Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (743) | 2 марта 2020г.
 

Жданов не удержался

Минпромторг пролоббировал льготы для «Транснефти» в ущерб бюджету

Андрей Неретин

29 января Самарская губернская дума (СГД) одобрила изменения в региональное законодательство, которые на 5 лет освободят АО «Транснефть-Приволга» (дочка ПАО «Транснефть») от необходимости уплаты налога на имущество по новым объектам недвижимости. В результате предоставления налоговой льготы транспортировщику нефти областной бюджет недосчитается 944 млн р. Министр промышленности и торговли Самарской обл. Михаил ЖДАНОВ (на фото) уверяет, что создание монополистам льготного налогового режима пойдет только на пользу региону. Странно, что подобные поблажки не получает малый и средний бизнес, необходимость заботы о котором прописана в нацпроектах президента РФ Владимира ПУТИНА.

Сюрприз от министра-технократа

СГД на январском пленарном заседании во втором и окончательном чтении приняла законопроект, который предполагает создание специальных налоговых льгот для АО «Транснефть-Приволга». Документ озаглавлен так: «О внесении изменений в Закон Самарской обл. «О налоге на имущество организаций на территории Самарской обл.» (законопроект №11536-19). С докладом по данному законопроекту должен был выступать министр промышленности и торговли Самарской обл. Михаил Жданов. Однако депутаты сочли необходимым приступить к голосованию минуя эту формальную процедуру. За проект закона проголосовало 34 депутата, лишь 4 (фракция КПРФ) были против.

Поправка в региональный закон дополняет его абзацем следующего содержания: «Налогоплательщики... осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Самарской обл. по приоритетному виду экономической деятельности «транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов», освобождаются от уплаты налога на имущество организаций при условии среднесписочной численности работников, рабочие места которых в соответствии с трудовым законодательством находятся на территории Самарской обл., не менее 2,5 тыс. человек». «Заказчик» данного законопроекта очевиден.

В России «Транснефть» является естественным монополистом, осуществляющим транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. В Самарской обл. производственную деятельность осуществляют три «дочки» транспортной монополии: АО «Транснефть-Приволга», АО «Транснефть-Дружба» и АО «Транснефть-Прикамье». В финансово-экономическом обосновании законопроекта №11536-19 было отмечено: «Вышеназванным критериям соответствует одно предприятие, осуществляющее свою производственную деятельность на территории Самарской обл. — АО «Транснефть-Приволга», являющееся дочерним обществом ПАО «Транснефть».

В АО «Транснефть-Приволга» трудоустроено порядка 5,8 тыс. чел. Из них, согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту №11536-19, на территории Самарской обл. работает 2741 человек с фондом оплаты труда 2,598 млрд р. Средняя зарплата на одного работающего составляет 79 тыс. р.

При этом средняя зарплата в Самарской обл. по итогам прошлого года составила 35,2 тыс. р. Однако, по замыслу областного министра промышленности и торговли, столь богатую и самодостаточную организацию непременно следует одарить налоговыми льготами.

Суть льготного режима заключается в следующем. «Предполагается, что льгота будет действовать в отношении недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации, созданного, реконструированного, модернизированного и (или) приобретенного в результате осуществления инвестиционного проекта», — сказано в финансово-экономическом обосновании, которое подписал сам Михаил Жданов. При этом оптимистически заявляется, что введение льготного режима налогообложения не приведет к выпадению доходов областного бюджета, поскольку «указанные налоговые льготы будут распространяться на вновь создаваемую налоговую базу». Также поясняется, что на объекты стоимостью до 100 млн р. льгота будет действовать 2 года, стоимостью от 100 до 150 млн р. — на 4 года, свыше 150 млн р. — на 5 лет. Прогнозируется, что объем льготы в 2020-2024 гг. составит 944 млн р. Такую сумму недополучит бюджет Самарской обл.

На эти деньги можно было построить большую школу, или полноценную современную больницу, или несколько детских садов. Этих денег также могло бы хватить, чтобы полностью переоснастить и вывести на современный уровень работы службу скорой медицинской помощи. Причем не только в Самаре, где сегодня эта проблема становится одним из наиболее взрывоопасных очагов социальной напряженности, но и в целом по всем муниципалитетам Самарской обл. Однако, похоже, наши чиновники простых путей не ищут.

