Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (727) | 21 октября 2019г.
 

Артемьев, не упусти!

ССК должна успеть переиграть ФАС до утверждения тарифов

ИА «Центр-Инфо»

До конца октября (до начала процедуры утверждения тарифов на транспортировку электроэнергии) у руководителя ФАС России Игоря АРТЕМЬЕВА (на фото) пока еще есть время оценить значимость лоббистов, предпочитавших надеяться на гонорар от гендиректора АО «Самарская сетевая компания» (ССК) Виля МУХАМЕТШИНА. ССК добивается отмены запрета включать в тариф за передачу электрической энергии расходы по арендной плате за использование муниципального имущества. Это способно ударить по авторитету идей нацпроектов президента РФ Владимира ПУТИНА.

Автор дыр

18 ноября Арбитражный суд г. Москвы заново приступит к рассмотрению дела о включении в состав необходимой валовой выручки (НВВ) ССК выявленных ФАС экономически не обоснованных расходов. Главная статья затрат, на сохранении которой в тарифе настаивает ССК, — плата за аренду имущества и лизинг. Речь идет о расходах на оплату в казну платежей за арендованные у муниципалитетов Самарской обл. электросети и прочую инфраструктуру (см. «Хронограф» №33 (726) от 14.10.19).

Надо отдать должное таланту Виля Мухаметшина, который не растерялся, а разработал до определенного момента безупречную стратегию по возврату ССК права на включение в тариф расходов на аренду. Параллельно с судебным обжалованием предписания ФАС об исключении данных расходов из НВВ на федеральном уровне ССК мобилизовала лоббистов на уровне региона. Причем в качестве просителя принятия нужного ССК нормативного акта в Самарскую губернскую думу (СГД) направлялись отнюдь не представители Мухаметшина. Давать повод для разговоров о заинтересованности компании, участвующей в судебном споре с ФАС, в защите законодателей было бы ошибкой. Торпедирование депутатского корпуса поручили малоизвестной сетевой организации ООО «Энергобытобслуживание» (ЭБО).

Под предводительством гения менеджерской мысли Виля Мухаметшина ССК довольно уверенно держится на плаву, поглядывая на своих тонущих соседей по холдингу «Волгопромгаз» (ВПГ). Однако полностью беспроблемной ситуацию назвать нельзя. Одной из дыр в обороне Мухаметшина умело воспользовалась ФАС России, озаботившаяся схемой формирования затрат ССК при подаче документов на утверждение тарифа. Для ССК, показавшей по итогам 2018 г. рекордную выручку в размере 10,7 млрд р. и чистую прибыль в размере 1,16 млрд р. (!), обязанность делать арендные отчисления весьма обременительна. За 2017 2018 гг. сумма, которую ССК должна была перечислить в бюджет арендодателей, могла превысить 580 млн р. Логично, что с утратой возможности компенсировать рентные платежи посредством их включения в тариф, наверное, не смирилась бы ни одна сетевая компания, пока еще имеющая связи во власти и деньги в банках. Что уж говорить о сетевой компании, некогда глубоко интегрированной в ВПГ.

Аренда = собственность

Изначально будущие коллеги Виля Мухаметшина по ВПГ в середине 90-х гг. прошлого века дали старт развитию системы ресурсоснабжения в Самарской обл. Отправной точкой послужил далекий 1997 г., когда губернатор Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константин Титов, имевший неограниченное влияние на глав практически всех муниципалитетов, способствовал приватизации газораспределительных организаций. После приватизации разрозненные субъекты объединили в ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК), контроль над которой получил ВПГ и его основатели Андрей Кислов и Владимир Аветисян.

СВГК заняла чрезвычайно выгодную нишу, получив право транспортировать газ по сетям среднего и низкого давления почти всем конечным потребителям в регионе. С тех пор Кислов, умело маскируясь под топ-менеджера «дочки» ПАО «Газпром» в лице ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (ГМС), по сути, организовал бесперебойные расчеты с транспортировщиком-посредником за государственный газ, реализуемый крупнейшим теплогенерирующим компаниям.

Т.е. стратегический ресурс «Газпрома», без тени скромности называемый «национальное достояние», в Самарской обл. был поставлен на службу интересам узкой группы лиц (см. «Хронограф» №22 (674) от 16.07.18).

Компании, вырабатывающие электричество, ждали поставок газа не меньше, чем те же генераторы тепла. Более того, в конце 2000 г. они оказались поставлены в зависимость от работы ОАО «Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания» (СМУЭК), гендиректором которой стал Аветисян. Опыт, приобретенный в СМУЭК, позднее пригодился Аветисяну, когда председателю правления РАО «ЕЭС России» (1998-2008 гг.) Анатолию Чубайсу понадобился человек для деления общего хозяйства РАО в регионах на конкурентные секторы – частные генерирующие, сетевые и сбытовые компании (см. «Хронограф» №33 (248) от 08.09.08). ССК можно считать одним из результатов этой реформы. К тому же этой компании, равно как и возникшим повсюду с подачи ВПГ теплоэнергетическим посредникам (например, ЗАО «СУТЭК»), за копеечные ставки были отданы в аренду ветшающие муниципальные сети, призванные доставлять ресурсы до абонентов.

Дореформенные и пореформенные приобретения ВПГ в Самарской обл. с учетом щедрости муниципалитетов без хлопот приносили своим бенефициарам прибыль свыше двух десятков лет. Время шло, арендные ставки понемногу подрастали, но никто не рисковал давить на пользователей имущества с требованием перечислить ренту в казну. Более того, лоббизм арендаторов энергоинфраструктуры достиг таких высот, что им позволили учитывать расходы на аренду в тарифе. Казалось бы, вот она — идеальная в воображении ВПГ система ресурсоснабжения, когда платить никому не надо, зато все платят тебе.

