Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (728) | 28 октября 2019г.
 

Рулетка Исаева

АСВ рискует «сгореть» на банкротстве «Газбанка»

Егор Кошеров

10 октября Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ, Агентство) выразила надежду, что полный возврат кредитов, выданных Банком России для поддержания достаточности фонда обязательного страхования вкладов, будет осуществлен в 2022 г. Более оперативным расчетам АСВ с Центробанком препятствуют нескромные расходы, которые агентство несет по оплате процедур конкурсного производства в ликвидируемых кредитных организациях. Примером являются затраты на исполнителей услуг, привлеченных АСВ для банкротства самарского АО КБ «Газбанк». Допуску отдельных поставщиков может способствовать лояльность гендиректора АСВ Юрия ИСАЕВА (на фото).

Австрийская притягательность

1 октября АСВ отчиталось о перечислении Банку России (Центробанк. ЦБ, регулятор) очередных 40 млрд р. в рамках погашения задолженности по кредитной линии. В 2015-2017 гг. регулятор предоставил АСВ транши на общую сумму 842 млрд р. в целях поддержания достаточности фонда обязательного страхования вкладов. Всего по состоянию на 30 сентября 2019 г. АСВ возвратило Банку России 192 млрд р. (в т.ч. 147 млрд р. в течение 2019 г.). остаток задолженности составляет 650 млрд р. (https://www.asv.org. ru/agency/for_press/pr/613325/). Таким образом, пока возвращено 22,8% от выданных средств.

10 октября обезличенное руководство АСВ, реагируя на запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», заявило следующее: «Анализ текущей динамики фонда обязательного страхования вкладов позволяет рассчитывать на то, что полный возврат кредита Банку России будет осуществлен агентством в 2022 г.». На этом фоне актуальна версия, что расчеты АСВ с регулятором шли бы гораздо эффективнее, если бы не пагубные увлечения подрядчиков агентства финансированием странных контрагентов. Речь о тех, кого АСВ нанимает для сопровождения процедур конкурсного производства в ликвидируемых кредитных организациях. Для примера можно привести расходы на исполнителей услуг, привлеченных АСВ на возмездной основе для обеспечения процесса банкротства самарского АО КБ «Газбанк».

Согласно опубликованным сведениям, АСВ, похоже, без объявления конкурентных процедур заключило договор на оказание услуг по проведению инвентаризации имущества «Газбанка» с ООО «Финансы. Бухучет. Аутсорсинг» с ИНН 7715792702 (ФБА), а на оказание услуг по ведению бухучета и реестра требований кредиторов должника — с ООО «Финконсалтсервис» с ИНН 7725547668 (ФКС). Срок действия договора с ФБА обозначен как «до момента исполнения обязательств», условия оплаты предусматривают единовременную выплату данному подрядчику 21,5 млн р. Договор с ФКС действует «до окончания процедуры конкурсного производства», при этом ежемесячно за услуги подрядчика АСВ должно платить по 1,75 млн р. Из отчета о ходе конкурсного производстве в «Газбанке» по состоянию на 1 августа 2019 г. следует, что ФБА получило свое вознаграждение полностью, а ФКС перечислено 18,293 млн р. По состоянию на 1 сентября 2019 г. расходы на оплату услуг ФКС увеличились еще на 1,75 млн р. и составили 20,043 млн р.

Характерно, что ФБА и ФКС имеют признаки аффилированных компаний. Их номинальные участники Дмитрий Смирнов и Лидия Вяги пересекаются еще в нескольких московских околофинансовых фирмах.

Задачей подобных образований мог бы стать выкуп ликвидного имущества банков-банкротов по минимальной цене с торгов, инициированных АСВ как конкурсным управляющим в ходе конкурсного производства. В случае перепродажи третьим лицам стоимость такого имущества, как правило, способна вырасти на несколько порядков. Получается, что кто-то снимает сверхдоходы, а кто-то, зачастую из числа кредиторов ликвидируемых банков, вынужден довольствоваться отказом в удовлетворении своих требований.

Опасения вызывает также присутствие в числе участников ФБА и ФКС компании -иностранного резидента. По 25% в капитале указанных фирм принадлежит австрийскому обществу с ограниченной ответственностью «ПЛ Холдинг Гезелынафт М.Б.Х.» (г. Вена). Таким образом, АСВ, сотрудничая с ФБА и ФКС, создает предпосылки для перетока денежных средств, которыми можно было бы воспользоваться для расчетов с Банком России, в пользу резидентов иностранных государств. Впору задуматься о том, не страдает ли национальная безопасность.

