Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (685) | 29 октября 2018г.
 

Кооперация Незванкина

ФНС детально разобралась в вазовском автоспорте

Сейдамет Абреков

22 октября была принята к производству апелляционная жалоба Управления ФНС России по Самарской обл. на решение суда, которым было отменено решение налоговой инспекции о доначислении ООО «Лада Спорт» налогов в размере 144 млн р. Компания «Лада Спорт», генеральным директором которой является Владислав НЕЗВАНКИН (на фото), осваивала средства ПАО «АВТОВАЗ» путем организации участия команды La da Sport в чемпионате мира по кольцевым автогонкам (WTCC). Как выяснила налоговая инспекция, при освоении около 1 млрд р. было привлечено несколько уровней посреднических организаций, многие из которых были связаны с одними и теми же физлицами. Это вызвало вопросы фискальных органов. Почему АВТОВАЗ не воспрепятствовал такому формату работы своего партнера, вопрос пока открытый.

На деньги АВТОВАЗа

2 октября Арбитражный суд Самарской обл. признал недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Самарской обл. №07-38/11 от 30 июня 2017 г. о привлечении к ответственности ООО «Лада Спорт», генеральным директором которого является Владислав Незванкин. Налоговая инспекция по итогам проверки доначислила компании «Лада Спорт» налогов на сумму более 144 млн р. Единственным учредителем ООО «Лада Спорт» является ПАО «АВТОВАЗ» (см. «Хронограф» №38 (608) от 12.12.16).

По версии налоговиков, «Лада Спорт» якобы завысила показатели по НДС на сделках, связанных с участием команды Lada Sport в чемпионате мира по кольцевым автогонкам (WTCC) в сезонах 2012-2015 гг. Вместе с тем, как уже было отмечено, арбитраж первой инстанции не согласился с выводами налоговой инспекции. Это, впрочем, не исключает того, что налоговая будет до последнего оспаривать решение первой инстанции. Так, уже 22 октября Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд принял к производству апелляционную жалобу Управления ФНС России по Самарской обл.

Данный судебный процесс приоткрыл массу примечательных обстоятельств, связанных с тем, как именно расходуются средства в профессиональном автоспорте. Оказалось, что компания «Лада Спорт» организовывала участие команды Lada Sport в WTCC отнюдь не самостоятельно. Хотя, судя по тому, что ООО «Лада Спорт» является дочерним обществом ПАО «АВТОВАЗ», было бы логично, если бы расходование средств, выделяемых АВТОВАЗом на автоспорт, шло бы исключительно через «Лада Спорт». Или вообще напрямую через профильные структуры АВТОВАЗа, как это было раньше. Стоит напомнить, что в свое время участие фирменных команд АВТОВАЗа в различных гоночных сериях курировалось управлением форсированных испытаний автомобилей серийного производства НТЦ АВТОВАЗа. Тем более что АВТОВАЗ находится сегодня далеко не в лучшем финансовом положении, чтобы разбрасываться деньгами.

На деле же суд установил: «В целях продвижения товарного знака «LADA», а также рекламы автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ» между ООО «Лада Спорт» и ОАО «АВТОВАЗ» заключены договоры от 2 февраля 2012 г. №245512 на сумму 93,4 млн р., от 21 сентября 2012 г. №256633 на сумму 141,6 млн р., от 28 октября 2013 г. №269341 на сумму 213,2 млн р., от 19 августа 2014 г. №277209 на сумму 594,7 млн р.». Общая суммах этих договоров — почти 1,043 млрд р.

Немощность «Лада Спорт»

Но далее компания «Лада Спорт» не стала самостоятельно организовывать и воплощать в жизнь идеи об участии вазовских автомобилей в чемпионате мира, а наняла субподрядные организации. «Лада Спорт» заключает договор от 9 февраля 2012 г. №114 на сумму 59,9 млн р., от 5 октября 2012 г. №384 на сумму 141,6 млн р., от 28 октября 2013 г. №754 на сумму 213,2 с НП «Команда «БМ Рэйсинг» (ИНН 5076007936) и договор от 9 сентября 2014 г. №1135 на сумму 594,7 млн р. с ООО «Команда «БМ Рэйсинг» (ИНН 7728869381) и перечисляет им денежные средства в размере 721,3 млн р.», — выяснил суд. Таким образом, получается, что компания «Лада Спорт» не перечислила субподрядчикам около 321,7 млн р. из тех средств, что получила от АВТОВАЗа. По сути, «Лада Спорт» сработала как посредник.

