Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (695) | 28 января 2019г.
 

Жир Володина

Поможет Мошковичу взять Самарскую область

Павел Соколов, Татьяна Федорова

Стокхолдер Группы компаний (ГК) «РУСАГРО» Вадим МОШКОВИЧ одобрил приобретение прав требований к группе «Солнечные продукты» по кредитам АО «Россельхозбанк» (РСХБ). В свое время «Солнечные продукты» прокредитовались в РСХБ на сумму 34,7 млрд р. В Самарской обл. группа «Солнечные продукты» контролирует большое количество сельхозактивов, в т.ч. и АО «Шенталинский элеватор». Официальным бенефициаром группы «Солнечные продукты» до 2007 г. включительно считались нынешний председатель Госдумы РФ Вячеслав ВОЛОДИН (на фото) и его мать.

Началось!

В официальном пресс-релизе ГК «РУСАГРО» сообщается: «Оплата приобретенных прав будет осуществлена в рассрочку. Приобретенный долг составляет более 80% от общей внешней долговой нагрузки группы «Солнечные продукты». Долг обеспечен залогом всех основных активов компании. «РУСАГРО» планирует реализовать приобретенные права требования и приобрести часть активов группы «Солнечные продукты» с целью создания крупнейшей масложировой компании в России» (https:// www. rusagrogroup. га/ ru/ investora m/novosti-i-sobytija/press-relizy/ edinoe-predstavlenie/arti-cle/877/).

По данным информационного портала (ИП) «Агроинвест», после закрытия этой сделки холдинг Вадима Мошковича получит два очевидных плюса: «Во-первых, в портфеле «Солнечных продуктов» как минимум три сильнейших и узнаваемых на потребительском рынке бренда, стоимость которых даже по самым скромным оценкам может варьироваться от S300 млн до S500 млн. Во-вторых, компания получит доступ к земельному банку, который у «Солнечных продуктов» составляет не менее 150 тыс. га». «Есть и еще один менее очевидный, но перспективный «бенефит». Это экспортный потенциал масличных. По предварительным подсчетам, рост экспорта масложировой продукции к 2024 г. может вырасти в три раза», — напомнили аналитики ИП «Агроинвест» (https://agro-vesti.net/news/corp/chto-polu-chit-rusagro- poglotiv-solnechnye- produkty.html).

До 2007 г. включительно официальным бенефициаром группы «Солнечные продукты» считались Вячеслав Володин и его мать. Становление группы «Солнечные продукты» начиналось в Саратовской обл. В 1996 г. Вячеслав Володин стал вице-губернатором Саратовской обл. Сельское хозяйство для него изначально было родной стихией. После окончания школы Володин поступил учиться в Саратовский институт механизации сельского хозяйства (СИМСХ). Саратовская обл. всегда считалась одним из наиболее развитых аграрных регионов страны.

Второй агроном

СИМСХ Володин окончил в 1986 г. В том же году после окончания факультета организации и технологии ремонта машин СИМСХ по специальности «инженер-механик» Володин поступил в аспирантуру и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме «Разработка и обоснование параметров весового дозирующего устройства стебельных кормов». Из чего следует, что в сельском хозяйстве он разбирался на уровне профессионала. Полученный в 90-е годы политический и административный вес позволили ему вместе с товарищем по студенческой профсоюзной жизни Владиславом Буровым выстроить в Саратовской обл. один из крупнейших холдингов в региональном АПК.

В начале 2000-х Володин стал одним из наиболее влиятельных политиков федерального уровня. Параллельно с этим 7 июля 2004 г. Буров регистрирует ООО «М.Э.З.» в г. Аткарске Саратовской обл. Единственным учредителем ООО «М.Э.З.» записали кипрскую офшорную компанию «Белларайн Менеджмент Лимитед». Основным видом деятельности при регистрации ООО «М.Э.З.» были заявлены вложения в ценные бумаги (ОКВЭД 64.99.1). В тот же день, 7 июня 2004  г., Буров зарегистрировал в г. Саратове ООО «Ж.К.», но здесь в качестве учредителя был назван другой кипрский офшор «Онеос Холдинге Лимитед». Этот шаг можно было считать переходом Бурова на новый уровень. Продвинулся и Володин. С 2005 г. он уже секретарь президиума Генерального совета партии «Единая Россия».

