Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (670) | 13 июня 2018г.
 

Аветисян знает

Зачем СВГК и Самарагаз заказали покраску газопроводов одному и тому же лицу

Сейдамет Абреков, Павел Соколов

ОАО «Самарагаз» и ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) практически параллельно провели торги на покраску газопроводов. Обе компании, к управлению которыми имеет отношение схожая группа лиц, на эти цели решили потратить всего около 286 млн р. Подрядчик был выбран один и тот же — некое ООО «РОСТсельхоз». 20 марта 2018 г. в ЕГРЮЛ были внесены записи о том, что Владимир АВЕТИСЯН (на фото) лично стал одним из конечных бенефициаров ОАО «Самарагаз» и СВГК. До этого его имя в схемах владения этими компаниями столь явно не просматривалось.

Маляр нарасхват

28 апреля 2018 г. завершился открытый запрос ценовых котировок на выполнение работ по покраске газопроводов (в т.ч. опор), который проводило ОАО «Самарагаз». Немногим ранее подобный тендер провело ООО «СВГК». Компании дружественны друг другу. Достаточно отметить, что генеральным директором ОАО «Самарагаз» является Александр Сапрыкин. Он же является заместителем генерального директора по финансам ООО «СВГК».

Выяснилось, что ООО «РОСТсельхоз» оказалось единственным участником закупки Самарагаза. Соответственно, именно с этой компанией должен быть заключен договор ценой чуть более 118,5 млн р. на покраску газовых труб. При этом если ознакомиться с документацией данных торгов, то можно узнать, что одним из условий заказа является объем работ (он описан в Приложении № 1) в разрезе каждой муниципальной территории, где необходимо провести окраску труб. В частности, заказчик в лице Самарагаза разбил работы на 20 частей, соответствующих конкретному муниципальному образованию, с указанием конкретной площади, измеренной в квадратных метрах, по каждому муниципалитету.

При этом накануне — 27 марта 2018 г. — завершился аналогичный тендер СВГК. Все тот же РОСТсельхоз в качестве единственного участника торгов получил возможность заключить договор ценой чуть более 167,7 млн р. Однако в Приложении №1, аналогичном тому, что имелся в конкурсной документации Самарагаза, т.е. в том приложении, где описываются конкретные объемы работ по покраске газопроводов с указанием муниципалитета, где этот газопровод расположен, не содержится указаний ни на муниципалитет, ни на ориентировочную площадь работ. Странно, что в СВГК в отличие от Самарагаза не определились, какие именно газопроводы нужно покрасить. Хотя тендер там провели на месяц раньше.

Напрашивается предположение, что в случае с СВГК речь может идти о тех же газопроводах, которые будут покрашены в рамках заказа Самарагаза. Т.е. речь можно было вести о том, что оплата за похожий объем работ может быть произведена одному и тому же подрядчику, но из двух источников.

При этом не стоит исключать, что реально работы по покраске вообще будут проведены силами штатных сотрудников СВГК или Самарагаза, которые в этом случае и не узнают, что, оказывается, работают в интересах некоего РОСТсельхоза.

Если это так, то интересанты подобных «тендеров» сумеют получить возможность легко освоить примерно 286 млн р. Дополнительно в пользу этой версии работает и то, что СВГК во время торгов предпочла отказаться от услуг конкурента РОСТсельхоза, предложившего выполнить работы дешевле. Так, некое ООО «Авангард» соглашалось выполнить работы за 119,6 млн р., тогда как РОСТсельхоз предлагал цену в 167,7 млн р. Однако заявка «Авангарда» была признана «не соответствующей условиям и требованиям, предусмотренным закупочной документацией».

Что же касается ООО «РОСТсельхоз», то директором и единственным учредителем этой организации является Эдуард Николов. Компания по итогам 2016 г. отчиталась о выручке всего около 4,3 млн р. (данные за 2017 г. пока не раскрыты). А тут удалось получить возможность заработать сразу 286 млн р.

Близость позиций

Синхронность действий СВГК и Самарагаза наблюдается не впервые. Так, например, весной 2015 г. ОАО «Самарагаз» организовало торги, по итогам которых решило закупить у единственного поставщика услуги по технической эксплуатации объектов газового хозяйства на сумму около 166 млн р. И этим единственным поставщиком оказалось именно ООО «СВГК» (см. «Хронограф» №17 (545) от 25.05.15).

