Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (712) | 10 июня 2019г.
 

Резиновая дума

Ради Ковальского в СГД забыли о Конституции РФ

Павел Соколов

4 июня стало окончательно ясно, что плодить подзаконные акты под конкретное физлицо для Самарской губернской думы (СГД) VI созыва стало нормой. В этот день в ходе пленарного заседания СГД приняла постановление «О первом почетном председателе СГД» специально для Леона КОВАЛЬСКОГО (на фото). Настало время говорить о тревожной тенденции. Семью месяцами ранее СГД впервые решила отклониться от незыблемых норм равенства всех перед законом. В тот момент на кону стоял вопрос о назначении нового председателя. В случае же с Ковальским можно усмотреть превышение норм ст. 104 Конституции РФ.

Меркушкину и не снилось

4 июня на пленарном заседании депутаты СГД безропотно одобрили постановление, внесенное Советом СГД, «О первом почетном председателе СГД» №545 от 27 мая 2019 г. Постановление наделяет лично Леона Ковальского полномочиями представителя органа законодательной власти Самарской обл. и соответствующими этому статусу привилегиями. В документе поясняется: «В знак признания личных выдающихся заслуг первого почетного председателя Самарской губернской думы первого и второго созывов Ковальского Леона Иосифовича, стоявшего у истоков становления парламентаризма Самарской обл.».

В постановлении СГД, изданном специально под Ковальского, указано, что для него «разработано удостоверение первого почетного председателя», которое будет вручено на торжественном мероприятии, посвященном 25-летию СГД. Кроме того, Ковальскому дается право первоочередного приема у председателя СГД и «права безотлагательного рассмотрения в Самарской губернской думе внесенных им предложений». Фактически Леон Ковальский наделяется правом законодательной инициативы, которая должна быть в обязательном порядке рассмотрена депутатами. А это уже имеет признаки превышения норм Конституции РФ, прописанных в ст. 104.

Право законодательной инициативы надо заслужить либо путем победы на выборах в заксобрание субъекта федерации или в Госдуму РФ, либо путем назначения на руководящую должность исполнительного органа власти субъекта федерации или правительства РФ. Или стать президентом РФ (см. ст. 104 Конституции РФ). Это основа основ нынешнего государственного устройства РФ.

Однако, невзирая на это, СГД своим постановлением вдруг дарит возможность законодательной инициативы, по сути, частному лицу с улицы. Нет сомнений в том, что Леон Ковальский человек заслуженный и почетный во всех отношениях, и термин «человек с улицы» по отношению к нему это уже перебор. Но готовность депутатов СГД начать раздавать, а далее, возможно, и торговать правом законодательной инициативы — это все равно что отдать часть своих избирателей без их согласия в аренду новому приглянувшемуся барину. По сути, создали прецедент крепостного права образца начала XXI века. Даже при губернаторе Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николае Меркушкине до такого не додумывались!

Основали традицию

Вызывает сомнение то, что сам первый почетный председатель Ковальский будет заниматься законотворческом. Однако его новый статус может быть использован определенными лицами для продвижения своих инициатив. Также Леону Ковальскому выделят отдельное место в зале пленарных заседаний в СГД с именной табличкой и будут приглашать на все мероприятия, которые проводит СГД. Кроме того, в распоряжении первого почетного председателя Леона Ковальского будут закрепленный лично за ним казенный транспорт с водителем и все виды связи, доступ к которым имеет официальное руководство СГД. В общем, полный пакет за счет налогоплательщиков.

Это уже не первый случай, когда депутаты нынешнего созыва СГД принимают подзаконные акты, расширяющие возможности отдельно взятой персоны, т.е. пишут закон под конкретное лицо, что также противоречит основам Конституции РФ. Впервые это произошло 23 октября 2018 г. В этот день законодательная и исполнительная власть региона продемонстрировала умение тщательно прорабатывать тонкие моменты законодательства ради реализации непростой операции по назначению Геннадия Котельникова на пост председателя СГД.

Это было обусловлено тем, что на тот момент пост председателя СГД ему не был нужен. Он прекрасно себя чувствовал в должности ректора ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (СамГМУ). Однако тем, кто вознамерился выбить из-под Котельникова вуз, пришлось потрудиться, чтобы трудоустроить его в другой руководящей должности — председателя СГД. Потребовался отвлекающий маневр.

За кулисами законотворчества

Буквально в день избрания на должность председателя СГД Геннадия Котельникова -23 октября — в ходе всего одного заседания СГД было одобрено сразу три положения законопроекта: «О проекте закона Самарской обл. №9661-18 «О внесении изменения в ст.4 закона Самарской обл. «О Самарской губернской думе», «Об избрании на должность председателя Самарской губернской думы» и «Об условии осуществления деятельности председателем Самарской губернской думы». Внесенными изменениями в закон «О Самарской губернской думе» была установлена возможность осуществления председателем СГД своей деятельности не только на профессиональной постоянной основе, но и на профессиональной основе в определенный период или без отрыва от основной деятельности. При обычной практике для этого потребовалось бы провести как минимум два пленарных заседания СГД. Однако стейкхолдеры процессов, похоже, ждать не хотели. В итоге при избрании Геннадия Котельникова спикером ему предоставлялась возможность совмещать деятельность председателя СГД и ректора СамГМУ, а теперь президента университета (см. «Хронограф» №33 (685) от 29.10.18).

В апреле 2020 г. Леону Ковальскому исполнится 80 лет. У него богатый депутатский опыт. В 1990-1993 гг. он был депутатом Куйбышевского областного Совета народных депутатов. В 1994-2001 гг. — депутатом, председателем СГД I и II созывов. В 1996-2006 гг. -членом Совета Федерации Федерального Собрания, заместителем председателя комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. С 2008 г. он член Общественной палаты Самарской обл. Теперь же он вновь вернулся в СГД уже с привилегиями. Остается только догадываться, каково ему теперь быть почетным законотворцем Самарской обл., в интересах которого его же коллеги (а может, быть недруги) решили забыть о принципах Конституции РФ.