Юристы по вызову

Еще один вызывающий сомнения в своей целесообразности договор (похоже, тоже без торгов) АСВ заключило с АО «Джи Ар Менеджмент» с ИНН 7724569806 (ДАМ). ДАМ понадобилось АСВ как «юридические консультанты» в процессе банкротства «Газбанка» сроком «до окончания процедуры конкурсного производства». Условия оплаты услуг ДАМ не уступают по щедрости вышеописанным. ДАМ должно получать от АСВ 4,7 млн р. ежемесячно плюс иметь дополнительное вознаграждение в размере 10%. Согласно отчету о ходе конкурсного производства в «Газбанке» по состоянию на 1 сентября 2019 г., ДАМ уже перечислено 14,865 млн р. Это, похоже, гонорар юристов за три месяца работы.

Учитывая, что ДАМ состоит на договоре у АСВ с октября 2018 г., когда «Газбанк» был признан банкротом, в ближайшее время следует ожидать перечисления консультантам еще 45-50 млн р. Эти расходы частично заложены в опубликованный 27 сентября 2019 г. план текущих затрат АСВ на проведение мероприятий конкурсного производства в «Газбанке» в период с 1 октября по 31 декабря 2019 г. На судебные издержки, которые могут нести юристы из ДАМ, в IV кв. 2019 г. предусмотрено 32,37 млн р., на расходы по бухгалтерскому сопровождению (в пользу ФКС) — 3,66 млн р. Для сравнения: на расходы по публикации информации о процедурах конкурсного производства в «Газбанке» предусмотрена всего 21 тыс. р. И это в условиях, когда к процессу банкротства данного кредитного учреждения прикованы взгляды тысяч заинтересованных лиц в Самарской обл. и за ее пределами.

ДАМ, равно как и ФКС с ФБА, вряд ли оказалось в поставщиках у АСВ случайно. Офис данной юридической компании, как следует из информации с ее официального сайта, расположен буквально впритык к одному из корпусов Банка России — на пересечении ул. Правды и 3-й ул. Ямского поля в г. Москве. По оценке наблюдателей, конечными бенефициарами всех трех исполнителей могут являться лица, которых допустимо отнести к группе поддержки гендиректора АСВ Юрия Исаева в правительстве РФ и Центробанке.

Мало контроля

АСВ продемонстрировало формальный подход к ответу на вопросы, заданные ОАЕ «Хронограф». Юрия Исаева просили пояснить, соотносится ли политика нескромного расходования денежных средств на обеспечение процедуры банкротства с задачами конкурсного производства, с интересами кредиторов ликвидируемого банка, а также Банка России. Взамен пресс-служба Исаева ограничилась цитатами из Федерального закона №127 от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)». «В соответствии с пп. 6 п. 4 ст. 189.78 Федерального закона конкурсный управляющий вправе привлекать для решения задач, возникающих в связи с осуществлением конкурсного производства, бухгалтеров, аудиторов, оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества кредитной организации, — в частности, пояснили в агентстве. — Согласно п. 4 ст. 189.84 Федерального закона расходы на исполнение текущих обязательств кредитной организации включаются в смету текущих расходов кредитной организации и осуществляются конкурсным управляющим на основании такой сметы». И никаких комментариев по поводу профессиональной компетенции и рекордного размера вознаграждения конкретных поставщиков, а также того, кто и при каких обстоятельствах подсчитал расходы, начислив исполнителям такое «пособие».

После всего этого в АСВ сочли возможным напомнить «Хронографу», что контроль над деятельностью конкурсного управляющего «Газбанком» «осуществляют арбитражный суд, комитет кредиторов «Газбанка» и Банк России». С этим утверждением уместно поспорить. Первое: права комитета кредиторов «Газбанка» оказались сильно урезаны вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Самарской обл. от 10 июля 2019 г. по делу о банкротстве кредитного учреждения (№А55-21551/2018). Второе: комитету запретили вмешиваться в действия конкурсного управляющего «Газбанка», касающиеся банкротств его должников, и в процесс отбора поставщиков для обслуживания конкурсных процедур (см. «Хронограф» №25 (718) от 22.07.19). Арбитражный суд по этой причине не может реагировать на жалобы кредиторов касательно утверждения АСВ завышенных, по их мнению, смет текущих расходов на мероприятия конкурсного производства.

Остается надеяться, что Банк России и его руководитель (а также председатель совета директоров АСВ) Эльвира Набиуллина вмешаются в схему раздачи великодушных подрядов на обеспечение банкротства «Газбанка» и подобных ему кредитных организаций. Иначе возврат государственных денег, влитых в поддержание АСВ, может затянуться надолго.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.