СВГК и Самарагаз зарегистрированы по одному адресу: г. Самара, ул. Л. Толстого, 18А. Здесь же размещены их центральные офисы. Корпоративная отчетность также говорит о близости позиций.

По данным отчета ОАО «Самарагаз» за I кв. 2018 г., из 9 членов совета директоров четверо работали или продолжают работать в ООО «Управляющая компания холдинга (УКХ) «Волгопромгаз»: Юрий Мосыченко (в 2012 г. — заместитель главы г.о. Самара; с 2012 г. по настоящее время — заместитель управляющего директора ООО «УКХ «Волгопромгаз»), Сергей Никитин (с 2010 г. по настоящее время — заместитель управляющего директора по производству ООО «УКХ «Волгопромгаз»), Вячеслав Артемьев (с августа 2012 г. по январь 2017 г. — ведущий специалист ООО «УКХ «Волгопромгаз») Татьяна Осипова (с 2007 г. по 2017 г. — заместитель генерального директора по корпоративному управлению и вопросам собственности ООО «УКХ «Волгопромгаз»). Два члена совета директоров ОАО «Самарагаз» занимают руководящие должности в зависимых от бенефициаров Холдинга «Волгопромгаз» компаниях: Татьяна Баловнева — директор департамента финансов АО «Объединенная страховая компания» (ОСК), Игорь Жарков — директор ООО «База» (г. Самара). Три остальных места в совете директоров ОАО «Самарагаз» у представителей ПАО «Газпром»:

Ольга Прохорова — заместитель начальника отдела по корпоративному взаимодействию Управления по имуществу и корпоративным отношениям ООО «Газпром межрегионгаз» (г. Санкт-Петербург), Алексей Елецкий — начальник группы по работе с газораспределительными организациями Северо-Западного и Уральского федеральных округов Управления по корпоративной политике ОАО «Газпром газораспределение» (г. Санкт-Петербург), Петр Торкановский — эксперт Управления ФАС по Самарской обл. Хотя Торкановского в этой тройке можно назвать условно представителем Газпрома в совете директоров Самарагаза. По ряду жизненных позиций он скорее близок к представителям Холдинга «Волгопромгаз». Напомним, с 2009 г. по настоящее время председателем правления ООО «УКХ «Волгопромгаз» является Владимир Аветисян (информация из отчетности ПАО «АВТОВАЗ», где на данный момент Аветисян состоит в совете директоров).

База Аветисяна

Столь неравномерное распределение мест в совете директоров ОАО «Самарагаз» объясняется тем, что ПАО «Газпром» в нем контролирует лишь 25,5% акций. При этом ООО «База» принадлежит 50% акций ОАО «Самарагаз». Остальное у местных лиц, знакомых с Холдингом «Волгопромгаз». К примеру, у Сергея Никитина — 0,0009% акций ОАО «Самарагаз». В сумме с акциями «Базы» это уже контрольный пакет ОАО «Самарагаз». Но главная изюминка всей этой истории оказалась «внутри» ООО «База».

Единственным учредителем ООО «База» является ООО «А-Групп» (г. Самара). В свою очередь единственным учредителем ООО «А-Групп» является Владимир Аветисян. Запись об этом в ЕГРЮЛ была внесена 20 марта 2018 г. В тот же день в ЕГРЮЛ была внесена запись о Владимире Аветисяне как о владельце 4% ООО «Самарапром-99». Причем это юрлицо зарегистрировано в Самаре по тому же адресу, что и ООО «УКХ «Волгопромгаз»: ул. Пионерская, 108.

В свою очередь само ООО «Самарапром-99» владеет 84% ООО «СВГК». Вторым по размеру доли в СВГК (после ООО «Самарапром-99») является ООО «База» — 6%. Остальные 10% распределены между тремя менее значимыми учредителями. Причем есть основания полагать, что в ближайшее время Владимир Аветисян еще более укрепит свои позиции в ООО «Самарапром-99». Набор признаков говорит в пользу того, что в отношении этой организации будет произведен ряд корпоративных преобразований.

Из всего вышесказанного следует, что столь странное взаимодействие СВГК и Самарагаза не может оставаться вне поля зрения Владимира Аветисяна. Следовательно, две подконтрольные ему газовые компании не могли абы кому отдать 286 млн р. под видом покраски труб. Это дает повод говорить, что ООО «РОСТсельхоз» — полезное для холдинга лицо.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.