Соответственно, для начала экспансии группы «Солнечные продукты» на рынки соседних регионов открылись все двери. На юридической базе двух специально созданных для этих целей компаний (ООО «М.Э.З.» и ООО «Ж.К.») начался взрывной переход группы «Солнечные продукты» на уровень холдингов федерального масштаба. Самарская обл., Краснодарский край, Новосибирск, Москва и масса куда менее заметных территорий вскоре оказались охвачены заготовительными, перерабатывающими и сбытовыми структурами холдинга Володина и Бурова. К 2007 г. группа «Солнечные продукты» считалась крупнейшим в России производителем майонезов и других продуктов на основе жиров растительного происхождения. На фоне этого роста 2 февраля 2007 г. Володин занял пост заместителя председателя Государственной думы V созыва.

Надели маски

Напомним, что еще в 2003 г. президент РФ Владимир Путин провозгласил: «Бизнес — отдельно, власть -отдельно». Этот постулат был отражен в специально принятом в 2004 г. ФЗ №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Пп. 3 п. 1 ст. 17 «Запреты, связанные с гражданской службой» этого закона с момента его принятия гласит: «В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией...». 2 марта 2007 г. Федеральным законом №24 были внесены соответствующие дополнения и поправки в ФЗ №3 от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания РФ». После чего п. 2 ст. 6 «Условия осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий» ФЗ №3 пополнился подпунктами «в» и «г», в которых говорилось: «Член Совета Федерации, депутат Государственной думы не вправе: заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской; участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией...».

Володин мгновенно отреагировал на требование закона. Благо проверенный годами Буров был под рукой. Плюс история с двумя кипрскими офшорами, названными выше. Но кто на это обратит внимание? Тем более на фоне того, что реально демонстрирует Володин. В отличие от многих своих коллег по партии власти Володин даже исполнение требования ФЗ №3 сумел обернуть себе на пользу. Официально «очистившись», Володин одним из первых получил возможность карьерного роста из вице-спикеров Госдумы до уровня первого заместителя руководителя Администрации президента (АП) РФ. Кроме того, у Володина появились неоспоримые аргументы об источниках его безбедной жизни, которую явно не обеспечить даже за счет относительно высокой зарплаты председателя Госдумы.

С трудом верится, что после формального выхода в 2007 г. Володина из бизнеса группы «Солнечные продукты» оставшийся в нем Буров не имел желания оказывать знаки внимания своему давнему другу и партнеру. Тем более что показатели подконтрольных ему компаний все годы без Володина стремительно шли в рост. К примеру, ООО «Солнечные продукты» по итогам 2017 г.

показало выручку 29,67 млрд р. (данные по 2018 г. пока еще не раскрыты). В 2012 г. это показатель у него составлял 10,4 млрд р. Т.е. всего за 5 лет показали рост почти 300%! Все это время учредителем компании было ООО «М.Э.З.». Другой пример. ООО «Торговый дом «Солнечные продукты» по итогам 2017 г. показало выручку 30,1 млрд р.! Для сравнения: аналогичный показатель по итогам 2012 г. -16,1 млрд р. За 5 лет рост почти 200%. Учредителем этой компании значится ООО «Ж.К.».

Совокупная выручка только по двум этим компаниям группы «Солнечные продукты» за 2017 г. превысила 60 млрд р. (!). Для сравнения: суммарная выручка трех расположенных в Самарской обл. крупнейших нефтеперерабатывающих заводов группы «Роснефть» по итогам 2017 г. составила всего 45,2 млрд р. (Сызранский НПЗ — 11,8 млрд р., Новокуйбышевский НРЗ — 17,9 млрд р., Куйбышевский НПЗ — 15,5 млрд р.). Хотелось бы знать, кто на этом фоне поверит, что Володин уже более 10 лет абсолютно безразличен к своему столь успешному детищу.

