Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (664) | 16 апреля 2018г.
 

Втайне от Азарова

Главврач СГССМП Малахов поспешил примириться с ТФОМС

Татьяна Федорова, Павел Соколов

10 апреля между ГБУЗ Самарской обл. «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» (СГССМП) и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской обл. (ТФОМС) в Арбитражном суде Самарской обл. было заключено мировое соглашение. Похоже, примириться конфликтующие стороны заставило послание врио губернатора Самарской обл. Дмитрия АЗАРОВА (на фото), в котором он выразил жесткую позицию по отношению к казнокрадам и расточителям из числа руководителей госучреждений. Действие главного врача СГССМП Вячеслава МАЛАХОВА могло быть обусловлено простым мотивом — не дать Дмитрию Азарову повод для оргвыводов.

«Это позор...»

10 апреля, в день вынужденного «примирения» главврача Малахова с ТФОМС, врио губернатора Самарской обл. Дмитрий Азаров выступил с «Посланием о положении и основных направлениях социально-экономического развития Самарской обл.». В нем он уделил особое внимание проблемам в отрасли здравоохранения: «В целом по области качеством медицинской помощи удовлетворено менее трети жителей. Главное — этот показатель не растет, несмотря на многомиллиардные вложения». Отдельно глава региона прошелся по проблемам службы скорой помощи: «Это позор, что по оперативности скорой помощи мы находимся в восьмом десятке из 85 регионов страны».

О качестве работы СГССМП также можно судить по материалам арбитражного спора между СГССМП и ТФОМС. Делу был присвоен №А55-23600/2017. Как видно из процесса между СГССМП и ТФОМС, бюджетные деньги в Самарской городской станции скорой помощи тратились не по целевому назначению.

30 августа 2017 г. СГССМП обратилась в Арбитражный суд Самарской обл. с исковым заявлением о признании недействительным требования ТФОМС. В свою очередь фонд подал встречный иск к станции скорой помощи о взыскании 6,43 млн р., из которых 5,83 млн р. — средства, перечисленные по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. В ТФОМС сочли, что эти деньги были использованы не по целевому назначению. В качестве третьего лица в дело было привлечено министерство здравоохранения Самарской обл., возглавляемое Геннадием Гридасовым. Свои требования ТФОМС сформировал по итогам проверки деятельности СГССМП (акт составлен 31 мая 2017 г.) в части расходования средств ОМС. В ТФОМС пришли к выводу, что из 93 вызовов подопечные главврача Малахова лишь в 10 случаях выезжали и оказывали помощь в соответствии с наличием полисов ОМС. Удивляет то, что на фоне этих данных на стороне СГССМП в суде против ТФОМС решило выступить министерство здравоохранения Самарской обл. В ходе судебного разбирательства представитель Минздрава сообщил: «Выплата заработной платы сотрудникам за оказание скорой медицинской помощи не застрахованным по ОМС гражданам, а также расходы на приобретение медикаментов,

горюче-смазочных материалов для оказания скорой медицинской помощи не застрахованным по ОМС гражданам, произведенные заявителем, являются целевым использованием средств, компенсированы средствами субсидии областного бюджета и не подлежит возврату в бюджет ТФОМС». От ТФОМС в свою очередь поступило письменное заявление о фальсификации представленных в суд доказательств от СГССМП.

Минздрав отреагировал

Представители фонда просили исключить из числа доказательств 83 карты вызова скорой медицинской помощи, т.к. эта помощь, по их убеждению, была оказана лицам, не застрахованным в системе ОМС. Суд специально разъяснил представителям ТФОМС уголовно-правовые последствия заявления о наличии факта фальсификации доказательств, о распространении клеветы и заведомо ложном доносе. Но ТФОМС это не испугало. В итоге представители СГССМП не нашли ничего лучше, как ходатайствовать перед судом о предоставлении им дополнительного времени «для обсуждения вопроса об исключении спорных доказательств». Кроме того, СГССМП должна была представить доказательства правомерности расходования средств ОМС на вызовы при оказании услуг психиатрическими бригадами скорой медицинской помощи. Похоже, речь шла о т.н. выводах из запоя на дому. Эта услуга оплачивается пациентами отдельно. И зачастую мимо кассы (остается только спросить: сколько с этого мог иметь главврач Малахов?). Если этот так, то становится объяснимым тезис из послания Азарова о том, что «по оперативности скорой помощи мы находимся в восьмом десятке из 85 регионов страны».

