Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (683) | 15 октября 2018г.
 

Приехали!..

Из-за аварии «Союза» заводы РКЦ «Прогресс» и «Кузнецов» ждут большие проблемы

ИА «Центр-Инфо»

11 октября космической репутации России был нанесен серьезный ущерб. Впервые в российской истории потерпел крах пилотируемый корабль семейства «Союз». Авария ракеты-носителя, которая должна была доставить экипаж на МКС, способна уничтожить представление о нем как о самой надежной ракете в мире. Самарские заводы АО «РКЦ «Прогресс» и ПАО «Кузнецов», где были изготовлены ракета-носитель и двигатель, подвергнутся самой жесточайшей проверке со стороны ГК «Роскосмос», который рискует потерять зарубежных партнеров. Следственный комитет России уже объявил о возбуждении уголовного дела.

«Союз» подвел

Космическая индустрия России испытала серьезный удар, от которого ей трудно будет оправиться. Пилотируемые запуски оставались последней «священной коровой» отечественной космонавтики, т.к. главным и единственным козырем на этом рынке была надежность самарских ракет-носителей «Союз». Поэтому американское космическое агентство NASA своих астронавтов отправляло на МКС только на российских кораблях.

Однако 11 октября, к сожалению, легендарный «Союз» подвел. В этот день с космодрома «Байконур» был произведен пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем (ТПК) «СоюзМС-10». На борту находились космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт NASA Тайлер Николас Хейг. Экипаж вместе с продовольственным грузом планировалось доставить на МКС. Однако миссия потерпела фиаско в результате аварии ракеты-носителя. За аварийным запуском наблюдали генеральный директор ГК «Роскосмос» Дмитрий Рогозин (на фото) и глава NASA Джим Бранденстайн, который накануне старта делал заявления о том, что, несмотря на все политические разногласия между Россией и США, «русским можно доверять в космосе». Все произошло у них на глазах. Согласно официальной информации, уже на 122-й секунде полета корабля, на стадии работы двигателей 2-й ступени, по неустановленной на данный момент причине произошла нештатная ситуация, в результате которой пилотируемый корабль потерял управление. После срабатывания аварийной системы корабля специальная спасательная капсула с космонавтами отделилась от ракеты-носителя, после чего полет корабля был прерван и он упал. Капсула с катапультировавшимся экипажем приземлилась в 25 км от аэродрома Жезкаган (Казахстан). К счастью, экипаж корабля был спасен. Член экипажа, Герой России Алексей Овчинин еще в воздухе, во время переговоров с Центром управления полетами (ЦУП), с юмором прокомментировал произошедшее. «Две минуты сорок пять секунд. Авария носителя. Быстро мы прилетели», — сказал космонавт.

Необходимо напомнить, что авария ракеты-носителя «Союз» с пилотируемым кораблем стала первой за последние 35 лет. Тогда, 26 сентября 1983 г., на той же самой стартовой площадке космодрома «Байконур» во время пуска произошло возгорание ракеты-носителя «Союз-У». Пожар лишь чудом не привел к гибели обслуживающего персонала и экипажа корабля, который успел катапультироваться. С тех пор никаких аварий при пилотируемых пусках не происходило. Десятилетиями отработанные технологии работали как часы. Произошедший сбой и утрата контроля над происходящими процессами, скорее всего, свидетельствуют о том, что отечественная космонавтика погрузилась в серьезный кризис.

Будут посадки

Серьезные вопросы возникают к самарским заводам АО «РКЦ «Прогресс» и ПАО «Кузнецов». Здесь были изготовлены ракета-носитель и двигатели космического корабля. Пресса уже сообщила о том, что «высокое начальство» ГК «Роскосмос» в лице Дмитрия Рогозина пообещало устроить проверку на РКЦ «Прогресс», где врио генерального директора с недавнего времени является Дмитрий Баранов. Похоже, генеральному директору завода Александру Кирилину, который находится под следствием и временно отстранен от исполнения своих обязанностей, даже повезло. По крайней мере, при нем проваливались только лишь непилотируемые запуски, за что он в свое время и получил выговор в «Роскосмосе» (см. «Хронограф» №1 (653) от 22.01.18). Сейчас же могут последовать более серьезные меры. Сразу после аварии Следственный отдел Следственного комитета РФ на комплексе «Байконур» возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности строительных работ, повлекшее причинение крупного ущерба). «Создана следственная группа, в настоящее время следователи производят осмотр стартового комплекса, производится выемка документации. Следственным путем устанавливаются причины происшествия и лица, в результате действий которых произошла аварийная ситуация», — сообщил официальный сайт СУ СК РФ (https://sledcom.ru/news/ item/1261921). Также неприятности ожидают ПАО «Кузнецов» (входит в АО «Объединенная двигателестроительная корпорация (АО ОДК») из ГК «Ростех» Сергея Чемезова) — производитель серийных двигателей РД-107А/РД-108А, которые были установлены на первой и второй ступенях ракеты-носителя «Союз-ФГ». В АО «ОДК» инцидент пока никак не комментируют.

Провал Ростеха

Уже сейчас понятно, что произошедшая авария будет иметь далеко идущие последствия. Заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов заявил, что «Роскосмос» приостановил пуски ракет с пилотируемыми кораблями до выяснения причин аварии. Самое важное, что авария может отразиться на дальнейшем партнерстве ГК «Роскосмос» и NASA в части пилотируемых запусков на МКС. Тезис о безаварийности российских ракет теперь больше не работает. Экономическая целесообразность сотрудничества не имеет смысла, т.к. на кону жизни астронавтов. Результатом может стать утрата страной одного из немногих оставшихся каналов, по которому в страну шла валютная выручка. ГК «Ростех» вместе с дружественным ему руководителем «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным и министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым фактически подвела президента РФ Владимира Путина.

Объектом проверок будет не только ракета-носитель, которую изготовил «РКЦ «Прогресс», но и двигатели, производством которых занимается «Ростех» в самарском ПАО «Кузнецов». Пожалуй, внутри страны выигрывает лишь один экономический клан федерального уровня. Это «голубое лобби» в лице Группы «Газпром». «Газпром» является одним из основных наполнителей бюджета страны валютной выручкой, соответственно, он вполне может намекнуть на то, что к освоению этих средств несправедливо были допущены его оппоненты в лице Ростеха. Логика проста: «Газпром» деньги в бюджет приносит, а «Ростех» неэффективно их тратит. Вопиющим показателем этой неэффективности являются многочисленные космические аварии.

Велика вероятность, что произошедшая авария станет серьезным катализатором для начала вытеснения «Ростеха» как из структур «Роскосмоса», так и из темы производства двигателей. Здесь у «Газпрома» также есть свой интерес. Естественный газовый монополист является одним из крупнейших заказчиков газоперекачивающих агрегатов в ПАО «Кузнецов».