Секрет Полишинеля

У любого здравомыслящего человека возникнет закономерный вопрос: зачем регион отказывается от возможности пополнить бюджет налоговыми поступлениями, освобождая нефтяников от уплаты налогов на сумму порядка 1 млрд р.? В пояснительной записке к законопроекту №11536-19, которую писал все тот же Жданов, сформулировано весьма интересное обоснование: «Внесение изменений в действующее законодательство в части предоставления налоговой льготы позволит ПАО «Транснефть» направить дополнительные финансовые средства на обеспечение экологической и промышленной безопасности, модернизацию инфраструктурных объектов на территории Самарской обл., реализацию масштабных инвестиционных проектов, а также строительство новых и расширение пропускной способности существующих нефте- и нефтепродуктотрубопроводов». Отвечая на редакционный запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», Михаил Жданов пообещал, что налоговые льготы приведут к некоему экономическому эффекту, который будет содействовать наполнению регионального бюджета. «В результате предоставления такой льготы Самарская обл. получит опережающий темп роста инвестиций и дополнительные налоговые поступления в бюджет Самарской обл. в размере 1,6 млрд р.», — прокомментировал министр, внешне напоминающий типичного технократа.

Михаил Жданов не просто министр, а настоящая находка. Причем не столько для региона, сколько для «Транснефти». Озвученный им технократичный прогноз становится поводом для освобождения госмонополии от уплаты в региональный бюджет налога на имущество со всех объектов недвижимости, которые будут построены или реконструированы в течение ближайших 5 лет.

При этом «дочки» «Транснефти» являются крупнейшими налогоплательщиками Самарской обл. Так, гендиректор АО «Транснефть-Приволга» (2012-2018 гг.) Андрей Сюмак в сентябре 2017 г. говорил: «Ожидаем, что в 2018 г. налоговые отчисления составят 3,4 млрд, в т.ч. 1,6 млрд р. — налог на имущество» (volga. news/article/449686. html).

ОАЕ «Хронограф» обратился в областной минпромторг за информацией о размерах налоговых выплат АО «Транснефть-Приволга» в региональный бюджет по итогам 2018 г. Однако Михаил Жданов ответил, что предоставление и опубликование такой информации не предоставляется возможным в связи с тем, что она «является конфиденциальной»(!). Такой ответ министра-технократа рождает массу критических вопросов. Тем более что в финансово-экономическом обосновании к поправке в областной закон, которое он сам и подписал, указано: «Объем уплаченных налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет в данном случае за весь рассматриваемый период составит 13,285 млрд р.». Учитывая, что под налоговые льготы подпадает только АО «Транснефть-Приволга», можно предположить, что рассматриваемый «случай» относится сугубо к указанному налогоплательщику, который даже в таком «щадящем» режиме каждый год будет пополнять бюджет на сумму порядка 2,6 млрд р.

В открытом доступе есть исходные данные, которые позволяют сделать определенные подсчеты и выводы о том, какую огромную роль «дочка» «Транснефти» играет в наполнении областного бюджета. Поэтому совершенно непонятно, почему Жданов делает из этого секрет Полишинеля.

Сопроводительная документация к законопроекту №11536-19 была способна создать иллюзию о том, что предоставление налоговых льгот позволит нефтяной компании найти якобы недостающие средства на реализацию инвестиционных проектов. Ведь, как следует из сопроводительной документации, заявленный объем инвестиций на 2019-2024 гг. составит более 200 млрд р.! Для сравнения: итоговая стоимость строительства Крымского моста — 227 млрд р. И строили его тоже 5 лет. Непонятно лишь одно: неужели жители Самарской обл. к окончанию 2024 г. увидят у себя в регионе нечто сопоставимое с Крымским мостом, созданное усилиями «Транснефти»?

Впрочем, ошибочно полагать, что «Транснефть» без налоговых льгот откажется от амбициозных планов и предпочтет осчастливить инвестициями какой-либо иной регион. Во-первых, еще 19 ноября 2014 г. совет директоров «Транснефти» утвердил долгосрочную программу развития (ДПР), которая является основным документом планирования деятельности корпорации и определяет приоритетные мероприятия, направленные на достижение стратегических целей на период до 2023 г. ДПР была разработана с учетом директив и распоряжений правительства РФ. Последний раз была откорректирована 27 декабря 2018 г.