Что же должны были сделать организации с одинаковым названием «Команда «БМ Рэйсинг» за 721,3 млн р.? В суде пояснили, что они должны были, например: подготовить 3 (три) спортивных автомобиля для участия в гонках; осуществить размещение рекламно-информационных материалов, организовать фотосъемку автомобилей на старте, финише и в процессе чемпионата, предоставить заказчику рекламный отчет отдельно за каждый этап чемпионата и т. д. Выбор именно в пользу ООО «Команда «БМ Рэйсинг» и НП «Команда «БМ Рэйсинг» объяснялся тем, что эти организации якобы были одобрены АВТОВАЗом. Кроме того, эти организации, оказывается: «Являются действующими юридическими лицами, которые имеют соответствующие опыт и деловые связи в части организации и обеспечения участия спортивных автомобилей в качестве рекламоносителей в международном чемпионате, в т.ч. через своего иностранного участника компании «Сатино групп лимитед» (Сейшельские острова — доля 100% в уставном капитале)».

Представители компании «Лада Спорт», также оправдывая отношения с данными организациями, пояснили: «У ООО «Лада Спорт» отсутствует опыт технической подготовки автомобилей в соревнованиях международного уровня, а также деловые связи и специальные познания в части ведения договорной работы с иностранными контрагентами и осуществления финансирования оказанных работ (услуг), требующих от организации выполнения специальных положений валютного, таможенного законодательства, а также законодательства о бухгалтерском учете и налогообложении, знание международного права и наличие компетенции в ведении преддоговорной и договорной работы на иностранных языках и в соответствии с обычаями международного права».

При этом, если в поисковых системах сети Интернет попробовать осуществить запрос с текстом «Команда «БМ Рэйсинг», то сложно будет найти хоть какую-то внятную и однозначную информацию относительно «опыта и деловых связей в части организации и обеспечения участия спортивных автомобилей в качестве рекламоносителей в международном чемпионате» обеих организаций со сходным названием. Здесь стоит отметить, что одним из учредителей НП «Команда «БМ Рэйсинг» был Станислав Архипов. Это далеко не случайный человек во всей истории. Тот же Станислав Архипов является владельцем 99% в ООО «Русский сувенир», где 1% принадлежит Алексею Егармину, также являющемуся генеральным директором ООО «Русский сувенир». Егармин — также далеко не посторонний персонаж в истории об освоении средств, выделенных АВТОВАЗом на продвижение автомобилей Lada.

Международный синдикат

Неудивительно, что при наличии «выдающегося опыта и широких деловых связей» обе компании с названием «Команда «БМ Рэйсинг» по аналогии с «Лада Спорт» тоже поспешили обратиться к субподрядчикам. «Директор ООО «Команда «БМ Рэйсинг» Джуринский В.Н. показал, что ...ООО «Команда «БМ Рэйсинг» заключало договоры с рядом юридических лиц. В частности, одним из контрагентов было ООО «Авторейс». Директор пояснил, что необходимости нанимать персонал не было. Организация пользовалась на договорной основе услугами профессиональных компаний на аутсорсинговой основе», — стало известно из решения суда. Похоже, обе компании с одинаковым названием «Команда «БМ Рэйсинг» представляли собой очередных посредников в длинной цепочке освоителей вазовского рекламного миллиарда.

При этом помимо ООО «Авторейс» были привлечены также ООО «Автокомплект», ООО «Трактор Гешефт», ООО «Промстрой», ООО «Лидер групп». И так получилось, что директором того же ООО «Авторейс» оказался Кирилл Шрадер, также являвшийся сотрудником ООО «Лада Спорт». Еще Шрадер был генеральным директором ООО «Трактор Гешефт». Более того, Кирилл Шрадер был генеральным директором ООО «Русский сувенир».

