Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (703) | 25 марта 2019г.
 

Москве пока не до угроз

Ротация губернаторов отвлекла Кириенко от месседжей социолога Меркушкина

Егор Кошеров

19 марта Октябрьский районный суд г. Самары постановил провести судебное следствие в отношении бывшего руководителя департамента мониторинга общественного мнения администрации губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Дениса ПОДСЕВАТКИНА в общем порядке с допросом всех свидетелей. Этому способствовала серьезная мотивация отдельных участников процесса, помноженная на усилия конфликтующих федеральных кланов. «Ультиматум Меркушкина» в адрес Администрации президента (АП) РФ, озвученный Подсеваткиным 12 марта на предыдущем заседании, не был услышан. У первого заместителя АП РФ Сергея КИРИЕНКО (на фото) началась очередная волна плановых ротаций губернаторов.

Согласовали позицию

12 марта судья Елена Родивилова затруднилась вынести приговор Денису Подсеваткину, обвиняемому по пяти эпизодам в рамках ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Суд заметил, что Подсеваткин не исполнил в полном объеме условия досудебного соглашения: ущерб, который он обязался возместить, был погашен только частично. На обсуждение был поставлен вопрос о возможности продолжения рассмотрения дела в особом порядке в случае выхода из досудебного соглашения. После чего гособвинитель ходатайствовал об отложении судебного заседания для согласования позиции с вышестоящим прокурором (см. «Хронограф» №9 (702) от 18.03.19).

Согласование требовалось с заместителем прокурора Самарской обл. Андреем Шевцовым. 12 марта в зале суда было оглашено, что именно Шевцов подписал досудебное соглашение с Подсеваткиным. На его же совести и представление об особом порядке рассмотрения в суде дела Подсеваткина. В результате 19 марта, с возобновлением судебного заседания, гособвинение вдруг возразило против первоначально утвержденного Шевцовым особого порядка и пожелало перевести дело в общий порядок в связи с выходом Подсеваткина из досудебного соглашения. Представитель потерпевшей стороны по делу -департамент управления делами губернатора Самарской обл. (ДУД) -сразу занял позицию, аналогичную позиции гособвинения. Хотя неделей ранее их мнения не совпали, в том плане, что ДУД еще 12 марта был не против того, чтобы суд перевел процесс по делу Подсеваткина в режим рассмотрения в рамках общего порядка с изучением показаний всех свидетелей и т.д., но перечить прокуратуре не мог.

19 марта, заслушав ожидаемые возражения Подсеваткина и его адвоката Олега Рябова, сославшихся на тяжелое материальное положение семьи подсудимого как единственную причину невыполнения условия о возмещении нанесенного ущерба в полном объеме, суд удалился в совещательную комнату. Вернувшись, Елена Родивилова зачитала: «Прекратить особый порядок судебного разбирательства, назначить рассмотрение уголовного дела в отношении Подсеваткина в общем порядке».

На данном процессе присутствовал представитель Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф». Он заметил, что, пока судья Родивилова готовила названное постановление, между защитником Подсеваткина Рябовым и гособвинителем (представителем прокуратуры Самарской обл.) состоялся краткий диалог, суть которого сводилась к следующему. Рябов выразил неудовольствие изменившейся позицией прокуратуры. Согласно УПК РФ, при особом порядке рассмотрения дела Подсеваткин мог рассчитывать, что назначаемое судом наказание не превысит половины максимального срока. Ради этого была избрана линия поведения с признательными показаниями, раскрытием схемы преступлений и изобличением их соучастников, а также возможных выгодополучателей. И вдруг столь невыгодный поворот с перспективой вызова свидетелей. Логично, что адвокат Рябов поинтересовался причиной трансформации.

В ответ представитель прокуратуры Самарской обл. пояснил, что сохранять особый порядок якобы запретили под предлогом поднятого вокруг дела Подсеваткина общественного резонанса (по итогам событий 12 марта ОАЕ «Хронограф» направил на имя прокурора Самарской обл. Константина Букреева соответствующий запрос. – Прим. ред.). И, будто спохватившись, он добавил, что после тщательного изучения был сделан вывод о невыполнении условий досудебного соглашения в предусмотренном объеме. В силу чего общего порядка не избежать.