Из годового отчета «Транснефти» следует, что в рамках действующей ДПР компания пытается реализовать инвестиционные проекты по развитию системы трубопроводов, ее технического перевооружения и реконструкции. В частности, ведется реконструкция магистрального нефтепровода (МН) «Куйбышев-Тихорецк». Кроме того, в рамках данной ДПР предусмотрен амбициозный, но постоянно буксующий проект «Юг» (см. «Хронограф» №34 (644) от 30.10.17), который на своем третьем этапе подразумевал строительство МН «Сызрань-Саратов-Волгоград-Новороссийск». Перечислять можно долго. Ясно одно: все «масштабные инвестиционные проекты», которые упоминает Жданов, были запланированы задолго до того, как возникла идея с предоставлением налоговых льгот (законодательная инициатива ценой почти в 1 млрд р. поступила в СГД 28 ноября 2019 г.).

Вряд ли Жданов не знает, что «Транснефть» не может выбрать в качестве альтернативы какой-либо иной регион, потому что в Самарской обл. у нее располагается важнейший транспортный узел: здесь находится крупнейший в Европе резервуарный парк и МН «Дружба». «Завернуть» проекты никто не позволит. Президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев лично отвечает за их реализацию перед президентом РФ Владимиром Путиным, поскольку речь идет об интересах экономической безопасности страны. Модернизация и расширение нефтепроводной сети способствует увеличению экспортных поставок нефти за границу и, как следствие, наполнению федерального бюджета.

Во-вторых, нет оснований думать о том, что «Транснефть» нуждается в налоговых льготах, позволяющих высвободить недостающие денежные средства на реализацию предусмотренных в ДПР проектов. Ресурсов в подконтрольном Токареву холдинге предостаточно. По итогам 2018 г. чистая прибыль АО «Транснефть-Приволга» составила 11,6 млрд р. Нераспределенная прибыль увеличилась со 130,6 млрд до 142,4 млрд р. (+ 11,8 млрд р.). Если говорить обо всей группе «Транснефть», то, согласно годовому отчету за 2018 г., ее прибыль до налогообложения составила 277,7 млрд р., расходы по налогу на прибыль составили 52,2 млрд р. В результате «Транснефть» зафиксировала за отчетный период чистую прибыль в размере 225,4 млрд р. В соответствии с корпоративными документами объем прибыли, причитающийся акционерам, составил 144 млрд р.

Не менее интересен вопрос о том, как группа «Транснефть» распоряжается своей прибылью. Согласно раскрытой информации, в 2019 г. общим собранием акционеров ПАО «Транснефть» было принято решение направить 51,2% нормализованной консолидированной чистой прибыли по МФСО за 2018 г. на дивиденды. Сумма дивидендов составила 77,6 млрд р. Соответственно, указанные средства были распределены в необходимой пропорции между акционерами. Акционерами ПАО «Транснефть» являются Российская Федерация в лице Росимущества (78,55%), НКО АО «Национальный расчетный депозитарий» (20,85%), дочерние компании и прочие юрлица (по 0,02%), а также физические лица в количестве 2566 человек (0,56%). На этом фоне активно продвигаемая министром Ждановым налоговая льгота почти на миллиард в целом для «Транснефти» это капля в море. Чего не скажешь о ежеминутных потребностях такого региона, как Самарская обл.

«Малым» поддержка важнее

Таким образом, предоставление за счет областного бюджета налоговой льготы на 944 млн р. «дочке» «Транснефти» лишено какого-либо смысла.

В лучшем случае все излишки на данную сумму будут записываться в прибыль, определенная часть которой, превратившись в дивиденды, будет зачислена в федеральный бюджет, а частично разлетится по карманам миноритариев. Но такой сценарий маловероятен, поскольку ставка по налогу на прибыль составляет 20%, в то время как налог на имущество, на который дается льгота, по Налоговому кодексу РФ не может превышать 2,2%. Скорее всего, средства уйдут по расходным статьям. А вот куда именно — большой вопрос. Главное, чтобы не на подкуп избирателей в рамках нового политического цикла 2020-2024 гг. Нет сомнений, что в Самарском региональном отделении партии «Единая Россия» сумели бы распорядиться прилетевшим от «Транснефти» миллиардом.

