Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (736) | 23 декабря 2019г.
 

Баранов дождался

С РКЦ «Прогресс» требуют взыскать 2,5 миллиарда

Андрей Неретин

10 января 2020 г. Арбитражный суд г. Москвы проведет предварительное заседание по одному из двух дел, в котором участвуют Министерство обороны РФ (МО) и АО «РКЦ «Прогресс». МО требует взыскать с самарского завода 2,5 млрд р. Генеральный директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий БАРАНОВ (на фото) не стал разглашать детали спора, прикрывшись некой тайной. По мнению наблюдателей, предприятие могло сорвать выполнение оборонзаказа по изготовлению спутников военного назначения. Не исключено, что трудности породили западные санкции, из-за которых определенные технологии оказались недоступны.

Уголовная тайна

10 января 2020 г. Арбитражный суд г. Москвы проведет собеседование с участниками судебного спора, в рамках которого МО взыскивает с РКЦ «Прогресс» свыше 2,149 млрд р. Подробности в материалах дела не раскрываются. Областной аналитический еженедельник «Хронограф» запросил информацию относительно сути возникшего разбирательства. На это генеральный директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов ответил: «Запрашиваемая вами информация относится к сведениям ограниченного распространения. В связи с этим комментировать данные вопросы не представляется возможным». Впрочем, такой ответ уже не удивляет. Сегодня на РКЦ «Прогресс» все вопросы, которые касаются больших денег, считаются секретными. Однако время показывает, что под грифом секретности порой скрывается не государственная тайна, а банальная уголовщина, которая потом предается огласке в открытых судебных заседаниях.

К слову, это не единственная тяжба между МО и РКЦ «Прогресс». В том же московском арбитраже на рассмотрении находится еще один иск МО к РКЦ «Прогресс». Министерство взыскивает некую задолженность на сумму 421 млн р. Данное разбирательство тоже ведется в закрытом режиме. «От ответчика для приобщения к материалам дела поступили секретные документы», — говорится в материалах московского арбитража. Делу был присвоен гриф «секретно».

Затерявшийся «Барс-М»

Тем не менее режим секретности не мешает экспертам из военно-промышленной сферы обсуждать вероятные причины появления столь огромных исковых требований МО к РКЦ «Прогресс». Как известно, РКЦ «Прогресс» занимается не только изготовлением ракет-носителей, заказчиками которых выступают гражданские космические агентства. Завод собирает космические спутники, в т.ч. и военного назначения. Поэтому вполне логично возникает предположение о том, что претензии оборонного ведомства могут быть связаны со срывом производства военных спутников.

Возникает две версии. Согласно первой РКЦ «Прогресс» мог провалить работу над созданием космических аппаратов видовой разведки «Барс-М». Данный спутник предназначен для наблюдения и картографирования. Аппараты должны заменить устаревшие ЯнтарьЛКФТ.

Ранее сообщалось, что к 2022 г. планируется вывести на орбиту шесть таких аппаратов. Однако почему-то было изготовлено и выведено на расчетную орбиту всего только два спутника «Барс-М». Первый был запущен 27 февраля 2015 г., второй — 23 марта 2016 г. В дальнейшем по каким-то малопонятным (очевидное дело, секретным) причинам выпуск спутников явно забуксовал. Об этом свидетельствует то, что наметившаяся динамика запуска спутников «Барс-М» периодичностью раз в год вдруг прервалась.

29 июня 2018 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу на селекторном совещании заявил, что РКЦ «Прогресс» собирает для Российских вооруженных сил четыре космических спутника. «В настоящее время ракетно-космический центр «Прогресс» в интересах министерства обороны изготавливает четыре космических аппарата картографирования и дистанционного зондирования Земли», — цитировало Шойгу ИА «ТАСС» (https://tass.ru/ armiya-i-орк/ 5335416). При этом не уточнялось, о каких именно спутниках идет речь. Однако уже в октябре 2018 г. Шойгу на очередном селекторном совещании информировал, что самарский завод завершает работы по изготовлению третьего спутника «Барс-М». Министр обороны с воодушевлением отмечал в телеэфире телекомпании «Звезда»: «Сегодня заслушаем представителя РКЦ «Прогресс» о ходе работ по завершению изготовления космического аппарата «Барс-М» №3» (https://tvzvezda. ru/news/ opk/content /201810051247-b08i.htm).

