Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (736) | 23 декабря 2019г.
 

Новый план ЕР

Выборы-2020 в Самаре могут пройти без партийных списков

Татьяна Федорова

16 декабря на заседании комитета по местному самоуправлению Самарской губернской думы (СГД) был одобрен законопроект, согласно которому сокращается количество депутатов думы г.о. Самара (ДГОС) и райсоветов. Таким образом, Самара одной из первых поддержала федеральный тренд на сокращение количества низовых депутатов. Следуя новым общероссийским тенденциям, выборы 13 сентября 2020 г. в райсоветы Самары могут разрешить только по одномандатным округам.

Время ужиматься

В СГД на рассмотрении сейчас находится законопроект №12251-19 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской обл.». В СГД он был внесен 12 декабря по предложению ДГОС (на основании ст. 77 Устава Самарской обл. обладает законодательной инициативой). В тот же день в ходе заседания №69 ДГОС приняла соответствующее этому шагу решение №482.

Решением №482 от 12 декабря ДГОС предлагает уменьшить количество депутатов райсоветов и депутатов ДГОС. Городских депутатов — с 41 человека до 37 человек, и при этом сократить норму представительства в ДГОС депутатов из числа советов депутатов внутригородских районов. По 20 депутатов предлагается избирать в райсоветы Железнодорожного, Самарского и Ленинского р-нов. В остальных райсоветах планируется по 25 депутатов. На выборах в райсоветы в 2015 г. в Железнодорожном р-не было избрано 28 депутатов, в Кировском — 38, в Красноглинском -36, в Куйбышевском — 32, в Ленинском — 24, Октябрьском — 26, Промышленном — 40, в Самарском — 26, Советском — 34. Значит, наибольшее сокращение количества депутатов коснется Промышленного (минус 15 депутатов, это 37,5% от действующего состава) и Кировского (минус 13 депутатов, 34,2%) райсоветов.

Именно в этих двух райсоветах Самары после выборов 2015 г. оппозиция получила наибольшее представительство по сравнению с другими райсоветами: в Кировском райсовете 36,8%, в Промышленном — 12,5%).

Действующая ДГОС I созыва была сформирована из числа депутатов на основании решений райсоветов в соответствии с законом Самарской обл. от 24 марта 2015 г. №23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории г.о. Самара Самарской обл.». В 2020 г. ДГОС II созыва будет сформирована (при условии незамедлительного одобрения СГД законопроекта №12251-19) следующим образом: Железнодорожный райсовет — 3 депутата, Кировский — 7, Красноглинский — 3, Куйбышевский — 3, Ленинский — 2, Октябрьский — 4, Промышленный — 8, Самарский — 2, Советский — 5. Законопроект представлял в СГД заместитель главы правового департамента г.о. Самара Дмитрий Попов.

«Этот законопроект — первый шаг к изменению системы местного самоуправления», — цитирует Попова пресс-служба СГД. «Поддерживая этот законопроект, мы, тем не менее, указываем коллегам из г. Самары на необходимость реального наполнения бюджетов районов деньгами для того, чтобы районные депутаты могли решать вопросы своих избирателей на местах», — прокомментировал председатель комитета СГД по местному самоуправлению Михаил Матвеев в том же сообщении пресс-службы СГД.

Перестройка началась

В 2015 г. выборы в райсоветы проходили по схеме «50 х 50». Половина депутатов баллотировалась по одномандатным округам, половина — по партийным спискам. В итоге, даже несмотря на жесточайший административный фильтр со стороны губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина, в райсоветы Самары в 2015 г. могло просочиться много представителей оппозиции. В основном по партийным спискам. Сегодня электоральные настроения еще более ориентированы на оппозицию.