Но вдруг, едва ли не на пике могущества, активы ВПГ начали сыпаться как карточный домик. Холдинг стал терять лоббистов в ключевых смежных структурах, а прежде дружественная ФАС вмешалась в процесс наиболее комфортного тарифообразования (см. «Хронограф» №33 (726) от 14.10.19).

ЭБО и ССК

Благополучие ЭБО, кормящегося на муниципальных сетях отдаленного пос. Прибрежного и сопредельных территорий Красноглинского р-на г. Самары, зависит от включения арендных расходов в тариф не меньше, чем благополучие ССК. Зато ЭБО пока не фигурирует в разбирательствах с надзорными органами, соразмерными по статусу с ФАС России. К молчаливому одобрению помощи ЭБО уставших после трудовых выходных депутатов (заседание профильного комитета СГД по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды проходило в понедельник, 16 сентября) склоняло и присутствие рядом с обществом видного куратора. Бывший руководитель представительства ГК «Ростех» в Самарской обл. (2007-2015 гг.) Юрий Богословцев (родственница Богословцева Галина Богословцева владеет 35% долей в капитале ЭБО) прислал выступить перед комитетом своего помощника.

Невнятная и скомканная речь помощника могла даже у засомневавшихся персон создать впечатление, что радеющий за оборонно-промышленный комплекс региона Богословцев действительно обеспокоен тем, как к градообразующим предприятиям тех же пос. Прибрежного и Винтая на фоне неприятностей ЭБО будет доставляться электричество. Т.е. подводка к нужным решениям была практически идеальной. Оставалось только тихо проголосовать за направление вопроса в рабочую группу с целью рождения законодательной инициативы и ее последующего превращения в региональный закон или иной нормативный акт. В выигрышной ситуации в итоге оказалось бы не столько заштатное ЭБО, сколько ССК, рассчитывающее на солидную выгоду от нового разрешения местным субъектам естественных монополий в электроэнергетике включать в тариф за передачу энергии расходы по арендной плате.

При желании организовать принятие подобного нормативного акта можно было бы в кратчайшие сроки. Если бы акт вступил в силу до момента вынесения решения по делу ССК против ФАС при его повторном рассмотрении (№А40-224097/2018, предварительное заседание назначено на 18 ноября), ФАС встретила бы трудности в доказывании необоснованности включения в состав НВВ ССК расходов по статье затрат «Плата за аренду имущества и лизинг» в оспариваемом периоде и в будущих периодах. Появился бы отличный повод гордиться находчивостью гендиректора ССК Виля Мухаметшина, вернувшего компании стабильный источник дохода.

В этой связи вспоминается, как в 2016 г. Мухаметшин претендовал на попадание в депутаты СГД, баллотируясь в очередной созыв этого органа с третьего места по партийному списку «Единой России» по Похвистневской внутриобластной части №15. Если бы Мухаметшин тогда прошел в СГД, то сегодня, не исключено, именно он председательствовал в профильном комитете, ратуя за разрешение завышенных тарифов для энергетиков. Вне всяких сомнений, при председателе комитета Мухаметшине никто бы из депутатов после заслушивания скучного доклада представителя ЭБО не дал заподозрить себя в прямом лоббизме интересов ССК.

Однако Мухаметшин предпочел сосредоточиться на бизнесе, а его бывшие коллеги по ВПГ продолжили играть в политику. В результате за роль лоббиста ухватился один из опытнейших законотворцев региона Андрей Кислов (в СГД он бессменно заседает с 1997 г.). Вроде бы все делалось наверняка: Кислов, неоднократно доказывавший, что способен протолкнуть, по сути, любой закон, демонстрировал искушенность и в противостоянии с ФАС России. ГМС в бытность Кислова его гендиректором являлось одним из заявителей к ФАС по делу о т.н. «газовом сговоре» (№А40-108744/2017), завершившемуся 17 мая 2019 г. заключением мирового соглашения (см. «Хронограф» №17 (710) от 27.05.19). И тут Кислов неожиданно засыпается на самом простом: он пропускает выкрик одного из «спящих» членов комитета о том, что ситуация с тарифом для ЭБО аналогична ситуации ССК. После чего вынужденно на камеру и под запись признает, что проблема обоснованности включения в тариф арендных платежей носит системный характер. Для ФАС этот спич не остается незамеченным. В Москву на имя руководителя антимонопольного органа Игоря Артемьева уходит запрос с требованием жестко отреагировать на попытки узаконить для ССК то, на что уже был введен запрет.

Теперь борьба ССК с ФАС, скорее всего, будет развиваться по неконтролируемому сценарию. Как вариант — стороны до момента утверждения тарифов на 2020 г. успеют прийти к некому компромиссу, как это, например, случилось по делу о т.н. газовом сговоре. Однако больше похоже на то, что ФАС упрется и зарубит выгодную для ССК инициативу, а позже выиграет и судебный спор.

Поражение в тарифной кампании может мотивировать ССК на полный отказ от исполнения обязательств по внесению арендных платежей в бюджет. Как следствие, устоявшиеся арендные отношения рискуют быть пересмотренными вплоть до передачи сетей и инфраструктуры другому арендатору. В таком случае под сомнение могут попасть и документы, на основании которых часть сетевого хозяйства в свое время отошла ССК в собственность. Как Виль Мухаметшин отблагодарит Андрея Кислова за такую «услугу», остается загадкой.