Однако «завершающие» работы явно затянулись. Вопрос создания третьего спутника «Барс-М» вновь обсуждался на селекторном совещании в министерстве обороны, которое состоялось уже в июне 2019 г. При этом на селекторном совещании Сергей Шойгу подчеркнул, что президент РФ Владимир Путин уже поставил жесткие сроки по изготовлению космического аппарата. «На майских совещаниях в Сочи президенту России доложили о состоянии дел по производству изделия. Верховный главнокомандующий поставил задачу до 1 декабря т.г. завершить создание данного аппарата», — рассказывал участникам совещания Сергей Шойгу (https://riafan. ru/ 1184244- minoborony- prover- it-khod- rabot- nad- sputnikom- nably- udeniya- bars-m).

Между тем 1 декабря прошло, а РКЦ «Прогресс» и министерство обороны ничего не сообщили о завершении работ над спутником «Барс-М» №3. Похоже, что самарское предприятие не уложилось в срок, который был отведен президентом страны.

Подзабытый «Раздан»

Вторая версия о возникновении исковых претензий МО связана с проектом по созданию новых спутников оптико-электронной разведки «Раздан» (изделие 14Ф1156). Как следует из открытых источников, РКЦ «Прогресс» взялся за их разработку еще в 2015-2016 гг. Космические аппараты типа «Раздан» принято считать спутниками видовой разведки следующего поколения с установленным на борту новым оптико-электронным сканером. «Именно они заменят ныне функционирующие на орбите спутники типа «Персона». В 2008-2015 гг. военные запустили три таких аппарата, однако на сегодняшний день функционируют только два из них. Первый был потерян в 2008 г. спустя несколько месяцев после запуска в результате выхода из строя электронных компонентов. Второй и третий аппараты (запущены в июне 2013 и июне 2015 гг.) функционируют в штатном режиме и, по сведениям «Ъ», активно привлекаются к операции Вооруженных сил РФ в Сирии», — писал «КоммерсантЪ» в №135 от 28 июля 2016 г. Издание отмечало, что, по предварительным данным, запуск первого спутника «Раздан» космические войска планировали провести с космодрома Плесецк в 2019 г., второго — в 2022 г., третьего — в 2024 г. С тех пор ничего не сообщалось о реализации данного проекта.

До конца 2019 г. остались считаные дни, а бодрых рапортов о запуске спутника «Раздан» до сих пор не наблюдается.

Таким образом, нетрудно предположить, что исковые претензии МО связаны, скорее всего, с невыполнением обязательств по изготовлению спутников военного назначения. Впрочем, тут следовало бы задуматься о том, какие же обстоятельства могли бы привести к срыву планов по созданию и выведению спутников на орбиту.

Ответ на этот вопрос, вероятно, кроется в заключении Счетной палаты РФ на проект ФЗ №720845-7 «О внесении изменений в Федеральный закон (ФЗ) «О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.». ФЗ был внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ 29 мая 2019 г., прошел обе палаты федерального заксобрания и был подписан Владимиром Путиным 18 июля 2019 г. В заключении Счетной палаты РФ было отмечено, что расходы федерального бюджета по федеральной целевой программе «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 гг.» сокращаются на 12,9 млрд р. При этом указывалось, что расходы на производство спутников ГЛОНАСС были сокращены «в связи с невозможностью изготовления серийных космических аппаратов «Глонасс К», выполнения работ по созданию наземного комплекса управления космическими аппаратами системы ГЛОНАСС из-за ограничений на поставку электронной компонентной базы иностранного производства и невозможности ее оперативного замещения».

Заключение Счетной палаты позволяет сделать вывод, что из-за западных санкций на поставку определенного рода технологий у российских предприятий ракетно-космической промышленности возникли проблемы с производством космических спутников. Не исключено, что с нехваткой импортных комплектующих мог столкнуться и РКЦ «Прогресс». По крайней мере, такая версия объясняет вероятные причины, по которым работа предприятия над созданием военных спутников могла зависнуть. Нетрудно догадаться, что в случае просрочки или неисполнения оборонзаказа МО, в свою очередь, вправе предъявить иск о взыскании неустойки.

Следует напомнить, что в аналогичной ситуации ранее оказался АО «Авиакор — авиационный завод». В 2018 г. военное ведомство взыскало с предприятия 1,3 млрд р. неустойки за срыв госконтракта на поставку самолетов АН-140. Вместо 9 самолетов «Авиакор» поставил только 4 (см. «Хронограф» №20 (548) от 15.06.15). Причиной стал «отказ Украины от военно-технического сотрудничества с Россией». Как известно, украинские авиастроители перестали поставлять комплектующие на самарский завод, переговоры об этом начались еще в 2008 г. (см. «Хронограф» №5 (220) от 11.02.08).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.