Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (721) | 9 сентября 2019г.
 

Невосполнимая утрата

Отставка Андрея Кислова лишила ВПГ влияния на решения «Газпрома»

Георгий Кизельгур

Со 2 сентября новым генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (ГМС) является Виталий КОРОТКИХ. Контракт с прежним руководителем сбытового подразделения ПАО «Газпром» в Самарской обл. Андреем КИСЛОВЫМ (на фото) продлен не был. С отстранением Кислова от дел в ГМС уходит в прошлое целая эпоха. На протяжении двадцати с лишним лет холдинг «Волгопромгаз» (ВПГ) и его газовые активы, проводником интересов которых трудился Кислов, доминировали в энергетическом секторе региона. С лишением возможности узнавать, о чем думают в «Газпроме», и вставлять особое мнение при принятии стратегических решений структурам ВПГ придется научиться работать в жестких рыночных условиях.

Один из основателей ВПГ Андрей Кислов возглавил дочернее сбытовое подразделение «Газпрома» в регионе, сегодня известное как ГМС, в далеком 1997 г. Тогда губернатор Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константин Титов способствовал приватизации газораспределительных организаций с объединением их в ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК), контроль над которой получил холдинг Кислова и его партнера Владимира Аветисяна. СВГК заняла чрезвычайно выгодную нишу, получив право транспортировать газ по сетям среднего и низкого давления почти всем конечным потребителям Самарской обл. С тех пор Кислов, умело маскируясь под топ-менеджера «дочки» «Газпрома», по сути, организовал бесперебойные расчеты с транспортировщиком-посредником за государственный газ, реализуемый крупнейшим теплогенерирующим компаниям. Т.е. стратегический ресурс «Газпрома», без тени скромности называемый «национальное достояние», в Самарской обл. был поставлен на службу интересам узкой группы лиц (см. «Хронограф» №22 (674) от 16.07.18).

Влияние ВПГ на структуру поставок газа на объекты, к примеру, ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК) (с мая 2015 г. филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс») в определенный период достигло закритической отметки. ВоТГК платила огромные деньги за газ в адрес ГМС, а последний, благодаря Кислову, тут же отправлял оговоренную долю транзитеру СВГК (см. «Хронограф» №39 (438) от 12.11.12). Кроме того, СВГК из года в год продлевала статус агента ГМС в расчетах за газ — благо, Кислов способствовал наделению опорного актива ВПГ правом сбора платежей населения за то, что СВГК не принадлежало.

Еще одной ступенью к доминированию СВГК в энергетическом секторе региона стало получение аффилированной ВПГ структурой в 2001 г. (в ходе реорганизации сбытового газпромовского подразделения в ГМС) почти блок-пакета для голосования на собраниях участников реорганизованного юр лица. 19% долей в капитале ГМС завладело ООО «Самарапромресурс» (СПР) плюс 5% у правительства Самарской обл. Менеджеры из СПР под патронажем Кислова на протяжении почти двух десятков лет могли реально влиять на решения, принимаемые органами управления ГМС (см. «Хронограф» №41 (440) от 26.11.12).

К услугам лоббистов ВПГ была инсайдерская информация, доступом к которой обладал Кислов. Пользуясь закрытыми сведениями, ВПГ имел возможность не только формировать особое мнение перед принятием «Газпромом» важнейших решений, но и благодаря Кислову делать так, чтобы это мнение было учтено. В результате «Газпром» в Самарской обл. фактически вели по коридору: корпорации приходилось оглядываться едва ли не в каждом своем действии на позицию ВПГ.

Нельзя сказать, что в «Газпроме» все минувшие годы не догадывались о тайной миссии Андрея Кислова в ГМС, даже несмотря на то, что гендиректор имел возможность талантливо скрывать свои отношения с коллегами по ВПГ. Скорее в головном офисе госкорпорации просто терпели, при острой необходимости используя Кислова в качестве демпфера в склонной к колебаниям системе поставщик (ГМС) — транспортировщик (СВГК).

В последний раз на «линии фронта» Кислов отличился на рубеже 2018-2019 гг., когда «Газпром» принял во многом политическое решение — забрать у СВГК и его сателлита, ОАО «Самарагаз», право собирать платежи с физических лиц за поставленный газ. Конфликт между бизнес-единицами вылился в публичную плоскость, стартовали судебные разбирательства, сопровождаемые едкими комментариями сторон.

Кислов в данной ситуации сумел как бы сохранить нейтралитет. Сначала он вроде атаковал дружественный ВПГ, но затем поймал удобный момент, чтобы сыграть на руку своим старым партнерам (см. «Хронограф» №4 (697) от 11.02.19).

В итоге в начале февраля т.г. была создана видимость урегулирования проблемы расчетов за поставку газа потребителям, последовал отказ от взаимных претензий. В отделениях ГМС образовались очереди из недовольных клиентов, пришедших заключать договоры с поставщиком, а транспортировщик в лице СВГК принялся ждать решения по делу о т.н. «газовом сговоре». Если бы решение состоялось не в пользу «Газпрома», настаивавшего на строительстве дублирующих каналов снабжения своих абонентов, действующий де-юре агент в лице СВГК спустя время смог бы потребовать взыскания образовавшихся перед ним долгов по якобы расторгнутым договорам (см. «Хронограф» №5 (698) от 18.02.19). Однако многое указывало на то, что победа в споре останется все-таки за «Газпромом», своими аргументами дожимавшим СВГК и вступившуюся за эту компанию ФАС России (см. «Хронограф» №25 (677) от 03.09.18).

Тем неожиданнее выглядело прекращение 17 мая т.г. производства по делу о «газовом сговоре» в связи с заключением сторонами мирового соглашения (см. «Хронограф» №17 (710) от 27.05.19). Детали этого соглашения, в т.ч. неофициальные, до настоящего момента не раскрыты. Понятно одно: газопроводы СВГК еще какое-то время будут оставаться вне конкуренции в части отсутствия сетей-дублеров у «Газпрома». Вероятно, ради сохранения именно этой возможности пришлось сложить полномочия Андрею Кислову. Во всем остальном с потерей Кислова газовые активы ВПГ, похоже, будут привыкать к работе в жестких рыночных условиях наравне с другими участниками схемы распределения энергоресурсов. Иными словами, СВГК, пожертвовав своим главным лоббистом, встанет в один ряд с неангажированными получателями газа.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.