Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (687) | 12 ноября 2018г.
 

Минута славы Тюлевина

Главный инженер РКЦ «Прогресс» предстал перед судом

Андрей Неретин

30 октября в Кировском районном суде состоялось первое заседание по уголовному делу в отношении руководства АО РКЦ «Прогресс». На скамье подсудимых оказались первый заместитель генерального директора -главный инженер РКЦ «Прогресс» Сергей ТЮЛЕВИН (на фото) и начальник управления финансами и внешнеэкономической деятельности (ВЭД) РКЦ «Прогресс» Светлана КИРИЛИНА. Они обвиняются в злоупотреблении полномочиями и нецелевом расходовании средств. Процесс можно называть историческим. Однако позицию топ-менеджеров, которые не считают себя виновными, трудовой коллектив завода не услышит.

Исторический процесс

На протяжении многих лет Самара (в прошлом Куйбышев) была закрытым городом ввиду наличия предприятий оборонного значения. В те времена даже помыслить никто не мог, что высшее руководство одного из крупнейших оборонных заводов страны окажется на скамье подсудимых. Однако времена меняются, и это произошло.

Перед судом предстали заместитель генерального директора — главный инженер РКЦ «Прогресс» Сергей Тюлевин и начальник управления финансами и ВЭД РКЦ «Прогресс» Светлана Кирилина. Ранее они были отстранены от исполнения своих обязанностей. Им вменяется совершение преступлений по ст. 285.1 ч. 2 п. п. а, б и ст. 201 ч. 2 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств группой лиц в особо крупном размере и злоупотребление полномочиями).

Следственные органы детально изучили обстоятельства реконструкции и технического перевооружения производственной базы ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (с 2012 г. АО РКЦ «Прогресс»), которое затевалось для обеспечения серийного изготовления ракеты-носителя «Союз-2». Указанная работа проводилась по заданию Федерального космического агентства «Роскосмос» (с 2015 г. госкорпорация (ГК) «Роскосмос») от 20 августа 2009 г. Внимание правоохранителей привлек государственный контракт №51-11, который РКЦ «Прогресс» заключил 17 октября 2011 г. с ООО «Спец Строй» (см. «Хронограф» №24 (511) от 21.07.14). В рамках контракта были закуплены и смонтированы станочный центр модели FOZO 80-VR/2,6 (компании TOS KURIM-OS, Чехия) и токарно-фрезерный многоцелевой станок АС 62 ТМ 5500 (компания Pietro Carnaghi S.P.A., Италия).

Опасные закупки

По версии следствия, закупленное оборудование не было предусмотрено проектной документацией, приобреталось по завышенной цене при наличии возможности самостоятельной закупки у завода-изготовителя.

«В 2012 г. (более точная дата и время следствием не установлена) у первого заместителя генерального директора — главного инженера АО РКЦ «Прогресс» Тюлевина... возник преступный умысел...», — говорится в обвинительном заключении, которое было оглашено в суде. Согласно версии следствия, Тюлевин, «сознавая, что в одиночку реализовать возникшие у него преступные намерения не представляется возможным», вошел в «предварительный преступный сговор» с Кирилиной.

Якобы они задумали «определить необходимые закупки, не предусмотренные проектной документацией вертикального токарно-фрезерного центра модели АС 62 ТМ 5500 (компания Pietro Carnaghi S.P.A., Италия) и обрабатывающего центра FOZO 80-VR/2,6 (TOS KURIM-OS, Чехия) с превышением их стоимости... при наличии возможности самостоятельной закупки данного оборудования у заводов-изготовителей».

Закупку не предусмотренного проектной документацией оборудования следствие расценило как нарушение Градостроительного кодекса РФ. Были озвучены и другие нюансы. «При этом, по заключению эксперта... обрабатывающий центр АС 62 ТМ 5500 имеет худшие характеристики и в значительной степени отличается от заложенного в документации обрабатывающего центра в связи с тем, что закупленный РКЦ «Прогресс» станок АС 62 ТМ 5500 является четырехкоординатным обрабатывающим центром, а заложенная в проектной документации оборудования модель — это пятикоординатный карусельный обрабатывающий центр с более расширенными возможностями, что свидетельствует о занижении показателя «Техническое перевооружение» в процессе реализации Федеральной целевой программы. При этом условия государственного контракта №51-11 от 17 октября 2011 г. между ООО «Спец Строй» и АО «РКЦ «Прогресс» по поставке станка не изменялись, так же как и его цена», — гласит обвинительное заключение.

Также следует отметить, что ООО «Спец Строй» изначально планировал закупать оборудование у ООО «Технокомплектлинии». Однако в ноябре 2014 г. произошла замена на ООО «Самарская торговая компания — Экспорт 2002», у которого станки приобретались якобы по необоснованно завышенным ценам.

При этом следствие усмотрело «заинтересованность» Светланы Кирилиной, которая якобы находилась в «дружественных отношениях» с руководством данной организации. Ссылаясь на заключение некой экспертизы, обвинение заявило о том, что действия Тюлевина и Кирилиной якобы нанесли ущерб Российской Федерации в лице ГК «Роскомсос» на сумму порядка 532 млн р.

Трудовые коллективы не слышат

После оглашения 30 октября в Кировском райсуде обвинительного заключения с ответным словом выступил Сергей Тюлевин. По его словам, действия обвиняемых полностью соответствовали действующему законодательству, а закупка не предусмотренного проектной документацией оборудования осуществлялась по объективным причинам. Выводы экспертизы Тюлевин назвал противоречивыми и ошибочными. При этом Тюлевин отметил, что саму экспертизу не видел ни он, ни его адвокаты. «Ваша честь, я теперь надеюсь только на объективность судебного разбирательства», — обратился к судье Тюлевин.

Следует признать, что Сергей Тюлевин достаточно четко и убедительно аргументировал свою позицию. Только, к сожалению, кроме судьи, следователя и корреспондента Областного аналитического еженедельника «Хронограф» ее больше никто не услышал (к моменту выступления обвиняемого представители других СМИ уже покинули зал заседания). Было бы гораздо эффективнее, если бы развернутая позиция топ-менеджеров РКЦ «Прогресс», попавших под уголовное преследование, донеслась до трудового коллектива, до самых широких слоев общественности. Это крайне важно, поскольку возбуждение и расследование резонансного уголовного дела способно дискредитировать руководство завода. В свою очередь репутационные потери бьют и по имиджу легендарного самарского предприятия.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.