Личные мотивы

На фоне происходящего впору попытаться разобраться в вероятных причинах мотивации некоторых участников процесса. Подсеваткина защищает член Адвокатской палаты Республики Мордовия Олег Рябов. На заседании 12 марта Рябов вывел Подсеваткина на откровения, похожие на ультиматум. Адресатами ультиматума могли оказаться те, о ком в случае выбивания из Подсеваткина признательных показаний в отношении губернатора Самарской обл. (2012-217 гг.) Николая Меркушкина, Подсеваткин мог бы поведать широкой публике многое из того, о чем не принято распространяться, и хотя бы временно вывести из-под удара самого себя. Более того, к ослаблению давления на Подсеваткина с помощью юридических находок Рябова именно Меркушкин мог бы иметь самый актуальный интерес как носитель конфиденциальной информации гораздо более высокого уровня. Если это так, то Рябов в процессе по защите Подсеваткина мог оказаться в первую очередь в интересах бывшего губернатора, а уже потом в интересах его бывшего «личного социолога» и доверенного лица.

Признаки закономерности появления Рябова в Самаре проявляются в малоприметном эпизоде из его карьеры. В начале 2012 г. Рябов являлся представителем гражданки Светланы Тимофеевой по ее иску к ОАО «СаранскТеплоТранс» с ИНН 1326185831 (СТТ). Тимофеева добивалась взыскания с СТТ компенсации за досрочное расторжение с ней трудового договора по инициативе работодателя. В СТТ Тимофеева занимала далеко не рядовую должность. С 2002 г. она трудилась главным бухгалтером, позднее заняла пост директора по экономике и финансам, сбыту, с которого и была уволена 25 июля 2011 г. в связи с сокращением штата. Отказ от услуг Тимофеевой можно попытаться объяснить наращиванием доли в акционерном капитале СТТ такого контролирующего акционера, как ОАО «ТГК-6», входившего в тот период в КЭС-холдинг Виктора Вексельберга. По состоянию на 1 января 2009 г., ТГК-6 владела 75% акций СТТ, в середине 2011 г. доля ТГК-6 в СТТ была доведена до 86,1%.

Тимофееву относили к руководителям старой формации, лояльным прежнему собственнику СТТ в лице саранского муниципального предприятия «Тепловые сети» (ТС). В СТТ Тимофеева устроилась переводом с аналогичной должности в ТС. Единственным учредителем ликвидированных в 2007 г. ТС выступал комитет по управлению муниципальным имуществом г. Саранска. При участии этого комитета увидели свет предприятия, связываемые с бизнесом ближайших родственников Николая Меркушкина. Можно представить, что абы кому защищать дружественного семье на тот момент главы Республики Мордовия бухгалтера Тимофееву не позволили бы.

В более широком смысле Рябов мог приехать в Самару, чтобы оказать содействие союзному Меркушкину и Подсеваткину «голубому лобби» председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера. Идет война корпораций. Противником «голубого лобби» Группы «Газпром» в ней называют Госкорпорацию «Ростех» Сергея Чемезова. Наблюдатели почему-то склонны считать именно людей из окружения Ростеха в Самарской обл. вероятным заказчиком возникновения «дела социологов». Начало этого дела изложено в статьях ОАЕ «Хронограф» о директоре ООО «Приволжский центр общественного мониторинга» (ПЦОМ) Николае Явкине, который был партнером Подсеваткина по освоению бюджетных денег под видом соцопросов (см. «Хронограф» №5 (698) от 18.02.19).

Сторонники Меркушкина вполне могли иметь моральные основания рассчитывать на снисхождение со стороны прокуратуры Самарской обл. к членам т.н. мордовского клана. Дело в том, что при Меркушкине на должность заместителя прокурора Самарской обл. сумел выйти Андрей Шевцов. Его отец Юрий Шевцов в сентябре 2016 г. в очередной раз сумел избираться в Самарскую губернскую думу в качестве члена «команды губернатора» Меркушкина. Юрий Шевцов до выхода на пенсию имел в своем послужном списке такую должность, как заместитель прокурора Самарской обл. Юрия Шевцова считают представителем Группы «Новатэк», одного из самых влиятельных экономических кланов России. Он занимал должности в юрлицах, причастных к Новатэку. Его родственники продолжают иметь с этой группой отношения.