7 сентября 2006 г. издание «Новая газета» писало о нарастающем потенциале группы «Солнечные продукты» следующее: «Холдинг «Солнечные продукты»... производит более ста наименований товаров: майонез, маргарин, растительное масло, горчица, мыло. В прошлом году «Солнечные продукты» вышли на первое место среди изготовителей майонеза. В первом квартале нынешнего года производство масложировой продукции выросло еще на 17%. Финансовые результаты регулярно «превосходят ожидания топ-менеджеров». Оборот холдинга в 2004 г. составил S390 млн, в 2005 г. — $427 млн. Информация о прибыли не раскрывается. Официальной оценки бизнеса не проводилось. Эксперты называют суммы от $100 млн до $360 млн» (https://www.novayagaze-ta.ru/articles/2006/09/07/28005-vyacheslav-volodin-zameshan-v-may-oneze). На дату этой публикации $1 стоил (по установленному курсу Банка России) 26,7 р. Следовательно, $427 млн было равноценно 11,4 млрд р., а $100-360 млн — 2,7-9,6 млн р.

Приобретением долговых обязательств группы «Солнечные продукты» Вадим Мошкович (на фото) получает не только производственные активы, но и рынки сбыта своего конкурента. Вот как в самом Русагро оценивали свои позиции на рынке майонеза и маргарина по итогам 2017 г.: «По итогам 2017 г. ГК «РУСАГРО» занимает 8-е место на рынке переработки подсолнечника с долей 4%. ГК «РУСАГРО» является крупнейшим российским производителем потребительского маргарина и пятым по объему выпуска производителем майонеза по данным Масложирового Союза России. В 2017 г. Компания продолжила укреплять свои позиции на рынке маргарина, увеличив долю с 43 до 44%. На рынке майонеза удельный вес Группы несколько снизился — с 12 до 10%» (https://www.rusagrogroup. ru/ru/biznes/ maslozhirovoi-biznes/). После того как ГК «РУСАГРО» завершит процедуру поглощения группы «Солнечные продукты», следующей стратегической целью станет АПК Самарской обл. Причем вхождение будет стремительным и всепоглощающем.

Титульные элиты Самары, привыкшие при любой власти последних 15 лет чувствовать себя комфортно в сфере АПК, поднимут на смех данный прогноз экспертов Областного аналитического еженедельника «Хронограф». Это вполне понятно: им совсем не хочется верить в то, что Самарская обл. по странным и необъяснимым причинам до последнего момента продолжает оставаться неким аграрным оазисом, на который пока еще не наложил лапу ни один федеральный агрохолдинг. И это действительно загадка: здесь тебе и один из самых крупных рынков сбыта продуктов питания, и очень выгодные условия для ведения сельхозпроизводства во всех сферах.

Хищническую пасть маски РУСАГРО слишком долго дразнили губернаторы Самарской обл. Начал это дело губернатор (1991-2007 гг.) Константин Титов (лично толкал недостроенный Безенчукский МЭЗ Мошковичу, в итоге тот взял). Ростеховский губернатор (2007-2012 гг.) Владимир Артяков, образно говоря, передержал товар в ходе торга. Но градус, естественно, был повышен. Чего только стоила волна всепоглощающего банкротства при нем всего более-менее заметного в самарском АПК. Пришедший в мае 2012 г. на смену Владимира Артякова Николай Меркушкин и вовсе начал использовать в общении с топ-менеджментом ГК «РУСАГРО» приемы, которые сложно назвать иначе чем удары палкой по лапам зверю, который только что ему доверился.

Тем, кто предпочитает оставаться в мороке наивных надежд, нелишним будет напомнить: слияние РУСАГРО и володинских — это не передел рынка. Это объединение федеральных кланов для захвата тех регионов, где еще можно что-то накрыть без угрозы наткнуться на противостояние со стороны себе равных.