После него эту должность занял Станислав Архипов, а затем Алексей Егармин. Эти обстоятельства позволяют полагать, что Шрадер, Архипов и Егармин составляют одну группу лиц.

Но и на таких компаниях, как ООО «Авторейс», ООО «Автокомплект», ООО «Трактор Гешефт», ООО «Промстрой», ООО «Лидер групп», цепочка посредников не завершилась: «Из полученных от кредитных организаций выписок за 2012-2013 гг. следует, что от НП «Команда «БМ Рэйсинг» на расчетные счета ООО «Трактор Гешефт», ООО «Промстрой», ООО «Лидер групп» были перечисления денежных средств в размере 264 млн р. с последующим перечислением на НП «КЛУБ МОТОР» и далее с перечислением полученных денежных средств конечному исполнителю «ВТВ SERVICE» SIA (Латвия)». Таким образом, на этом этапе получалось, что от заказчика — АВТОВАЗа -образовалось уже 5 уровней посредников. Вряд ли каждый из этих посредников работал бесплатно и вряд ли эти организации не формировали НДС. Вместе с тем к посредникам и на этом уровне имели отношение все те же граждане. Так, директором НП «КЛУБ МОТОР» был все тот же Кирилл Шрадер — сотрудник ООО «Лада Спорт». Он же до сих пор записан в ЕГРЮЛ в качестве учредителя НП «КЛУБ МОТОР».

В свою очередь компания «ВТВ SERVICE» SIA (Латвия)» также нанимала сторонние организации. «Налоговым органом в ходе мероприятия налогового контроля установлены обстоятельства, согласно которым конечным главным исполнителем услуг являлась компания «ВТВ SERVICE» (Латвия), которая привлекала иных исполнителей в интересах ООО «Лада Спорт», а именно: ... ООО «БрендМастер»», -пояснил суд. Это уже посредник 6-го уровня. Так, в решении Арбитражного суда Самарской обл. содержится такая фраза: «Из протокола допроса руководителя «ВТВ SERVICE» (Латвия) Егармина Алексея Викторовича следуют...». Т.е. все тот же Егармин был руководителем компании, зарегистрированной в Латвии. Получается, что за большим количеством юридических лиц, имевших отношение к освоению средств АВТОВАЗа и функционирующих не только в России, стояли практически одни и те же граждане. Они заказывали различные работы сами у себя, накручивая стоимость и, соответственно, НДС. Эти обстоятельства, очевидно, и вызвали вопросы к деятельности этой группы со стороны налоговой инспекции.

Открытым остается вопрос: что же мешало АВТОВАЗу или хотя бы компании «Лада Спорт» во главе с Владиславом Незванкиным выходить на реальных исполнителей напрямую, минуя длинную цепочку посредников? Это могло бы в разы снизить бюджет участия команды Lada Sport в WTCC. Тем более что АВТОВАЗ имеет долги, измеряемые десятками миллиардов рублей. Однако, судя по всему, в данном случае стейкхолдеры подобной схемы, похоже, не преследовали цели максимальной эффективности затрат. Поэтому неудивительно, что команда Lada Sport сегодня уже не выступает в WTCC. Видимо, данное продвижение автомобилей Lada оказалось слишком дорогим удовольствием даже для АВТОВАЗа.

Владислав Незванкин на момент подготовки материала ответа на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» не представил, ограничившись отпиской своего юрисконсульта.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Галина ГРИГОРЬЕВА, ведущий юрисконсульт ООО «Лада Спорт»

- Арбитражный суд Самарской обл. по указанному вами спору признал недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Самарской обл. 07-38/11 от 30 июня 2017 г..., а также обязал Межрайонную инспекцию ФНС России №2 по Самарской обл. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Лада Спорт». Таким образом, изложенное в вашем запросе видение спора о признании ненормативного акта недействительным не соответствует фактическим обстоятельствам рассмотренного Арбитражным судом Самарской обл. дела.