В воине корпораций этот клан пытается держать нейтралитет словно Швеция (заметим, не Швейцария). Николай Меркушкин, оказавшись в мае 2012 г. в Самарской обл. в абсолютно чужеродной и заведомо враждебной для себя клановой среде, мгновенно определил себе спасительные буи. Юрий Шевцов, как представитель клана Группы «Новатэк», похоже, мог стать одним из них.

Именно Андрей Шевцов удостоился участи осуществлять прокурорский надзор за расследованием деяний Подсеваткина, склоняя того к сотрудничеству. Как было отмечено ранее, именно благодаря Шевцову дело чуть было не рассмотрели в особом порядке. Если бы в рамках «особого порядка» Подсеваткину вынесли быстрый и мягкий приговор, то у оппонентов Меркушкина количество шансов добраться до самого Меркушкина значительно бы сократилось.

Однако конкурирующие кланы, поразмыслив на тему наличия у внедренного во времена Меркушкина в прокуратуру Самарской обл. Андрея Шевцова мотивов биться за Подсеваткина, могли озаботиться выстраиванием ответных мер. Жизненный опыт показывает, что лучшим мотивом для настройки человека, наделенного властными полномочиями, отомстить такому же наделенному властными полномочиями лицу, который ранее ходил, не пересекаясь с ним, может служить фактор личностной неприязни. Следуя логике этих мыслей, можно задуматься о неслучайности появления в этом деле именно судьи Родивиловой.

В течение одного-двух месяцев, предшествовавших утверждению в сентябре 2017 г. Андрея Шевцова в должности заместителя прокурора Самарской обл., в сети Интернет была спровоцирована информационная атака в отношении его потенциального конкурента на вакантную должность в прокуратуре Самарской обл. — прокурора Ленинского р-на г. Самары Алексея Родивилова. После сентябрьского повышения Шевцова наблюдатели полагали, что летняя волна 2017 г. по Родивилову могла быть выгодна прежде всего тем, кто решил «подрезать» его на полпути (см. «Хронограф» №24 (634) от 24.07.17). С учетом этих моментов Елена Родивилова, не умаляя ее профессионального опыта, могла быть отлично подготовлена к процессу по делу Подсеваткина. Причем именно она, в отличие от Андрея Шевцова, продемонстрировала куда более высокий уровень профессионализма по части изучения качества исполнения подсудимым условий досудебного соглашения. Назвать при этом Андрея Шевцова некомпетентным в таких вопросах не представляется возможным. Потомственные прокуроры столь высокого ранга не умеют ошибаться. У них для похожих ситуаций имеются другие термины.

Как отреагирует тандем?

Характерно, что пока на ситуацию с Подсеваткиным не отреагировали те, кому 12 марта был предназначен его месседж о т.н. экстренных социальных исследованиях по заказу АП РФ, проведенных якобы на похищенные денежные средства. Это нынешний руководитель АП РФ Антон Вайно и его первый заместитель по вопросам внутренней политики Сергей Кириенко. Обоих приписывают к числу лоббистов интересов ГК «Ростех». Однако не факт, что жесткий сценарий, который на местах начали реализовывать в отношении Подсеваткина и стоящего за ним Меркушкина, их полностью устроит.

На прошлой неделе функционеры из АП РФ были заняты плановой весенней губернаторской чисткой в регионах, а потому угрозы, исходящей из одного из самарских судов, могли просто не заметить. Да и в планы Ростеха вряд ли входит, чтобы Кириенко услышал то, о чем вещал в его адрес Посеваткин.

Весенняя серия отставок первых лиц регионов должна завершиться к концу апреля, после чего у Кириенко появится возможность начать реагировать на провокации, проистекающие из субъектов РФ. В «Ростехе» это тоже осознают. Следовательно, предпримут все возможности, чтобы успеть дожать Подсеваткина до момента, когда Кириенко вернется с «гастролей». Вполне возможно, месседжи подсудимого Посеваткина к АП РФ вынудят Вайно и Кириенко вмешаться в процесс на его стороне. Выносить сор из избы не в традициях высшего российского чиновничества. Если это случится, то «Ростех» рискует утратить еще одну нить, способную «вытянуть» Меркушкина на посадку. С учетом этих обстоятельств такой фактор, как время, становится для заказчиков «дела социологов» одним из решающих.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.