.19).

Субподрядчик в этой темной истории стал крайним и впоследствии вообще обанкротился. Зато ПСО «Казань» сейчас возводит вторую очередь космодрома «Восточный». Скандальное строительство стадиона «Самара Арена» наглядно показывает, что субподрядчик (или поставщик услуг), выбрав ошибочную стратегию, не только терпит убытки, но и рискует быть обвиненным в уголовно наказуемых деяниях. Это не значит, что порядочным контрагентам нужно затаиться, поджав хвост. Скорее наоборот. Лишь ведение решительной борьбы в публичной плоскости способно нарушить коварные планы создателям сомнительных схем.

Комментарии

Алексей ШАЛИМОВ, представитель ООО «ТЭС-Стройснаб»

- Деятельность НПЗ в с. Николаевка Волжского р-на Самарской обл., принадлежащего ООО «Самаратранснефть-Терминал», требует тщательной проверки федеральными органами. Необходимо вмешательство для погашения имеющейся задолженности перед производителями работ (строителями) за реально выполненные работы. Наша организация 9 января 2020 г. обратилась к президенту РФ с просьбой разобраться в данной ситуации и оказать содействие в ее справедливом разрешении.