Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (685) | 29 октября 2018г.
 

Котельников победил

Многоходовка по дискредитации выборов председателя СГД не прошла

Татьяна Федорова

23 октября законодательная и исполнительная власть региона продемонстрировала умение тщательно прорабатывать тонкие моменты законодательства. При избрании на должность председателя Самарской губернской думы (СГД) Геннадия КОТЕЛЬНИКОВА (на фото справа) была исключена угроза возникновения правовой коллизии. Для этого принятый 23 октября закон успели опубликовать в тот же день. Если бы промедлили, то работу председателя при необходимости можно было признать нелегитимной.

Три вопроса

При подготовке к пленарному заседанию, намеченному на 23 октября, повестку дня уточняли до последнего момента. В итоге в уточненной повестке первые три вопроса были представлены в следующей последовательности: «О проекте закона Самарской обл. №9661-18 «О внесении изменения в ст. 4 закона Самарской обл. «О Самарской губернской думе»; «Об избрании на должность председателя Самарской губернской думы»; «Об условии осуществления деятельности председателем Самарской губернской думы». Хотя логичнее было бы второй и третий вопросы рассматривать уже на следующем пленарном заседании, т. к. избрание председателя должно было основываться на вступившем в законную силу законе, предложенном в первом вопросе повестки дня. Вступление в законную силу требует обязательного опубликования и, соответственно, дополнительного времени. В противном случае избранный председатель СГД мог бы оказаться вне правового поля со всеми вытекающими последствиями. Либо Геннадию Котельникову пришлось бы выбирать — работать председателем СГД на освобожденной основе (в соответствии с нормами предыдущей редакции закона Самарской обл. «О Самарской губернской думе») и уволиться с поста ректора или продолжать работать ректором, но отказаться от поста председателя СГД.

Докладчиком по первому вопросу повестки дня пленарного заседания СГД выступил заместитель руководителя администрации губернатора Самарской обл. — руководитель главного правового управления Владимир Моргунов. Он доложил депутатам, что документом установлена возможность осуществления председателем СГД своей деятельности не только на профессиональной постоянной основе, но и на профессиональной основе в определенный период или без отрыва от основной деятельности. При этом Моргунов подчеркнул: «Предполагается что закон вступит в силу со дня его официального опубликования и распространит свои действия на взаимоотношения, возникающие с 23 октября». Фактически это стало главным важным моментом. При избрании Геннадия Котельникова спикером ему предоставлялась возможность совмещать деятельность председателя СГД и ректора. Содокладчик и.о. председателя комитета СГД по законодательству, законности, правопорядку и противодействию коррупции Владимир Дуцев заявил, что комитет рекомендует принять закон сразу в двух чтениях. Примечательно, что председатель этого комитета Юрий Шевцов, давний приятель Геннадия Котельникова, предпочел отправиться в командировку и не участвовать в процедуре избрания председателя. Похоже, Шевцов, будучи опытным юристом, прекрасно понимал, кто и зачем заложил подводные камни в процедуру избрания председателя СГД. Отметим, что в законопроекте в п. 2 говорилось, что закон вступает в силу после его опубликования. Эта деталь и могла создать угрозу возникновения правовой коллизии.

Тонкости опубликований

Опубликование регламентируется законом Самарской обл. №3-ГД от 10 мая 1995 г. «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской обл. (с изменениями на 12 апреля 2018 г.)». В ст. 4 этого закона сказано: «Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста с пометкой «официальное опубликование» в газетах «Волжская коммуна», «Российская газета», «Самарские известия» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www. pravo.gov.ru), официальном сайте правительства Самарской обл. в подразделе «Официальное опубликование» раздела «Документы» (www.pravo.samregion. ru).

Размещение (опубликование) на официальном сайте правительства Самарской обл. нормативных правовых актов осуществляется в порядке, устанавливаемом губернатором Самарской обл. Нормативные правовые акты подлежат обязательному размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo. gov.ru) в порядке, установленном действующим законодательством».

В этом же законе в ст. 9 говорится: «Законы и другие нормативные правовые акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или другими нормативными правовыми актами не установлен другой порядок вступления их в силу». Но вернемся к докладу Моргунова, где он отмечает, что принятый 23 октября закон распространяется на отношения, возникшие с 23 октября. Как такое возможно, если следовать всем нормам закона Самарской обл. №3-ГД от 10 мая 1995 г.?

Оказывается, можно, если на всех этапах прохождения закона к опубликованию ни один из исполнителей не допустит даже незначительной проволочки. В итоге уже в день принятия, т.е. 23 октября, на официальном сайте правительства Самарской обл. в подразделе «Официальное опубликование» раздела «Документы» был опубликован закон Самарской обл. №82-ГД «О внесении изменения в ст. 4 закона Самарской обл. «О Самарской губернской думе» за подписью губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. Таким образом, в управлении делопроизводства и документооборота секретариата правительства Самарской обл. проявили невиданную оперативность. К примеру, с назначением тех же твиттер-министров такой прыти с опубликованием соответствующих нормативно-правовых актов не наблюдалось (см. «Хронограф» №30 (682) от 8.10.18).