Скорее всего, обоснованных доказательств подчиненные главврача СГССМП Малахова подобрать не смогли. Соответственно, СГССМП мог грозить проигрыш в суде. Однако в условиях новых обстоятельствах (прозвучавшее 10 апреля послание Дмитрия Азарова) проигранное дело могло создать серьезные последствия для главного врача СГССМП Вячеслава Малахова (на фото) и даже отразиться на перспективах министра здравоохранения Самарской обл. Геннадия Гридасова. Скорее всего, Гридасов это понимал намного лучше Малахова.

В отличие от Малахова Гридасов мог знать не только о намеченном на 10 апреля послании Азарова, но и о содержании заложенных в нем критических оценок. Например, о том, что скажет Азаров об оперативности работы службы скорой медицинской помощи в Самарской обл. Похоже, Малахову люди Гридасова вовремя дали понять, что мировое соглашение может позволить отвлечь внимание Азарова от того, что в реальности происходит в СГССМП.

Напомним, что Вячеслав Малахов был назначен главным врачом СГССМП в ноябре 2016 г. С 2011 по 2016 г. Вячеслав Малахов работал в министерстве здравоохранения Самарской обл. в должности главного специалиста, затем главного консультанта управления организации социально значимой и специализированной медицинской помощи департамента организации медицинской помощи населению. Поэтому он хорошо знаком с Геннадием Гридасовым, возглавляющим Минздрав с декабря 2010 г.

Системная проблема

В т.г. Счетная палата Самарской обл. (СПСО) раскрыла информацию о результатах проверки СГССМП. Согласно территориальной программе государственных гарантий оказания населению Самарской обл. бесплатной медицинской помощи (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.) специализированная скорая медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения финансируется из областного бюджета. Однако в ходе проверки было установлено, что министерство здравоохранения Самарской обл. не включило данный вид скорой помощи в государственное задание СГССМП на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. «Соответственно средства облбюджета на финансовое обеспечение оказания указанного вида скорой помощи учреждению не выделялись», — сообщает СПСО. Однако в указанный период СГССМП оказывало такую помощь, что привело к необоснованной трате бюджетных средств в сумме более 15 млн р.

Но вернемся к спору между СГССМП и ТФОМС. По условиям заключенного 10 апреля мирового соглашения до января 2021 г.

СГССМП должно выплатить ТФОМС 6,4 млн р. Судя по всему, выплачиваться будут бюджетные средства, которые придется перераспределять с иных социально важных статей расходных обязательств областного бюджета. Но похоже, это будет происходить уже при новом главном враче СГССМП.

Комментарии

Виктор МОКШИН, директор ТФОМС Самарской обл.

- СГССМП представила в материалы дела 93 «Карты вызова скорой медицинской помощи» в качестве доказательства оказания скорой медицинской помощи в системе ОМС. После оценки специалистами ТФОМС приобщенных карт «Карт вызовов скорой медицинской помощи» на предмет заполнения сведений о наличии полиса ОМС у лиц, которым оказана медицинская помощь, и проверки этих сведений в Едином регистре застрахованных лиц по номеру действующего полиса ОМС выяснилось, что имеется действующий полис ОМС только у 10 лиц. Таким образом, из 93 случаев оказания скорой медицинской помощи только в 10 случаях медицинская помощь была оказана лицам, застрахованным в системе ОМС. Перечисление пациентов поименно приложено в заявлении о фальсификации доказательств, направленном в Арбитражный суд Самарской обл.