Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (220) | 11 февраля 2008г.
 

Принес в жертву

Виктор Абрамов уволен после вмешательства прокуратуры

Игорь Караулов

8 февраля мэр Самары Виктор ТАРХОВ своим приказом уволил с занимаемой должности руководителя департамента имущества администрации города Виктора АБРАМОВА (на фото). Одновременно с этим глава города направил практически во все районные суды иски с требованием признать незаконными сделки по продаже муниципального имущества. По последним данным, таких исков 71, они касаются 81 объекта. Наблюдатели склонны полагать, что таким образом мэр Самары попытался предпринять контрмеры, чтобы обезопасить себя от возможных преследований со стороны прокуратуры Самарской обл.

Предварительная информация о том, что Виктор Абрамов может оставить занимаемую должность, появилась в середине прошлой недели, после того как мэр Самары Виктор Тархов создал комиссию, призванную проверить законность продажи объектов муниципального имущества по заниженным в разы расценкам. Речь идет об аукционах 24 и 25 декабря 2007 г., где были выставлены на продажу полуподвальные и первые этажи зданий в старой части Самары. Вся недвижимость была продана за 127 млн. р. По приблизительным оценкам специалистов, ее стоимость может превышать в общей сложности 500 млн. р.

По странному стечению обстоятельств глава города озвучил информацию о создании соответствующей комиссии после того, как свои претензии по цене муниципальной собственности официально высказал сначала прокурор Самары Рашид Бадалов, а затем, 5 февраля, на коллегии в прокуратуре Самарской обл. прокурор области Юрий Денисов и губернатор Владимир Артяков. Хотя, если верить словам мэра, эта комиссия начала работать сразу после новогодних праздников. Но почему-то о том, что она существует, никто не знал, пока на этот вопрос не обратил внимания губернатор. При этом Тархов до сих пор так и не огласил состав созданной им комиссии.

Скандал вокруг сделок по продаже имущества, общая площадь которого превышает 14 тыс. кв. м, разразился после того, как стало известно, что аукцион по поручению департамента проводился самарским управлением Российского фонда федерального имущества (РФФИ). О том, что такой аукцион готовится, сообщалось в мало кому известном издании под названием «Земля и доля». И это при том, что официальные документы, в том числе и по сделкам или готовящимся аукционам, должны публиковаться в официальном издании мэрии «Самарской газете». Но надзорные органы насторожил не только этот факт. Аукционы были организованы незадолго до Нового года, и на них был продан в общей сложности 81 объект муниципального имущества.

У прокуратуры и губернатора вызвало вопросы то, что стоимость 1 кв. м площади составила, по результатам аукционов, в среднем 9 тыс. р. И это при том, что многие проданные объекты расположены в центре города и в старой части Самары, где цены на недвижимость выше в разы.

После того как прокуратура инициировала проверку и объявила об этом официально, мэр Тархов поспешил заявить, что ничего не знал об этих сделках и все это проводилось руками специалистов департамента имущества города. Фактически это означало, что Тархов попытался перевести всю ответственность на главу департамента муниципального имущества Виктора Абрамова, которого сам же на эту должность и назначал. Стоит напомнить, что до перехода на муниципальную службу Абрамов много лет работал на руководящих должностях в структурах Группы «СОК». В мэрию Самары он попал сразу после избрания Тархова в 2006 г. Не исключено, что нынешняя попытка Тархова придать Абрамову образ излишне самостоятельного чиновника сделан из расчета на причастность Абрамова к Группе «СОК».

Источник «Хронографа» в прокуратуре заявил, что, вполне возможно, аукционы проводились чисто формально и никакой реальной конкуренции на них не было. В таких случаях вся недвижимость отходит лицам, заранее пролоббировавшим свои интересы через нужных людей. Не исключено, что квадратные метры были проданы не за те суммы, которые были озвучены, а дороже. Если это так, то сумма этой разницы и есть оплата услуг лоббистов.

Лишь 8 февраля Виктор Тархов освободил своим приказом Виктора Абрамова от занимаемой должности. При этом он открыто заявлял, что департамент мог проводить подобные сделки, не ставя в известность главу города. В таком случае непонятна роль самого Тархова в управлении городом. Не исключено, что этот скандал получит свое дальнейшее развитие.

В частности, в прокуратуре Самарской обл. «Хронографу» заявили, что на предстоящей неделе, возможно, состоится брифинг, на котором будут озвучены некоторые результаты проверок мэрии по фактам продажи имущества.

Единственное, в чем Тархов успел опередить прокуратуру, так это в оспаривании результатов аукциона по 81 объекту, и теперь практически во всех районных судах города в качестве ответчиков будут выступать департамент имущества и РФФИ. Все объекты отошли разного рода фирмам и предпринимателям. Вероятнее всего, они не захотят добровольно расставаться с весьма выгодными приобретениями, но в таком случае им придется давать показания о подробностях проведения сделок. Не исключено, что самарская прокуратура в рамках расследования данного инцидента предпочтет провести проверку, аналогичную тольяттинской на предмет наличия аффилированных связей у чиновников самарской мэрии. В этом случае ответ на вопрос, кто мог оказывать лоббистские услуги и для кого, может легко разрешиться.

Примечательно, что история с реализацией имущества тянется еще с прошлого года. Еще осенью 2007 г. Виктор Абрамов заявлял, что город внесет около 1300 объектов недвижимости в уставные капиталы создаваемых муниципалитетом акционерных обществ (см. «Хронограф» №33 (198) от 24.09.07). На тот момент предполагалось, что стоимость одного кв. м недвижимости, например, в здании по ул. Осипенко будет составлять около 3500 р., тогда как реальная цена в десятки раз больше. Тархов и Абрамов вместе выступили перед СМИ. В тот момент информированность Тархова о планах и действиях Абрамова не вызывала вопросов даже у него самого. Однако прокурор Самары Рашид Бадалов уже тогда высказывал подозрения по поводу механизма возникновения относительно низких расценок. Усилиями Бадалова планируемые сделки так и не состоялись. Тархов и Абрамов объясняли свои инициативы тем, что реализовать используемое не по назначению муниципальное имущество до 1 января 2009 г. их обязывает ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Между тем у экспертов «Хронографа» есть основания для предположения, что втягивание Тархова в очередной скандал, последствия которого вполне могут стоить мэру не только его должности, но и свободы, выгодно, возможно, представителям другой самарской ФПГ. Выходцев из ФПГ «Волгопромгаз» в администрации Тархова ничуть не меньше, чем из Группы «СОК». Остается лишь дождаться назначения нового главы департамента муниципального имущества, после чего проверить его на причастность к той или иной ФПГ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.