Причем никого из исполнителей опубликования этого закона нельзя было признать виновным, если бы они решили сделать это, к примеру, через газету «Волжская коммуна». Вступление закона в силу тогда бы затянулось. Это бы создало правовую коллизию. Спикер бы начал свою работу по новой редакции закона с 23 октября, хотя эта новая редакция вступила бы в силу позже. И хотя в тексте нормативного акта было указано о распространении его действия на события, произошедшие с 23 октября, данный анахронизм оставлял возможность для прокурорского реагирования. При таком сценарии председатель СГД оставался бы в подвешенном состоянии.

В общем, председатель сам должен был бы проявить бдительность, а не полагаться на рядовых аппаратчиков, о чем еще неделю назад предупреждали эксперты Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» (см. «Хронограф» №32 (684) от 22.10.18). Здесь следует напомнить, что приятель Котельникова Шевцов работал в структурах прокуратуры (в т.ч. областной) с 1978 г. по 2003 г.

Именно он и мог проконсультировать будущего спикера о скрытых угрозах временных парадоксов в нормативных актах. На фоне борьбы кланов за пост председателя СГД Юрию Шевцову действительно стоило отправиться в командировку на период судьбоносного пленарного заседания.

С проблемой аналогичного характера столкнулись 25 октября в Думе г.о. Тольятти (ТГД). В этот день прокуратура Тольятти внесла представление о том, что новый регламент ТГД (принят решением Думы г.о. Тольятти от 18 октября 2018 г. №3 «О Регламенте Думы г.о. Тольятти») не мог вступить в законную силу 18 октября, т.к. был опубликован лишь на следующий день -19 октября в газете «Городские ведомости», официальном печатном органе администрации г.о. Тольятти. Соответственно, было отмечено, что все решения, которые принимались в ТГД 18 октября на основе этого регламента, не имеют правовой основы. Следует напомнить, что 18 октября ТГД, проголосовав за новый регламент, распределила все бюджетные портфели (см. «Хронограф» №32 (684) от 22.10.18).

23 октября в СГД, в отличие от ТГД, все удалось сделать безукоризненно. И похоже, это не столько заслуга сотрудников аппарата СГД и администрации губернатора, сколько четко выверенная работа лиц, которые действительно были заинтересованы в избрании на пост председателя СГД именно Геннадия Котельникова, способного консолидировать все политические силы и общественные интересы.

Сам Геннадий Котельников, обращаясь 23 октября к депутатам, не скрывал, что фактически новый закон был принят именно под него: «Неожиданные для меня планы изменения в трудовой деятельности, но я очень благодарен вам, что вы приняли первый вопрос об изменении закона Самарской обл.». «Я 21 год возглавлял медицинский университет, сейчас необходимо завершить учебный год. В 2019 г. предстоят выборы ректора, я в них не буду принимать участия, выдвину свою кандидатуру на пост президента СамГМУ и продолжу заведовать кафедрой», — рассказал журналистам новый спикер.

Консолидирующая фигура

Чтобы понять, насколько удачным оказался выбор в пользу Геннадия Котельникова, напомним то, как 23 октября проходила сама процедура избрания председателя СГД. Сразу после принятия изменений в закон Самарской обл. «О Самарской губернской думе» и.о. председателя СГД Екатерина Кузьмичева сообщила, что на рассмотрение поступила только одна кандидатура, предложенная партией «Единая Россия» (ЕР), — Геннадий Котельников. Другие фракции на его фоне предпочли не выдвигать своих кандидатур. Показательным в этом плане стало выступление председателя фракции ЛДПР в СГД Александра Степанова (на фото слева). С трибуны СГД он заявил, что либерал-демократы изначально не собирались поддерживать кандидата от ЕР, но в дальнейшем изменили решение. Степанов начал свое выступление с критики ЕР, но закончил на мажорной ноте: «Решение принимается одной фракцией, и это не очень красиво. В пятницу состоялся разговор с будущим спикером. К моему удивлению, разговор состоялся очень содержательный, мы друг друга поняли. Надеемся, что Геннадий Петрович объединит нас в думе по личным качествам, а не по партийным билетам». По результатам тайного голосования все присутствовавшие 44 депутата проголосовали за Котельникова.

Отметим еще один любопытный момент. В предварительной повестке дня намеченного на 23 октября пленарного заседания СГД четвертый и пятый вопросы были сформулированы следующим образом: «О согласовании кандидатуры для назначения на должность вице-губернатора — полномочного представителя губернатора Самарской обл. при президенте Российской Федерации и правительстве Российской Федерации» и «О согласовании кандидатуры для назначения на должность вице-губернатора — руководителя департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской обл.». В приложении к повестке было указано, что полномочным представителем должен быть утвержден Андрей Когтев, а руководителем департамента Юрий Рожин. Но в момент начала заседания эти два вопроса исчезли из повестки. Вполне возможно, что сначала было решено посмотреть, как пройдет назначение нового спикера. С трудом верится, что в ближайшем окружении губернатора готовы были допустить, чтобы согласование Когтева и Рожина в СГД было признано нелегитимным. Во избежание рисков проще оказалось перенести два этих вопроса.