Гигантская прибыль, в т.ч. и нераспределенная, говорит о том, что денег хватает абсолютно на все. Поэтому вполне вероятно, что средства пойдут на денежные выплаты топ-менеджменту, из года в год демонстрирующие устойчивую тенденцию к росту. Так, если по итогам 2016 г. «Транснефть» выплатила членам правления 902 млн р., то по итогам 2018 г. размер вознаграждения составил 1,471 млрд р. Если по итогам 2016 г. сумма вознаграждения совету директоров составила 43,8 млн р., то по итогам 2018 г. уже 52,7 млн р. К слову, сумма выплат генеральным директорам 14 ведущих дочерних предприятий группы составила 511,6 млн р. Нетрудно подсчитать, что в «Транснефти» в среднем каждый генеральный директор дочерней компании получает порядка 3 млн р. в месяц. Тот же Николай Токарев только на годовое вознаграждение менеджмента тратит в два раза больше, чем та сумма, которая за 5 лет «накапает» стараниями самарского министра-технократа Жданова.

Если Михаил Жданов действительно желает экономического прорыва, то налоговые льготы следовало бы предоставлять не «Транснефти», а субъектам малого и среднего предпринимательства Самарской обл. Причем ухватил бы сразу двух зайцев: создал бы основу для оживления активности в этой социально важной для региона сфере экономики плюс предоставил бы своему губернатору возможность для отчетности о сверхстремительном росте показателей в деле реализации задач путинского национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Однако, похоже, наш министр-технократ прогулял важнейшие лекции (или тренинги), которые для таких, как Жданов, специально организовывает первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко.

В этом плане крайне показателен опыт начала 2000-х, когда для субъектов малого бизнеса была снижена налоговая нагрузка путем введения упрощенной системы налогообложения (УСН). УСН предусматривает на выбор два варианта налогообложения: 6% с доходов организации или 15% с дохода, уменьшенного на величину расхода (в НК предусмотрено дифференцирование налоговой ставки субъектами РФ в рамках от 5 до 15%). УСН было позволено применять предприятиям, чей предельный размер доходов не превышал 60 млн р. (с 1 января 2017 г. -не более 150 млн р.). Введение УСН привело к тому, что огромная масса малых и средних предприятий (МСП) вышла из тени. Предприниматели стали отчислять налоги в бюджет и платить белую зарплату. С 2003 по 2015 г. количество малых предприятий увеличилось в 2,5 раза. Практика показала, что поддержка МСП приносит реальный экономический эффект. Происходит количественное увеличение налогоплательщиков, создаются новые рабочие места. Экономика оживает в наиболее приближенном к социальной сфере секторе. Руководство стран, где сегодня наблюдаются стремительные темпы роста экономики, осознали, насколько важно создавать условия для развития МСП. Там вклад МСП в ВВП составляет 50-60%. В России этот показатель официально не превышает 22%, хотя в реальности он, скорее всего, на порядок ниже.

Ни для кого не секрет, что в России сегодня МСП находятся в крайне тяжелом состоянии. Приоритетная задача — выжить. Сообщается, что только в 2019 г. в стране закрылось свыше 700 тыс. индивидуальных предпринимателей. Поэтому был объявлен нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Однако Михаил Жданов почему-то больше озабочен поддержкой не малого бизнеса, а «Транснефти». И это притом, что нет ни одного нацпроекта, нацеленного на поддержку нефтяных корпораций за счет бюджета. Налоговые льготы, подобные тем, которые Михаил Жданов пролоббировал для «Транснефти», стали бы для малого бизнеса Самарской обл. настоящим спасательным кругом. В таких условиях МСП Самарской обл. совершили бы стремительный рывок в своем развитии. Такой рывок, что даже сам Жданов не поверил бы в официальную отчетность.

Справка:

Сумма прогнозируемых недополученных доходов бюджета Самарской обл. в связи с предоставлением дочерней компании «Транснефти» налоговых льгот:

в 2020 г.-21,031 млн р.:

в 2021 г.- 119,325 млн р.

в 2022 г. — 277,047 млн р.

в 2023 г. — 272,526 млн р.

в 2024 г. — 254,087 млн р.

в 2025 г. — 195,496 млн р.

в 2026 г. — 142,406 млн р.

(Источник: Приложение №5 к финансово-экономическому обоснованию проекта закона Самарской обл. №11536-19 «О внесении изменений в Закон Самарской обл. «О налоге на имущество организаций на территории Самарской обл.»)

Комментарии

Михаил ЖДАНОВ, министр промышленности и торговли Самарской обл.

- Риски, связанные с неэффективностью использования льготы, отсутствуют. Действующие нормативные правовые акты Самарской обл. обязывают органы исполнительной власти ежегодно проводить оценку эффективности льгот. И в случае если такая льгота расчетно будет признана неэффективной, правительство Самарской обл. инициирует ее отмену путем направления предложений в Самарскую губернскую думу о внесении соответствующих изменений в закон.