Не исключено, что в ходе прохождения этого законопроекта через СГД могут прийти к выводу о полном исключении из предстоящих выборов в Самаре партийных списков. Тем более что это новая общероссийская тенденция. Например, в Нижнем Новгороде фракция партии «Единая Россия» (ЕР) в городской думе муниципального образования г. Нижний Новгород поддержала инициативу о переходе к выборам муниципальных депутатов только по одномандатным избирательным округам. Там было предложено сократить количество депутатов с 47 до 35.

Численность депутатов городской думы муниципального образования (ГДМО) г. Ижевска (административный центр Республики Удмуртия) предложено сократить с 42 до 35, при этом изменить соотношение избранных по партийным спискам и по одномандатным округам. Если ранее состав ГДМО г. Ижевска формировался в равных пропорциях, то теперь количество одномандатников хотят довести до 25 и лишь 10 оставить для списочников. По словам председателя ГДМО г. Ижевска Олега Гарина, «инициатива обусловлена общефедеральным трендом на оптимизацию органов власти». Кроме того, увеличение числа одномандатных округов приведет к тому, что будут изменены границы округов и количество избирателей на каждого депутата-одномандатника уменьшится. «Это общероссийский тренд, когда в городах идет сокращение количества мест в парламенте (правильнее говорить в представительном органе местного самоуправления. –Прим. ред.) и происходит переход на такую схему с превалированием одномандатников. ой системы избрания и оставить только одномандатные округа (https://klnews.ru/ news/ politics/ chislo- deputatov- gordumy- kostromy- mogut- sokratit/).

Старая схема «50 на 50» избыточна в политической части, партийной и идеологической составляющей не должно быть на муниципальном уровне, пусть она остается на федеральном и региональном», — процитировала 10 декабря т.г. газета «КоммерсантЪ» Олега Гарина.

В Костроме тоже вдруг вспомнили о необходимости сокращения количества муниципальных депутатов. Там также планируют отказаться от смешанн

Синдром 2018 года

Заявление об отказе от партийных списков уже сделали горсоветы Нижнего Новгорода, Кургана, Хабаровска, Магадана, Биробиджана, Новосибирска, Братска, Южно-Сахалинска, Читы и многих других муниципальных органов власти, где в сентябре этого года пройдут выборы в представительные органы муниципального самоуправления. Газета «Известия» пишет: «В «Единой России» считают, что это решение не скажется на ранее высоких результатах партии и только повысит качество работы муниципальной власти. Эксперты, напротив, утверждают, что теперь политические партии будут терять свои позиции, поскольку не всегда смогут конкурировать с авторитетными беспартийными кандидатами». Это не совсем верное толкование идеи.

Нагляднее всего истинный мотив федерального руководства ЕР лишить муниципалитеты возможности формировать свои представительные органы власти по принципу «50 х 50» можно понять по тому, что сегодня происходит в думе г.о. Тольятти (ТГД). Выборы там состоялись 9 сентября 2018 г. Избиралось 35 депутатов: 17 по одномандатным округам, 18 — по партийным спискам (т.е. известный всем баланс «50 х 50» здесь был сдвинут в пользу списочников). Из них ЕР по спискам сумела провести 6 депутатов, КПРФ — 8, ЛДПР — 2, «Справедливая Россия» — 2. В итоге ЕР получила в ТГД VII созыва 13 мест из 35 возможных. Оппозиция — 22. Это привело к тому, что сегодня ТГД может себе позволить проигнорировать или даже отклонить принятие решений, которые изначально имеют губернаторское одобрение.

По итогам единого дня голосования 2018 г. политический надлом случился не только в Тольятти, но и в ряде других крупных городов и даже регионах (см. «Хронограф» №31 (683) от 15.10.18). Нечто похожее, с учетом «покраснения» наиболее густонаселенных районов Самары, вполне могло ждать и Самару после выборов 13 сентября 2020 г. в райсоветы. Синдром 2018 г. заставил действовать. Вовремя возникшая законодательная инициатива способна развести траекторию выхода ЕР к победе на выборах-2020 в Самаре с реальным вектором электоральных предпочтений.